г. Москва |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А41-82538/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ИП Глаголева Ю.Б.: лично (паспорт), Булгакова О.П., по доверенности от 20.09.2017;
от Администрации Клинского муниципального района: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Глаголева Юрия Борисовича на решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2018 года по делу N А41-82538/17, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению ИП Глаголева Ю.Б. к Администрации Клинского муниципального района, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Глаголев Ю. Б. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Клинского муниципального района с требованиями:
- об обязании направить сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 для внесения необходимых изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с "для многоэтажной застройки" на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки";
- обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 в редакции истца сроком на 3 года однократно для завершения строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома и выдать разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2018 года по делу N А41-82538/17 в удовлетворении заявленных требований ИП Глаголеву Ю. Б. отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка от 26.03.2012 между Администрацией Клинского муниципального района и ИП Глаголевым Ю.Б. заключался договор аренды от 26.03.2012 N 2955, на основании которого сроком на 3 года предпринимателю предоставлен земельный участок площадью 1923 кв.м с кадастровым номером 50:03:0060301:214, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, г. Высоковск, ул. Кирова, участок N 4, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства многоэтажного жилого дома. Характеристики земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214, в том числе вид разрешенного использования, подтверждаются кадастровым паспортом от 11.01.2012.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по собственной либо на основании предложений юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно пунктам 5, 8, 10 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
В соответствии с частью 11 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Кроме того, исходя из требований частей 16 и 17 статьи 45, части 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет
". В соответствии с постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 20.10.2011 N 271 ИП Глаголеву Ю.Б. разрешена подготовка документации по планировке территории части жилого квартала по ул. Владыкина - ул. Кирова г. Высоковск Клинского района для размещения жилой застройки с объектами инфраструктуры.
На основании указанного постановления ООО "ПСО "Эксперт" разработан Проект планировки территории N 04/12-ППТ. МО, предусматривающий размещение на земельном участке с кадастровым номером 50:03:0060301:214 только малоэтажной жилищной застройки.
Постановлением Главы Клинского муниципального района от 20.12.2012 N 158-ПГ согласованы результаты публичных слушаний по обсуждению указанного проекта планировки территории части жилого квартала.
Постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 06.06.2013 N 1002 утверждена документация по планировке территории части жилого квартала по ул. Владыкина - ул. Кирова г. Высоковск Клинского района. Материалами дела подтверждается, что данное постановление и схема архитектурно- планировочной организации территории опубликованы в установленном законом порядке.
Поскольку утвержденный Проект планировки территории N 04/12-ППТ. МО предполагает использование земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 в целях размещения малоэтажной многоквартирной жилой застройки, Глаголев Ю.Б. указывает, что постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 06.06.2013 N 1002 изменен вид разрешенного использования земельного участка, в связи с чем Администрация Клинского муниципального района Московской области обязана направить в регистрирующий орган соответствующие сведения и внесении изменений в ЕГРН в отношении вида разрешенного использования такого участка. Так как сведения об изменении вида разрешенного использования не внесены в ЕГРН Глаголев Ю.Б. лишен права использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 для целей строительства.
При этом, как указывается заявителем, и подтверждается материалами дела, на основании разрешения на строительство от 06.09.2013 N RU 50506000-1396 в границах земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 возведен трехэтажный жилой многоквартирный дом, незавершенный строительством.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Глаголев Ю.Б. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч. 3 ст. 85 ЗК РФ допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Соответственно, вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, в том числе должно учитываться то, какие объекты находятся на земельном участке в случае их размещения на нем.
Как следует из кадастрового паспорта от 11.01.2012 и выписки из ЕГРН от 24.10.2017 земельный участок с кадастровым номером 50:03:0060301:214 имеет вид разрешенного использования - для строительства многоэтажного жилого дома.
При этом заявителем указывает, что в границах данного участка осуществлено строительство трехэтажного жилого многоквартирного дома в соответствии с утвержденной документацией по планировке г. Высоковск.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
На основании статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 ГрК РФ.
Согласно пункту 11 статьи 39 ГрК РФ, в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав в том числе принятое им решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку правила землепользования и застройки в городском поселении Высоковск Клинского муниципального района Московской области не приняты, изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется решением главой муниципального района с учетом публичных слушаний.
Судом установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 Администрацией Клинского муниципального района Московской области ни в соответствии с утвержденной документацией по планировки, ни по заявлению Глаголева Ю.Б. не изменен.
Вместе с тем, постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 06.06.2013 N 1002, на которое ссылается заявитель в обоснование своих требований, утвержден проект планировки территории части жилого квартала по ул. Владыкина - ул. Кирова г. Высоковск Клинского района.
Данное постановление не содержит сведений об установлении и/или изменении видов использования земельных участков, в том числе не содержит решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214.
Сам по себе утвержденный проект планировки, содержащий информацию о необходимости изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214, по смыслу градостроительного и земельного законодательства не является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений и не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по направлению регистрирующему органу соответствующих документов.
Согласно протоколу публичных слушаний от 23.11.2012 N А/14-12 и заключению комиссии по проведению публичных слушаний в ходе публичных по проекту планировки территории г. Высоковск вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 на обсуждениене выносился и, как следствие, не обсуждался.
Кроме того, в материалы дела представлено постановление Администрации Клинского муниципального района Московской области от 16.10.2017 N 2479 об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района Московской области от 06.06.2013 N 1002.
Таким образом, доказательств проведения Администрацией Клинского муниципального района Московской области публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214, равно как и принятия решения об изменении вида разрешенного использования в порядке статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" в материалы дела не представлено, судом данные обстоятельства также не установлены.
В этой связи суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 не менялся, оснований для внесения в ЕГРН соответствующих сведений не имеется.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Кроме того, в соответствии с п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что владельцам объектов незавершенного строительства, права на которые возникли до 01.03.2015, либо арендаторам земельных участков по договорам аренды, заключенным до этого же срока, предоставляется право на заключение (продление) договора аренды однократно сроком на три года для завершения строительства вне зависимости от наличия регистрации объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:03:0060301:214 предоставлялся Глаголеву Ю.Б. по договору аренды от 26.03.2012 N 2955 по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка от 26.03.2012.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что на данном участке расположен объект незавершенного строительства трехэтажный жилой многоквартирный дом.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-170683/15 договор аренды от 26.03.2012 N 2955 признан недействительным (ничтожным) ввиду несоответствия вида разрешенного использования земельного участка фактическим целям его предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При данных обстоятельствах, Глаголев Ю.Б. по смыслу статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является лицом, которому подлежит предоставлению однократно земельный участок для завершения строительства, поскольку права данного лица на земельный участок с кадастровым номером 50:03:0060301:214 не считаются возникшими до 01.03.2015, факт существования объекта незавершенного строительства, степень его готовности и правомерность возведения данного объекта не подтверждены заявителем, в материалах дела соответствующие юридически значимые документы не представлены.
Кроме того, срок разрешения на строительство от 06.09.2013 N RU 50506000-1396 истек и не подлежит продлению в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (п. 4 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно пункту 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Согласно части 20 статьи 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющем государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Таким образом, из положений части 20 статьи 51 ГрК РФ прямо следует, что единственным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство является обстоятельство отсутствия начатого строительства объекта до истечения срока подачи заявления на продление срока.
Иных оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство градостроительным законодательством не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается, что разрешение на строительство от 06.09.2013 N RU 50506000-1396 выдано Глаголеву Ю.Б. на срок - до 30.05.2014. Сведений о продлении данного разрешения на строительство не имеется. Доказательств обращения заявителя с заявлением о продлении срока разрешения на строительства за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения в материалы дела не представлено.
Новое разрешение на строительство также не подлежит выдаче Глаголеву Ю.Б. на основании решения суда, поскольку заявителем не представлено доказательств обращения за разрешением на строительство и отказа в предоставлении данной государственной услуги.
Кроме того, согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство заявитель должен представить в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
На момент рассмотрения настоящего спора Глаголев Ю.Б. законным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060301:214 не является по изложенным выше основаниям.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2018 года по делу N А41-82538/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.