г. Самара |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А65-27892/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
от третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан - не явился, извещён,
общества с ограниченной ответственностью "Лесное" - не явился, извещён,
ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Лесное" Мингазова Р.Р. - не явился, извещён,
Мингазова Расиля Рафаиловича - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесное" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 марта 2018 года по делу N А65-27892/2017 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению публичного акционерного общества "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", город Казань Республики Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
общества с ограниченной ответственностью "Лесное", город Казань Республики Татарстан,
ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Лесное" Мингазова Р.Р., город Казань Республики Татарстан,
Мингазова Расиля Рафаиловича, город Казань Республики Татарстан,
о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан (далее - ответчик, 18 инспекция), с привлечением в качестве третьих лиц УФНС России по Республики Татарстан, ООО "Лесное", ликвидатора ООО "Лесное" Мингазова Р.Р., Мингазова Расиля Рафаиловича, о признании недействительным решения о внесении в ЕГРЮЛ записи ГРН 2171690729098 от 20 апреля 2017 года о начале процедуры ликвидации ООО "Лесное" и обязании исключить из ЕГРЮЛ запись ГРН 2171690729098 от 20.04.2017 г. о начале процедуры ликвидации ООО "Лесное".
Решением суда от 27.03.2018 г. заявление общества удовлетворено полностью.
Суд признал недействительным решение инспекции о внесении в ЕГРЮЛ записи ГРН 2171690729098 от 20.04.2017 г. о начале процедуры ликвидации ООО "Лесное" и обязал инспекцию исключить из ЕГРЮЛ запись ГРН 2171690729098 от 20.04.2017 г. о начале процедуры ликвидации ООО "Лесное", а также взыскал с инспекции 3 000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
ООО "Лесное", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
18 инспекция поддержала апелляционную жалобу ООО "Лесное", просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции 13.04.2017 г. вх. N 20139А от ликвидатора ООО "Лесное" поступило уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, подписанное Мингазовым Р.Р., при этом подпись заявителя нотариально засвидетельствована, в том числе: решение единственного участника от 12.04.2017 г., согласно которому принято решение о ликвидации ООО "Лесное" и назначении ликвидатора Мингазова Р.Р., а по результатам рассмотрения представленных документов за вх. N 20139А, инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора с присвоением государственного регистрационного номера (ГРН) 2171690729098.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ст. 1).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии Приказом Минфина России от 22.06.2012 г. N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставлении Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" таким органом являются налоговые органы.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с п.п. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 13.10.2011 г. N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Пункт 2 ст. 61 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
При этом ликвидация может производиться в порядке, установленном ст. 63 ГК РФ или Законом о банкротстве.
В силу п. 1, 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
В соответствии с п.п. "а" и "б" п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, регистрационные действия по процессу ликвидации являются производными, в том числе, от принятого решения о начале процедуры ликвидации.
Таким образом, процесс ликвидации начинается с момента принятия решения о ликвидации и последующих действий, описанных выше.
В соответствии с п. 3 ст. 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов.
Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Из анализа названных норм следует вывод, что с момента возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве) процесс ликвидации по правилам ст. ст. 61 - 63 ГК РФ не может быть осуществлен, процедура ликвидации юридического лица в таком случае должна быть произведена только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, законодатель установил невозможность добровольной ликвидации, если начата процедура принудительной ликвидации.
Аналогичное правило содержится абз. 2 п. 3 ст. 64 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", п. 29 постановления Пленума ВАС РФ N 29 от 15.12.2004 г.
В рассматриваемом случае судом правильно установлено, что ООО "Лесное" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.05.2009 г., о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись. Единственным участником общества является Ломовцев Олег Евгеньевич.
В Арбитражный суд Республики Татарстан 03.04.2017 г. поступило заявление ООО "Недвижимость плюс" г. Казань, (ИНН 1655250042, ОГРН 1121690058137), о признании ООО "Лесное", г. Казань (ИНН 1655176455, ОГРН 1091690024172), несостоятельным (банкротом), которое определением суда от 07.04.2017 г. по делу N А65-7439/2017 принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления.
Единственным участником общества 12.04.2017 г. принято решение о ликвидации ООО "Лесное", назначении ликвидатором Мингазова Расиля Рафаилевича, оформленное решением от 12.04.2017 г., а распиской от 13.04.2017 г. подтверждается получение регистрирующим органом данного решения и уведомления о его принятии.
Таким образом, судом правильно установлено, что ликвидация ООО "Лесное" по правилам ст. ст. 61 - 63 ГК РФ была инициирована после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) N А65-7439/2017, что является нарушением положения п. 3 ст. 63 ГК РФ и влечет недействительность решения регистрирующего органа по правилам главы 24 АПК РФ.
Также судом правильно указано, что о процедуре принудительной ликвидации в форме банкротства налоговый орган на момент вынесения оспариваемого решения знал (мог знать), поскольку определение о возбуждении дела о несостоятельности (банкротства) должника ООО "Лесное", г. Казань (ИНН 1655176455, ОГРН 1091690024172), было принято на основании заявления ООО "Недвижимость плюс" г. Казань, судом в рамках дела N А65-7439/2017 - 07.04.2017 г. и опубликовано в информационной базе на официальном сайте Арбитражного суда РТ.
Данные сведения должны были учитываться при совершении юридически значимых действий, как самим ликвидируемым лицом, так и регистрирующим органом.
Помимо публичных сведений из информационной базы на официальном сайте арбитражного суда о возбуждении в отношении ООО "Лесное" производства по делу о несостоятельности (банкротстве) заявитель также представлял в регистрирующий орган свои возражения относительно незаконности добровольной ликвидации должника и производства регистрационных записей в связи с добровольной ликвидацией должника.
Кроме того, как следует из базы данных АС Республики Татарстан, копия определения суда по делу N А65-7439/2017 о принятии заявления и возбуждении дела о несостоятельности (банкротства) должника ООО "Лесное" от 07.04.2017 г. была направлена в адрес инспекции.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что права настоящего заявителя нарушены, поскольку решение о начале ликвидации и производное от него оспариваемое решение регистрирующего органа явились основанием для установления упрощенной процедуры банкротства в форме ликвидируемого должника, несмотря на то, что стороны обращались в суд о признании должника банкротом, то есть общего порядка банкротства, тем самым был нарушен баланс интересов сторон при принудительной ликвидации должника.
При этом, упрощенная процедура ликвидируемого должника предусматривает сокращенные сроки закрытия реестра требований кредиторов.
Согласно правилам о порядке расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, закрепленным в ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве), общий срок закрытия реестра требований кредиторов составляет два месяца с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом кредиторы имеют возможность предъявить свои требования еще, как минимум, в процедуре наблюдения, которая должна быть завершена в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в суд.
Правила о процедуре банкротства ликвидируемого должника предусматривают сокращенный срок закрытия реестра требований кредиторов, который составляет один месяц.
Таким образом, проведение процедуры банкротства ликвидируемого должника лишит кредиторов законного времени для предъявления требований к должнику.
При этом следует обратить внимание на то, что срок, отведенный для предъявления требований кредиторов в процедуре банкротства ликвидируемого должника, является пресекательным и не подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, суд правильно посчитал, что должник намеренно принял решение о ликвидации по правилам ст. ст. 61 - 63 ГК РФ с целью установления по делу о банкротстве упрощенной процедуры ликвидируемого должника, что противоречит ст. 10 ГК РФ.
Внесение инспекцией оспариваемой записи нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, включая права кредитора по делу о банкротстве должника (право участвовать в первом собрании кредиторов в наблюдении, право определения последующей процедуры в деле о банкротстве, право выдвигать и голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего).
Аналогичная позиция изложена по делам в постановлениях АС Поволжского округа от 15.03.2017 г. N А57-16693/2016, от 27.02.2018 г. N А65-21213/2017.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва налогового органа, считает их необоснованными и соглашается с выводами суда первой инстанции, признавшего нарушенными права заявителя, поскольку решение о начале ликвидации и производное от него оспариваемое решение регистрирующего органа явились основанием для установления упрощенной процедуры банкротства в форме ликвидируемого должника, несмотря на то, что кредитор обращался с заявлением о признании должника банкротом и введении процедуры наблюдения, то есть общего порядка банкротства, тем самым был нарушен баланс интересов сторон при принудительной ликвидации должника.
При этом упрощенная процедура ликвидируемого должника предусматривает сокращенные сроки закрытия реестра требований кредиторов, в связи с чем проведение процедуры банкротства ликвидируемого должника лишает кредиторов законного времени для предъявления требований к должнику. Более того, срок, отведенный для предъявления требований кредиторов в процедуре банкротства ликвидируемого должника, является пресекательным и не подлежит восстановлению.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно сделал вывод о том, что принятие инспекцией незаконного решения нарушило права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы жалобы и отзыва инспекции, по которым представители ООО "Лесное" и регистрирующего органа не согласны с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судом первой инстанций.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 марта 2018 года по делу N А65-27892/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.