г. Москва |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А40-150572/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Бондарева А.В., Проценко А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 марта 2018 года по делу N А40-150572/17, принятое судьей Чекмаревой Н.А. (64-1286), по иску Департамента городского имущества г. Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) к ООО "МТФ-Строй" (ОГРН: 1027700449765, ИНН 7704084056) о взыскании задолженности по договору аренды нежилого помещения, пени, о расторжении договора, выселении
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Немченков Д.А. по доверенности от 28.12.2017,
от ответчика: Назаров А.Е. по доверенности от 01.09.2017,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "МТФ- Строй" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды N 01-00426/08 от 01.04.2008 г. за период с августа 2015 г. по апрель 2017 гг. в размере 157 694 руб. 80 коп., и пени за период с 06.08.2015 г. по 31.07.2017 г. в размере 10 995 руб. 76 коп., о расторжении договора от N 01-00426/08 от 01.04.2008 г. на аренду нежилого помещения площадью 29,70 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Карманицкий пер., д. 5, о выселении ООО "МТФ-Строй" из нежилого помещения площадью 29,70 кв.м, (подвал, помещение I, конм. 14,16 и 166), расположенного по адресу: г. Москва, Карманицкий пер., д. 5.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 марта 2018 года по делу N А40-150572/17 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.04.2008 г. между истцом (арендодатель), и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды N 01-00426/08 из нежилого имущества, находящегося в собственности Москвы, в соответствии с которым на основании договора аренды N 01-00111/07 от 13.02.2007 г. арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество (помещение, строение) общей площадью 29,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Карманицкий пер., д. 5. (п.1.1 договора). Срок действия договора с 01.01.2008 г. по 31.12.2012 г.
Дополнительным соглашением от 18.08.2015 г. срок действия договор продлен до 30.06.2025 г.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Помещение передано ответчику по акту приема-передачи.
Согласно условию п. 6.5 вышеуказанного договора ответчик обязался оплачивать арендную плату ежемесячно не позднее 5-го числа текущего месяца.
Как следует из расчета истца, в нарушение указанных требований ответчик не перечислил арендную плату за период с августа 2015 г. по апрель 2017 г., в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 157 694 руб. 80 коп., в адрес арендатора направлена претензия с требованием погасить имеющуюся задолженность.
Претензия оставлена арендатором без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства, установил, что на протяжении исследуемого спорного периода арендатор в силу закона имел право на льготную ставку арендной платы, при применении которой в отношении расчетов истца задолженность по договору, судом, исходя из представленных платежных документов, не установлена, а расчеты, положенные в обоснование иска - неверными.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
Установлено, что ответчик является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается свидетельством о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы N 7701-123994 от 30 июня 2003 года; справкой от 27 августа 2015 года о нахождении субъектов малого и среднего предпринимательства; сведением (выпиской) от 23 августа 2016 года из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; сведением (выпиской) от 30 августа 2017 года из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как следует из ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.
Размер льготной ставки арендной платы по договорам в отношении имущества определяется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, ответчик имеет право на финансовую и имущественную поддержку, установленную законодательством г. Москвы.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 18 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 года N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется, в том числе, и в форме имущественной поддержки.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 года N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется органами исполнительной власти г. Москвы в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества г. Москвы, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе (в том числе на льготных условиях). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению, определяемому в момент его передачи.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 октября 2013 года N 710-ПП), с 01 января 2014 года установлена ставка арендной платы в размере 3 500 рублей за один кв. м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м., находящиеся в имущественной казне г. Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Как следует из п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 2 декабря 2016 года N 812-ПП), с 01 января 2017 года установлена ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за один кв. м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м., находящиеся в имущественной казне г. Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Таким образом, ответчик имел право оплачивать арендные платежи по договору на льготных условиях в вышеуказанном размере, в том числе за спорный период - с августа 2015 года по август 2017 года.
Кроме того, начиная с января 2016 года, предоставление имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за один кв. м. в год стало возможным путем подачи в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) необходимых документов.
В силу п. 2.1. Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800- ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 20 октября 2015 года N 678-ПП, которое вступило в законную силу с 01 января 2016 года), имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за один кв. м. в год оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Комиссию отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за один кв. м. в год.
Учитывая изложенное, в целях получения имущественной поддержки в указанном виде и размере на 2016 и 2017 годы, ответчик обратился в Комиссию с соответствующим заявлением.
Согласно пп. 2.1.4. п. 2.1. Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 01 июля 2013 года N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за один кв. м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности г. Москвы, в год, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, при соблюдении следующих условий: у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы.
Как следует из письма истца от 08 июня 2016 года N ДГИ-103596/16-(0)-1 "О решении МВК", уведомления истца от 24 апреля 2017 года N 33-6-99737/17-(0)-0 "О ставке арендной платы", Комиссией принято решение о предоставлении ответчику имущественной поддержки на 2016 и 2017 годы по договору в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за один кв. м. в год.
Как верно установлено судом первой инстанции, с учетом применения имущественной поддержки в виде ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за один кв. м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности г. Москвы, в год, ежемесячный размер арендной платы по договору составляет 8 662 руб. 50 коп.
Материалами дела подтверждается надлежащая уплата ответчиком арендной платы в размере 8 662 руб. 50 коп. в соответствии с условиями договора.
Таким образом, задолженность, равно как и просрочка исполнения по договору со стороны арендатора отсутствует.
В связи с чем, требования о взыскании штрафных санкций удовлетворению так же не подлежат.
Поскольку судом первой инстанции установлено наличие права арендатора в силу закона на применение льготной ставки арендной платы, судебная коллегия не может принять расчет истца, на котором настаивает заявитель, ввиду несоответствия данного расчета указанным нормам права, обязательным к применению в настоящем случае.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2018 года по делу N А40-150572/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Панкратова Н.И. |
Судьи |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.