г. Самара |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А65-29484/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан - Гилязеев Р.В. (доверенность от 04.05.2018),
от Федеральному агентству по управлению Государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод оросительной техники"- Сабитов И.И. (доверенность от 27.02.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2018 по делу N А65-29484/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1616024748, ОГРН 1141690002717),
Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Высокая Гора,
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ИНН 1655183653, ОГРН 1091690054763), г. Казань,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод оросительной техники", Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Высокая Гора,
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 01.08.2017 N 04/3472, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Совет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 01.08.2017 N 04/3472, и об обязании в течение месяца после вступления решения по данному заявлению в законную силу передать в собственность на безвозмездной основе земельный участок с кадастровым номером 16:16:080301:7 площадью 24 072 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Мелиораторов.
Определением суда первой инстанции от 29.11.2017 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Казанский завод оросительной техники" (л.д. 82).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2018 заявление удовлетворено. Отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в передаче земельного участка с кадастровым номером 16:16:080301:7, площадью 24 072 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Мелиораторов, из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность Высокогорского сельского поселения, изложенный в письме от 01.08.2017 N 04/3472, признан незаконным.
Суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан путем принятия не позднее одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 16:16:080301:7, площадью 24 072 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Мелиораторов, в собственность Высокогорского сельского поселения.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции в своем решении указал что Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Закон N 122-ФЗ) не устанавливает иных оснований и (или) иного порядка передачи земель в муниципальную собственность субъектов Российской Федерации. Однако на основании положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ могут рассматриваться вопросы о передаче земельных участков, занимаемых объектами недвижимого имущества, находящимися в муниципальной собственности, а также используемых органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями или учреждениями. Ввиду того, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, Территориальное управление полагает, что в данном случае должны применяться нормы Закона N 122-ФЗ.
Совет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод оросительной техники" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Третье лицо - ООО "Казанский завод оросительной техники" в судебном заседании просило решение суда оставить без изменения.
Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела Управление извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Управления.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.07.2017 Совет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан обратился в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявлением о передаче в собственность на безвозмездной основе земельного участка с кадастровым номером 16:16:080301:7 площадью 24 072 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Мелиораторов (л.д. 10).
01.08.2017 МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области письмом N 04/3472 отказало заявителю в передаче испрашиваемого земельного участка (л.д. 8-9).
В письме МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области указало, что на основании положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные а: Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) могут рассматриваться вопросы о передаче земельных участков, занимаемых объектами недвижимого имущества, находящимися в муниципальной собственности, а также используемых органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями или учреждениями.
В данном случае органы местного самоуправления представляют в Территориальные управления Росимущества соответствующее заявление с приложением документов, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
В случае, если предлагаемый к передаче земельный участок не соответствует критериям принятия решения о передаче земельного участка в соответствии с Законом N 122-ФЗ вопрос передачи такого земельного участка в муниципальную собственность следует рассматривать в соответствии с требованиями главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.07.2017 N 16/001/001/2017-67308 на федеральном земельном участке с кадастровым номером 16:16:080301:7, расположенном по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Высокая гора, ул. Мелиораторов, д. 10, расположены объекты с кадастровыми номерами 16:16:080301:87, 16:16:080301:88, 16:16:080301:89, 16:16:080301:90, 16:16:080301:91, 16:16:080301:92, 16:16:080301:93, принадлежащие на праве собственности ООО "Казанский Завод Оросительной Техники", а также расположен объект-сооружение (газопровод), протяженностью 260 м, кадастровый номер 16:16:000000:5810, принятый на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества от 25.05.2016 (N 16-16/018-16/115/001 /2016-7161/1У) по заявлению Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
На основании изложенного Территориальное управление пришло к выводу, что основания для передачи испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством отсутствуют.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:080301:7 площадью 24 072 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение (далее - испрашиваемый земельный участок) находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Испрашиваемый земельный участок относится к категории земель "Земли населенных пунктов" и имеет вид разрешенного использования "Для размещения производственной базы" (л.д. 37-52).
Решением Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 11.12.2012 N 28Б утвержден проект Генерального плана Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (л.д. 56-57).
Решением Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 11.12.2012 N 28В утвержден проект правил землепользования и застройки Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Согласно данным из публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок находится в границах Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района (л.д. 57).
Из выкопировки из Генерального плана следует, что испрашиваемый земельный участок входит в границы Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района (л.д. 13, 53-54).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой V.5, устанавливающей случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, а также порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подпунктах 1-13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом изложенного отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в передаче земельного участка из федеральной собственности послужило наличие на испрашиваемом земельного участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Казанский завод оросительной техники" со ссылкой на пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Судом первой инстанции отклонен довод ответчика о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на нахождение на нем объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Казанский завод оросительной техники" на праве собственности, как несостоятельный, поскольку нахождение на земельном участке федеральной собственности объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам на праве собственности, не может служить основанием для отказа в передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования на основании статьи 39.30 Земельного кодекса РФ.
Довод ответчика о том, что передача земельного участка в муниципальную собственность приведет к нарушению прав третьих лиц в связи с принятием решения о заключении договора аренды, подлежит отклонению в связи со следующим.
Вступившим в законную силу решением от 22.12.2015 по делу N А65-31478/2017 Арбитражный суд Республики Татарстан обязал ООО "Казанский завод оросительной техники" заключить с Межрегиональным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:080301:7.
Между тем такое основание как наличие обременения в виде аренды в отношении испрашиваемого земельного участка для отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса РФ не предусмотрено.
В силу ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает прав арендаторов, объекты недвижимости которых расположены на таком участке, в том числе права на его приватизацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что наличие обременения в виде аренды со стороны третьего лица в отношении земельного участка в соответствии с положениями пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в передаче данного земельного участка в муниципальную собственность.
Довод ответчика об отсутствии оснований для передачи испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, изложенный в оспариваемом отказе, также признан необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ данный Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
Указанный закон не регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, он не устанавливает иных оснований и (или) иного порядка передачи земель в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ к спорным отношениям применению не подлежат, в связи с чем довод ответчика об отсутствии оснований для передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность со ссылкой на пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, является необоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2018 по делу N А65-29484/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.