город Самара |
|
5 июня 2018 г. |
Дело N А55-33129/2017 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал" на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2018 (судья Бунеев Д.М.), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А55-33129/2017 по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к муниципальному предприятию городского округа Самара "Городской земельный центр" о взыскании долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному предприятию городского округа Самара "Городской земельный центр" (далее - ответчик) о взыскании 85 293 руб. 94 коп. долга за период с 01.08.2014 по 30.06.2017 и с 19.08.2014 по 30.06.2017 и 14 840 руб. 23 коп. пени.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2018 иск удовлетворен.
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Ремжилуниверсал" (далее.- заявитель, податель) обжаловало судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе заявитель просит решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В апелляционной жалобе изложено ходатайство о процессуальном правопреемстве, мотивированное реорганизацией ответчика. Данное ходатайство является обоснованным, подтверждено документально и в соответствии со ст. 48 АПК РФ подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" создана в соответствии со ст. 178 Жилищного кодекса РФ, законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
В многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул. Ивана Булкина, д. 81 ответчику на праве хозяйственного ведения принадлежат нежилые помещения, площадью 270,7 м2 и площадью 202,3 м2. Указанные нежилые помещения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости 19.08.2014 и 28.06.2013, что подтверждается представленными истцом выписками из указанного реестра.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 Гражданского кодекса РФ).
В силу абзаца пятого п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Поэтому право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 294 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом.
Исходя из смысла статей 210, 216, 294 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения, распространяются требования ч. 3 ст. 30, ч. 1, 2, 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ о содержании общего имущества в многоквартирном доме и внесении платы за помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 Гражданского кодекса РФ). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам Жилищного кодекса РФ (ст. 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст.171 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2014, 2015, 2016, 2017 годы производится на основании постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, от 17.12.2014 N 784, от 11.06.2015 N 333, от 08.06.2016 N 293, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017 годы на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,0 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 рубля. На 2017 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 рублей.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара ул. Ивана Булкина, д. 81, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - истца.
Ответчику в данном многоквартирном доме на праве хозяйственного ведения принадлежат нежилые помещения площадью 202,3 м2 (нежилое помещение н1 на первом этаже, право хозяйственного ведения зарегистрировано 28.06.2013) и площадью 270,7 м2 (нежилое помещение на 1 этаже, право хозяйственного ведения зарегистрировано 19.08.2014), что подтверждается выписками из ЕГРН от 28.11.2017 N 99/2017/38372502 и от 29.11.2017 N 99/2017/38631568. Задолженность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.06.2017 и с 19.08.2014 по 30.06.2017 (соответственно) составила всего 85 293 руб. 94 коп.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика пени в связи с просрочкой оплаты долга в размере 14 840 руб. 23 коп. на основании ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ за период с 11.09.2014 по 01.12.2017.
В п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Положениями ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае несвоевременной уплаты взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта подлежат уплате пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 210, 215, 216, 294, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 153, 154, 155, 158, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить ответчика - муниципальное предприятие городского округа Самара "Городской земельный центр" на его правопреемника - муниципальное предприятие городского округа Самара "Ремжилуниверсал".
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2018 года по делу N А55-33129/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33129/2017
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Муниципальное Предпиятие г.о. Самара "Городской Земельный Центр"
Третье лицо: Муниципальное предпириятие г.о. Самара "РЕМЖИЛУНИВЕРСАЛ", Муниципальное предприятие г.о. Самара "РЕМЖИЛУНИВЕРСАЛ"