г. Ессентуки |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А15-5454/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Джамбулатова С.И., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микейловой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО "Новолакский район" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.02.2018 по делу N А15-5454/2017 (судья Ф.С. Лачинов)
по исковому заявлению Администрации МО "Новолакский район" к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Дагестанский государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству", Правительство Республики Дагестан о взыскании
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО "Новолакский район" (далее администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства о взыскании 4036516 руб.
К участию в деле в качестве второго ответчика, суд первой инстанции привлек Министерство финансов Республики Дагестан
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, суд первой инстанции привлек ОАО "Дагестанский государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству" и на стороне ответчика Правительство Республики Дагестан.
Решением от 28.02.2018 в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционной суд с жалобой в которой просит решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.02.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований администрации в полном объеме.
Администрацией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
Суд признает причины пропуска администрацией срока на подачу апелляционной жалобы, изложенные в ходатайстве, уважительными.
В ходе рассмотрения дела, суд определил, ходатайство администрации о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы удовлетворить, восстановить срок на подачу апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан не подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях разработки и утверждение документов территориального планирования поселений, между МО "Новолакский район" и ОАО "Дагестанский государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству" были заключены муниципальные контракты N ОАЭФ-20 от 28.12.2015 и N ОАЭФ-19 от 30.12.2015 на проведение указанных услуг.
30.07.2010 было принято Постановление Правительства Республики Дагестан N 276 "О подготовке документов территориального планирования поселений, входящих в состав муниципальных районов, входящий в состав муниципальных районов", в котором было предусмотрено софинансирование работы из республиканского бюджета, ввиду недостаточности финансовых средств в местных бюджетах.
Между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее- Минстрой РД) и Администрацией МО "Новолакский район" было заключено Соглашение, связанное с осуществлением последними полномочий по подготовке документов территориального планирования (генеральных планов) поселений, входящих в состав МО "Новолакский район", подписанное 13.04.2015.
В связи с низким уровнем бюджетной обеспеченности муниципального района и для упорядочения расходов при подготовке генпланов поселений Соглашение предусматривало софинансирование из Республиканского бюджета РД на 2015 год и из местного бюджета поселения на тот же год.
При этом Минстрой РД соответствии с п. 2.1. указанного Соглашения должен был осуществить: организационно-методическую помощь при подготовке и утверждении генпланов; финансирование разработки генпланов поселений за счет средств республиканского бюджета в объеме 80% от всей стоимости работ по контракту по мере поступления средств на счет Министерства.
МО "Новолакский район" осуществляло финансирование работ в объеме 20%.Администрация МО "Новолакский район" выполнило свою часть соглашения и выплатила за выполненные работы по муниципальным контрактам N ОАЭФ-20 от
28.12.2015 и N ОАЭФ-19 от 30.12.2015 финансовые средства в сумме 1 009 129 руб. 23 мая 2017 г. Арбитражным судом Республики Дагестан принято решение по делу N А-15-6264/2017 о взыскании с МО "Новолакский район" в пользу ОАО "Дагестанский государственный научно исследовательский и проектно- изыскательский институт по землеустройству" 4036516 руб. основной задолженности и 43183 руб. 54 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Указанное решение вступило в законную силу 24 июня 2017 г. и подлежит исполнению.
За МО "Новолакский район" числится задолженность в сумме 4 036 516 руб. (80%) по муниципальным контрактам N ОАЭФ-19 от30.12.2015 и NОАЭФ-20 от 28.12.2015.
Исполнительный лист по указанному делу находится в Отделении по Новолакскому району Управления Федерального Казначейства по Республике Дагестан. Администрация Новолакского района не имеет финансовой возможности исполнить обязательства по исполнительному документу и в соответствии с действующим бюджетным законодательством отделением казначейства приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете истца.
Администрация МО "Новолакский район" неоднократно обращалась письменно в Минстрой Республики Дагестан с просьбой исполнить финансовые обязательства по заключенному соглашению, на что поступил ответ N 03.2-7614 от 29.11.2016, в котором сообщили, что обязательство будет исполнено по мере поступления денежных средств на счет Минстроя РД.
Претензия истца N 1215/01-46 от 10.08.2017 ответчиком оставлена без удовлетворения.
Неисполнение Соглашения о выделении денежных средств послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Как верно установлено судом первой инстанции в соответствии с п. 2.1 Соглашения о подготовке документов территориального планирования (генеральных планов) поселений, входящих в состав муниципального образования "Новолакский район", на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан на 2015 год и местных бюджетов на 2015 год (далее - Соглашение) осуществляет Минстрой РД, в том числе, финансирование разработки генеральных планов поселений за счет средств Республиканского бюджета в объеме 80% от всей стоимости работ по контракту по мере поступления денежных средств на счет министерства.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23 мая 2017 года по делу А15-6264/2017 установлено, что по муниципальному контракту Минстрой РД стороной не является.
Соглашение было заключено на основании пункта 2 Постановления Правительства Республики Дагестан от 30 июля 2010 года N 276 "О подготовке документов территориального планирования поселений, входящих в состав муниципальных районов Республики Дагестан".
Следовательно, Соглашение было заключено Минстроем РД по поручению и от имени Правительства Республики Дагестан по пункту 2 указанного постановления, вследствие чего в силу положений пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации возникло расходное обязательство субъекта Российской Федерации, а не Минстроя РД.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Республики Дагестан обязанность по обеспечению финансирования подготовки генеральных планов поселений возложена на Министерство финансов Республики Дагестан, а на Минстрой РД возложена обязанность представления Минфину РД предложений по финансированию.
Предоставление средств республиканского бюджета Республики Дагестан на условиях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, осуществляется в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, посредством предоставления межбюджетных субсидий.
В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного кодекса.
При этом, в соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, направленные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N 06-04-11/01/69500, установлены требования к нормативному правовому акту, устанавливающему условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 июля 2010 года N 276 "О подготовке документов территориального планирования поселений, входящих в состав муниципальных районов Республики Дагестан" не содержит положений, предусмотренных вышеназванными Методическими рекомендациями, и не может являться основанием заключения соглашения о софинансировании.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документов территориального планирования поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных поселений.
Исполнение данных полномочий муниципальным районом является нарушением принципа самостоятельности бюджетов, утвержденного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями на софинансировании расходов по подготовке документов территориального планирования (генеральных планов) поселений нормативными правовыми актами Республики Дагестан не утверждалось.
Соглашение о подготовке документов территориального планирования (генеральных планов) поселений, входящих в состав муниципального образования "Новолакский район" на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан на 2015 год и местных бюджетов на 2015 год, заключенное между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и администрацией муниципального образования "Новолакский район", не соответствует требованиям действующего законодательства и, в соответствии с положениями статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является основанием для возникновения расходных обязательств Республики Дагестан по предоставлению межбюджетных субсидий.
Как верно установлено судом первой инстанции указанные обязанности Минстроем РД исполнены, в качестве доказательств данного факта, к отзыву на исковое заявление в суде первой инстанции приложены письменные предложения Минстроя РД в Правительство РД и Минфин РД в 2016 - 2017 годах о необходимости софинансирования из республиканского бюджета работ по разработке генпланов поселений, входящих в состав муниципальных районов республики, в том числе MP "Новолакский район", о необходимости погашения образовавшейся задолженности республиканского бюджета по этим обязательствам.
Как верно указал суд первой инстанции, надлежащим органом, представляющим в отношениях по предмету иска расходные обязательства Республиканского бюджета Республики Дагестан, является Министерство финансов Республики Дагестан, а не Минстрой РД, заключивший упомянутое соглашение в целях реализации поручения по указанному Постановлению Правительства Республики Дагестан.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 июля 2010 года N 276 "О подготовке документов территориального планирования поселений, входящих в состав муниципальных районов Республики Дагестан" не содержит положений, устанавливающих цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями.
Для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на софинансирование полномочий органов местного самоуправления по подготовке документов территориального планирования (генеральных планов) поселений, требовалось принятие нормативного правового акта, устанавливающего:
- цели предоставления субсидии;
- условия предоставления субсидий;
- условия расходования субсидий;
- критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий;
- методика распределения субсидий между муниципальными образованиями, включающая определение уровня софинансирования со стороны муниципальных образований;
- порядок оценки эффективности использования субсидий, включающий индикаторы, характеризующие достижение поставленных целей и методики их оценки;
- сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий;
- основания и порядок применения мер финансовой ответственности муниципального образования при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидий, в том числе порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий.
Для разработки такого нормативного правового акта, пунктом 2 постановления Правительства Республики Дагестан от 30 июля 2010 года N 276 "О подготовке документов территориального планирования поселений, входящих в состав муниципальных районов Республики Дагестан" Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан было поручено обеспечить взаимодействие органов государственной власти Республики Дагестан с органами местного самоуправления муниципальных районов по подготовке генеральных планов поселений, в том числе заключить соответствующие соглашения, предусматривающие закрепление уровня софинансирования названных расходов.
Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан вышеназванным постановлением не предусматривалось и должно было регулироваться отдельным нормативным правовым актом, который не был принят.
Также, в соответствии с частью 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан не имело право самостоятельно определять размер субсидии.
Органы местного самоуправления муниципального образования "Новолакский район" в отсутствие нормативных правовых актом, устанавливающих порядок предоставления субсидий и их распределение, самостоятельно определили необходимых объем финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан, чем нарушили положения статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, запрещающие вмешательство в осуществление бюджетного процесса на других уровнях бюджетной системы.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции верно пришел к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать полностью.
Доводы апелляционной жалобы, что именно Минстрой РД несет расходные обязательства, связанные с финансированием разработки генеральных планов поселений по заключенному Соглашению не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как, пунктом 3 Постановления Правительства Республики Дагестан от 30 июля 2010 года N 276 "О подготовке документов территориального планирования поселений, входящих в состав муниципальных районов Республики Дагестан" установлено, что обязанность по обеспечению финансирования подготовки генеральных планов поселений возложена на Министерство финансов Республики Дагестан, соответственно на Минстрой РД возложена обязанность представления Минфину РД предложений по финансированию.
Каких-либо доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя. Вместе с тем, администрация МО "Новолакский район" в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.02.2018 по делу N А15-5454/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.