г. Тула |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А68-9187/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 13 августа 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 августа 2018 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Григорьевой М.А., судей Сентюриной И.Г. и Тучковой О.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беляткиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство г. Алексин" на решение Арбитражного суда Тульской области от 11 апреля 2018 года по делу N А68-9187/2017,
принятое по иску акционерного общества "МУК города Алексина" (ОГРН 1077154009921, ИНН 7111500019)
к муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство г. Алексин" (ОГРН 1157154001949, ИНН 7111019786)
о признании договора заключенным в редакции протокола урегулирования разногласий от 25.01.2017 к протоколу разногласий к договору N 496/17 от 01.01.2017 на условиях п. 4.1. договора; и по встречному иску муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство г. Алексин" (ОГРН 1157154001949, ИНН 7111019786)
к акционерному обществу "МУК города Алексина" (ОГРН 1077154009921, ИНН 7111500019)
об урегулировании разногласий по пункту 4.1 договора N 496/17 от 01.01.2017 г. на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов (ТКО),
при участии в судебном заседании до перерыва:
от МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" - представителя Ильиной Н.А. (доверенность от 01.08.2018),
от АО "Муниципальная Управляющая компания г. Алексина" - представителя Ивановой О.В. (доверенность от 05.02.2018),
при участии в судебном заседании после перерыва:
от ОАО "Муниципальная Управляющая компания г. Алексина" - представителя Орловой Л.В. (доверенность от 10.01.2018)
в отсутствии МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин", участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
АО "Муниципальная управляющая компания города Алексина", являясь управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами в городе Алексине, обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Спецавтохозяйство город Алексин", оказывающему услуги по вывозу твердых бытовых отходов, об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по выводу твердых бытовых отходов в части определения стоимости оказания услуг. В исковом заявлении АО "МУК города Алексина" просит заключить договор на условии стоимости услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов, определенной на основании Решения Собрания депутатов МО г. Алексин N 12(20).4 от 18.12.2015 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2016 год" равной 1,86 руб./кв.м (л.д. 2, т. 1).
МУП "Спецавтохозяйство город Алексин" обратилось в суд с аналогичным иском к АО "Муниципальная управляющая компания города Алексина". Согласно исковому заявлению, исполнитель коммунальной услуги (вывоз твердых коммунальных отходов) просит заключить договор на условии стоимости услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов, определенной на основании Решения Собрания депутатов МО г. Алексин N 11(32).8 от 14.12.2016 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год" равной 2,65 руб./кв.м (л.д. 7, т. 12).
Указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11 апреля 2018 года требование АО "МУК города Алексин" удовлетворено, в удовлетворении требований МУП "САХ город Алексин" по встречному иску отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "САХ г. Алексин" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 11 апреля 2018 года о согласовании условия договора в части установления платы за услуги в размере, предусмотренном договором управления многоквартирными домами, отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя и установить плату на новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя и установить плату за услуги по тарифу, установленному в решении собрания депутатов МО г. Алексин N 12 (20)4 от 18.12.2015.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывал на то, что МУП "САХ г. Алексин" не может являться обязанным лицом в отношении решений собраний собственников многоквартирного дома не может осуществлять свою деятельность по вывозу ТКО в убыток себе, так как не является стороной договора.
Определением апелляционного суда от 27 июня 2018 года судебное разбирательство было отложено на 06 августа 2018 года на 10 часов 50 минут.
03.08.2018 в материалы дела от АО "Муниципальная Управляющая Компания города Алексина" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением заместителя председателя Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2018 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Сентюриной И.Г. на судью Тучкову О.Г., в связи с чем, рассмотрение дела произведено с самого начала
В судебном заседании 06.08.2018 был объявлен перерыв до 13.08.2018 в 12 час. 50 мин. После окончания перерыва судебное разбирательство продолжено.
Определением заместителя председателя Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2018 года в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Волковой Ю.А. на судью Сентюрину И.Г., в связи с чем, рассмотрение дела произведено с самого начала.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Разногласия по условию о размере оплаты за оказанные услуги возникли между управляющей компанией АО "МУК города Алексина" и исполнителем услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) МУП "Спецавтохозяйство" при заключении договора N 469/17 от 01.01.2017, срок действия которого предусмотрен до 31.12.2017 (пункт 3.1 договора).
Перечень домов, по территориям которых оказывается услуга по сбору и вывозу ТКО, содержится в приложении N 5 к договору N 469/17 от 01.01.2017.
Управляющая компания АО "МУК города Алексина" является заказчиком услуга по сбору и вывозу ТКО в отношении многоквартирных домов на основании договоров управления, заключенных с жильцами, кроме самостоятельного волеизъявления жильцов, и на основании конкурсного отбора, проведенного муниципальным образованием, в отношении тех домов (всего таких пять), по которым жильцы не выбрали способ управления.
Управляющая компания АО "МУК города Алексина" настаивает на заключении договора на условии согласования цены оказываемых услуг в размере, установленном Решением Собрания депутатов МО г.Алексин N 12(20).4 от 18.12.2015 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2016 год" в размере равном 1, 6 8 руб./кв.м.
Настаивая на данном условии договора, АО "МУК города Алексина" представила в материалы дела договоры управления многоквартирными домами, заключенные управляющей компанией с собственниками жилых помещений в 2015-2016 годах, по условиям которых управляющая компания обязалась предоставлять собственникам жилых помещений услугу по сбору, вывозу и утилизации ТКО по стоимости 1, 8 6 руб./кв.м. При этом, пункты договоров, содержащих условия об услуге по сбору, вывозу и утилизации ТКО, содержат оговорку о том, что работы осуществляются с периодичностью и стоимостью, установленной в договоре со специализированной организацией.
Возражая против заключения договора со стоимостью услуги, определенной на основании Решением Собрания депутатов МО г. Алексин N 12(20).4 от 18.12.2015 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2016 год" в размере равном 1,68 руб./кв.м., исполнитель услуги МУП "Спецавтохозяйство" ссылается на Решение Собрания депутатов МО г. Алексин от 14.12.2016 N 11(32).8 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год", которым утверждена ставка за сбор, вывоз твердых бытовых коммунальных отходов в размере 2,65 руб./кв.м., просит суд признать договор заключенным на условиях указанной цены. Исполнитель услуги полагает, что стоимость услуги должна определяться согласно тарифам, установленным компетентным органом на соответствующий период (2017 год).
Оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1, частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны вправе определить условия, заключаемого ими договора по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом (статья 422 ГК РФ).
Согласно статьям 445, 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В настоящем споре рассматриваются разногласия при заключении договора N 469/17 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов от 01.01.2017. Срок действия договора установлен с 01.01.2017 по 31.12.1017 (пункт 3.1 договора).
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что предметом настоящего договора является оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 1.2 договора исполнитель (МУП "САХ г. Алексин) принимает на себя обязательства по организации сбора, транспортирования и размещения ТКО (твердых коммунальных отходов), образуемых в результате жизнедеятельности населения, проживающих в жилых домах, находящихся в управлении заказчика (АО "МУК города Алексин") согласно приложению к договору N 5, а заказчик обязуется принять и оплатить услугу.
Согласно условиям договора под твердыми коммунальными отходами подразумеваются твердые бытовые отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях с целью удовлетворения личных и бытовых нужд.
Стоимость услуг должна определяться в соответствии с пунктом 4.1 договора ежемесячно в сумме денежных средств, поступающих от населения, проживающего в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО "МУП города Алексин" по статье "сбор, вывоз и размещение ТБО и КГО".
АО "МУК города Алексина" является заказчиком услуга по сбору и вывозу ТКО в отношении многоквартирных домов на основании договоров управления, заключенных с жильцами многоквартирных домов.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Таким образом, оплата услуги за обращение с твердыми бытовыми отходами согласно статье 154 ЖК РФ включена в структуру платы за коммунальные услуги независимо от вида пользования жилым помещением (наниматель, собственник).
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Обработка и захоронение твердых коммунальных отходов относятся к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Законом об отходах производства и потребления, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статьи, 24.9 Закона об отходах производства и потребления).
Согласно пунктам 4, 5 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов. Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО.
Апелляционный суд полагает, что МУП "САХ город Алексин", являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, правомерно настаивает при заключении договора на 2017 год на определении цены, равной тарифу, утвержденному Решением Собрания депутатов МО г.Алексин от 14.12.2016 N 11(32).8 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год" в размере 2,65 руб./кв.м.
Довод АО "МУК города Алексина" о том, что в отношении пяти домов, договоры управления по которым заключались на основании открытого конкурса от 16.08.2016, проведенного администрацией МО город Алексин, условия договоров управления не могут изменяться в течении двух лет, они должны соответствовать конкурсной документации, отклоняется апелляционным судом, поскольку конкурсная документация (л.д. 47-141, том 13,) не содержит условия о стоимости услуги вывоза ТКО на период 2017 года.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что все договоры управления, заключенные управляющей компанией с жильцами, в отношении услуги по сбору, вывозу и утилизации ТКО содержат отметку о том, что указанные работы выполняются с периодичностью и стоимостью, установленной в договоре со специализированной организацией.
Правовой вывод о том, что обработка и захоронение твердых коммунальных отходов относятся к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы, содержит апелляционное определение Верховного Суда РФ от 07.06.2018 N 18-АПГ18-18 об отмене решения Краснодарского краевого суда от 21.03.2018.
Таким образом, в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества, при этом, может исполнять обязанность по оказанию надлежащих услуг, как собственными силами, так и с привлечением иных организаций. Однако, стоимость услуги обработки твердых коммунальных отходов не может превышать предельные тарифы.
В настоящем случае, фактическое оказание МУП "САХ город Алексин" в период с 01.01.2017 по 31.12.1017 услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов по территориям домов, находящихся в управлении АО "МУК города Алексина" подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
При этом, апелляционный суд приходит к выводу, что оказанные услуги должны оплачиваться заказчиком услуги - управляющей компанией по цене, определенной согласно тарифу, установленному в спорный период для данного муниципального образования. Правовые основания для понуждения исполнителя услуги к исполнению услуги по вывозу ТКО на условиях цены ниже, чем установлена регулирующим органом, у суда отсутствуют.
Решение Собрания депутатов МО г.Алексин от 14.12.2016 N 11(32).8 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год", которым утверждена ставка за сбор, вывоз твердых бытовых коммунальных отходов в размере 2,65 руб./кв.м.
На основании изложенного, условие договора N 469/17 от 01.01.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов о цене услуги подлежит определению в редакции, предложенной исполнителем услуги МУП "САХ г. Алексин".
В удовлетворении требования АО "Муниципальная управляющая компания города Алексина" апелляционный суд отказывает.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по встречному иску МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" в размере 6 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" в размере 3000 рублей относятся на АО "МУК города Алексин".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 11 апреля 2018 года по делу N А68-9187/2017 отменить.
В удовлетворении иска Акционерного общества "Муниципальная управляющая компания города Алексина" отказать.
Иск Муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство город Алексин" удовлетворить.
Признать заключенным договор N 496/17 от 01.01.2017 между АО "МУК города Алексина" и МУП "Спецавтохозяйство г.Алексина" на следующих условиях: "пункт 4.1. Стоимость услуг, оказываемых исполнителем по настоящему договору определяется ежемесячно в сумме денежных средств, поступивших от населения, проживающего в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО "МУК города Алексина" по статье "Сбор, вывоз и размещение ТБО и КГО". Расчет стоимости услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов осуществляется на основании Решения Собрания депутатов МО г.Алексин N 11(32).8 от 14.12.2016 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год" равной 2,65 руб./кв.м".
Взыскать с АО "МУК города Алексин" в пользу МУП "Спецавтохозяйство г.Алексин" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. по иску и в размере 3 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.А. Григорьева |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.