г. Киров |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А29-6791/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика Удовенко С.Н., действующей на основании доверенности от 29.12.2016, Костюк О.Н., действующей на основании доверенности от 29.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2018 по делу N А29-6791/2017, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,
по иску Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" (ОГРН 1021101124142, ИНН 1121001681)
к акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (ОГРН 1061101039779, ИНН 1101301856),
о взыскании 3 786 167 рублей 74 копеек,
установил:
Эжвинское муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз" (далее - истец, Предприятие, заявитель) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 3 786 167 рублей 74 копеек, излишне уплаченных истцом ответчику по договору энергоснабжения (электрическая энергия) от 29.11.2010 N 634015 за период с 01.05.2014 по 30.09.2015 в сумме 3 786 167 рублей 74 копейки.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Предприятие с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель указывает, что Общество в период с мая 2014 года по сентябрь 2015 года фактически не осуществляло контроль за состоянием индивидуальных приборов учета как исполнитель коммунальной услуги по поставке электроэнергии по договорам с физическими лицами. На основании писем, направленных в адрес ответчика от 12.08.2015 N 4036, от 23.09.2015 N 4593, от 02.10.2015 N 4694, от 06.10.2015 N 5151 об истечении сроков эксплуатации индивидуальных приборов учета, Общество произвело лишь частичный перерасчет, принимая и выполняя обязанность по исполнению законодательства. По утверждению истца, довод ответчика об обязанности применения норматива при начислении платы за потребленную электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учета с истекшим сроком поверки только на основании актов о признании индивидуальных приборов учета непригодными, не соответствует нормам действующего законодательства. Заявитель полагает, что именно на ответчика была возложена обязанность не допускать к использованию приборы учета с истекшим сроком поверки. Истец отмечает, что, в отличие от управляющей организации, у ответчика имелись все документы на индивидуальные приборы учета. Предприятие утверждает, что у ответчика в силу требований действующего законодательства возникла обязанность производить начисление по индивидуальным приборам учета по нормативу и произвести конечным потребителям перерасчет за период с 01.05.2014 по 30.09.2015, а Предприятию осуществить перерасчет в части общедомового потребления электроэнергии за период с мая 2014 года по сентябрь 2015 года.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; ответчик указывает, что действующим законодательством не установлена обязанность ресурсоснабжающей организации по контролю за состоянием индивидуальных приборов учета электрической энергии, указанная обязанность возложена на потребителя, либо на лицо, обслуживающее внутридомовые инженерные сети, которым является истец. По мнению ответчика, обязанность по проведению проверок индивидуальных приборов учета возложена именно на исполнителя коммунальных услуг, то есть на Предприятие. Ответчик указывает, что в его адрес истцом акты проверок индивидуальных приборов учета представлены не были, поэтому Общество отказалось произвести перерасчет по нормативу.
Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи. Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
В силу статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание апелляционного суда организовано и проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Сыктывкарского городского суда Республики Коми.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом (энергоснабжающая организация) и Предприятием (абонент) в редакции протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий, протокола согласования разногласий от 08.04.2011, протокола урегулирования разногласий N 2 (т. 4 л.д. 70-71) заключен договор энергоснабжения (электрическая энергия) от 29.11.2010 N 634015 (далее - договор) (т. 4 л.д. 23-69), в соответствии с пунктом 1.1 которого энергоснабжающая организация обязуется закупать на оптовом рынке электроэнергии (мощности) и (или) у субъектов розничных рынков электрическую энергию (мощность) и подавать абоненту в объеме, предусмотренном приложением N 1 в точки поставки, определенные приложением N 2 к договору, а также через привлечение третьих лиц оказывать абоненту услуги по передаче электрической энергии, иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией абонента, а абонент обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги на условиях, установленных договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ведении абонента электрических сетей и исправность используемых абонентом приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии. Объем потребленной электрической энергии (мощности) и услуг по ее передаче определяется с использованием приборов коммерческого учета электрической энергии, указанных в приложении N 2 к договору, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, расчетным способом.
Пунктами 3.1.2.1 и 3.1.3 договора на истца возложена обязанность обеспечить надлежащий учет электрической энергии путем соблюдения сроков поверки средств учета электроэнергии; передавать РСК/ТСО в соответствии с условиями заключенного договора в установленном порядке и сроки показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности абонента.
Согласно пункту 4.5 договора, цена фактического объема электрической энергии, подаваемой по договору, определяется в соответствии с Правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках, исходя из регулируемых тарифов, установленных для соответствующей категории потребителей, и фактического объема потребления (покупки) электрической энергии и (или) мощности абонента.
Пунктом 4.7 договора установлено, что оплата за потребленную электрическую энергию и мощность по договору производится исходя из одноставочного тарифа.
В силу положений пункта 4.10 договора оплата за поданную энергию за расчетный период производится плановыми платежами по следующим периодам платежей:
- первый платеж - 30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца;
- второй платеж - 40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца.
Плановые платежи определяются исходя из договорных объемов потребления электрической энергии (приложение N 1), утвержденных тарифов и оплачивается абонентом без выставления энергоснабжающей организации счетов.
Фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетом периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктом 8.1 договора, он вступает в силу с 01.01.2011, действует до 31.12.2011 включительно и считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если за тридцать дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит в письменной форме о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Аналогично действие договора пролонгируется на последующие годы.
В приложениях N 2, 2/1 к договору стороны согласовали объекты, на которые осуществляется поставка электрической энергии и характеристики приборов учета электрической энергии с указанием типа и номера приборов учета, установленных на каждом объекте.
Стороны заключили дополнительные соглашения к договору от 10.09.2014, от 14.10.2014, 29.12.2014, 03.03.2015, 16.04.2015, 24.04.2015, 05.05.2015, 01.06.2015 (т. 6 л.д. 125 оборот -139), согласно которым приложение N 2 к договору излагалось в новой редакции в связи с установкой общедомовых приборов учета.
Также между Предприятием (управляющая организация) и Обществом (гарантирующий поставщик) заключено соглашение об осуществлении расчетов за электрическую энергию с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах от 16.01.2013 (далее - соглашение) (т. 4 л.д. 72-79), в соответствии с пунктом 1 которого управляющая организация, осуществляющая функции по управлению многоквартирным домом (далее также - МКД), указанными в приложении N 1 к соглашению, представляет гарантирующему поставщику все полномочия по электроснабжению, право на осуществление расчетов непосредственно с собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (далее - потребители) за поставляемую в многоквартирные дома коммунальную услугу - электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды.
Пунктом 7 соглашения определено, что оно вступает в силу с 01.01.2013 и действует на период осуществления управляющей организацией функции по управлению МКД, указанных в приложении N 1 к соглашению.
В силу пункта 2 данного соглашения гарантирующий поставщик обязан от собственного лица осуществлять продажу потребителям электроэнергии, используемой в помещениях МКД и на общедомовые нужды, определять объемы электроэнергии, потребленной каждым потребителем, с учетом объемов электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществлять начисление платы за потребленную электроэнергию; формировать платежные документы потребителям и обеспечивать их доставку; получать на свой расчетный счет оплату за потребленную электроэнергию от потребителей.
Также между Предприятием (принципал) и Обществом (агент) заключен агентский договор от 01.05.2014 N 611-120/30 (далее - агентский договор) (т. 4 л.д. 80-91), согласно пункту 2.1 которого агент обязуется от имени, по поручению и за счет принципала осуществлять следующие юридические и иные действия: выполнять функции по снятию (приему) показаний индивидуальных, общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета, доставке платежных документов абонентам (собственникам и пользователям помещений в МКД, указанных в приложении N 1 к договору), начислению платы за коммунальные услуги и подготовке доставки платежных документов абонентам; осуществлять прием платежей от абонентов за оказанные поставщиком услуги в качестве платежного агента (оператора), в том числе путем урегулирования отношений с иными платежными агентами или банковскими платежными агентами.
Пунктом 8.1 агентского договора установлено, что он вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.05.2014, и действует по 31.12.2014; в случае, если не позднее чем за два месяца до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, действие договора продлевается на один календарный год и считается ежегодно продленным на тех же условиях.
К агентскому договору представлено соглашение о его расторжении от 28.11.2014 (т.4 л.д. 92), подписанное со стороны Предприятия с протоколом разногласий (т. 4 л.д. 93). Данный протокол разногласий со стороны Общества не подписан, что в совокупности с представленными в материалы дела отчетами агента за июль-декабрь 2014 года, январь - февраль 2015 года (т. 6 л.д. 53-60) свидетельствует о том, что отношения сторон в рамках агентского договора а ноябре 2014 года не были прекращены.
В период с 01.05.2014 по 30.09.2015 Общество поставляло электрическую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении Предприятия, что подтверждается представленными в материалы дел актами приема-передачи электрической энергии (т.4 л.д. 100-116), а Предприятие оплачивало поставленный коммунальный ресурс на основании выставленных Обществом счетов-фактур, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 7 л.д. 7-52, т. 8 л.д. 87-111).
23.09.2015 и 13.10.2015 Предприятие вручило Обществу претензии от 23.09.2015 N 4593 (т.1 л.д. 12-13) и от 12.10.2015 N 4802 соответственно, в которых указало, что при начислении платы за индивидуальное потребление по квартирам, указанным в приложениях к претензиям, Общество должно было производить начисление по нормативу, утвержденному приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21; неверно произведенное начисление за индивидуальное потребление привело к некорректному начислению платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды. В претензиях Предприятие просило Общество произвести соответствующий перерасчет в сторону уменьшения стоимости поставленной электроэнергии, предъявленной ответчику к оплате за период с мая 2014 года по сентябрь 2015 года.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
В обоснование предъявленных исковых требований истец представил акт осмотра индивидуальных приборов учета (т.4 л.д. 142-150, т. 5 л.д. 1-61), расчеты отклонений индивидуального потребления электроэнергии населением за спорный период (т.1 л.д. 16-150, т. 2, т. 3, т. 4 л.д. 1-22).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (статья 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике)).
Пунктом 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Согласно абзацу 6 пункта 146 Основных положений N 442, установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с данным документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Поскольку объектом энергоснабжения являются помещения в многоквартирном жилом доме, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора энергоснабжения обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В рассматриваемом споре Предприятие, выбранное собственниками помещений в многоквартирных жилых домах управляющей организацией, в силу положений пункта 2 Правил N 354 и пункта 2 Правил N 124 является исполнителем коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по электроснабжению. Для целей оказания коммунальных услуг Предприятием заключен договор снабжения электрической энергией от 29.11.2010.
При этом полномочия по определению объемов электроэнергии, потребленной каждым потребителем, с учетом объемов электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, а также внесение потребителями платы за электрическую энергию непосредственно ответчику обусловлено заключенными сторонами соглашением об осуществлении расчетов за электрическую энергию с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах от 16.01.2013 и агентским договором от 01.05.2014 N 611-120/30, в которых истец выступает как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг.
Указанное свидетельствует о несостоятельности довода истца о действии в рассматриваемый период прямых договоров энергоснабжения с собственниками (нанимателями), так как соответствующие полномочия были получены Обществом от Предприятия в рамках действовавших в спорный период договоров; таким образом, выставление Обществом квитанций за потребленную электроэнергию в части индивидуального потребления непосредственно собственникам помещений в МКД и внесение платежей за индивидуальное энергопотребление Обществу не влияет на статус Предприятия как исполнителя коммунальных услуг.
Пунктом 31 Правил N 354 на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил N 354, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев (пункт 83 указанных Правил N 354).
Подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что в случае истечения срока эксплуатации ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
По истечении указанного в пункте 59 Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным данным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из приведенных выше положений следует, что на Предприятие как исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность осуществлять проверки индивидуальных приборов учета граждан-потребителей в многоквартирных жилых домах, после чего учитывать результаты данных проверок при осуществлении начислений.
Вместе с тем, истцом доказательства проведения таких проверок в материалы дела не представлены.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67, 68, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 85 Правил N 354 в случаях, предусмотренных пунктом 82 Правил N 354, немедленно после окончания соответствующей проверки составляется акт, который подписывается представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включает следующие сведения: дата, место, время составление акта; обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Заявитель, ссылаясь на проведенные им проверки, в ходе которых им были выявлены случаи функционирования индивидуальных приборов учета электрической энергии с истекшим сроком поверки, надлежащим образом оформленные акты проверок в материалы дела не представил, ограничившись представлением единого одностороннего акта осмотра индивидуальных приборов учета, не соответствующего по форме и содержанию подпункту "а" пункта 85 Правил N 354.
Равным образом, в материалы дела не представлены соответствующие документы на приборы учета, которые с бесспорностью подтверждают заявляемые истцом доводы.
С учетом того, что у истца имелась как обязанность осуществлять проверки индивидуальных приборов учета граждан-потребителей в многоквартирных жилых домах, так и соответствующая возможность проверить объемы поставленной гражданам-потребителям в спорный период электрической энергии, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт переплаты по договору энергоснабжения от 29.11.2010 N 634015 надлежащими доказательствами не подтвержден.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2018 по делу N А29-6791/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.