г. Хабаровск |
|
04 июня 2018 г. |
А16-2519/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области: не прибыли;
от Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области: не прибыли;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области
на решение от 22.03.2018 по делу N А16-2519/2017
Арбитражного суда Еврейской автономной области,
принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области
к Управлению Федерального казначейства по Еврейской автономной области
о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
Управление автомобильных дорог и транспорта Правительства Еврейской автономной области (далее - управление автомобильных дорог) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области (далее - УФК по ЕАО, надзорный орган) от 16.10.2017 N 78-12-09/22-1379.
Решением суда от 22.03.2018 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, управление автомобильных дорог заявило в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции от 22.05.2018 представители заявителя на своих доводах настаивали.
Надзорный орган участия в судебном разбирательстве не принимал.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв, после которого представители участников процесса в заседание не прибыли.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва и пояснений заявителя, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в отношении управления автомобильных дорог проведена выездная проверка использования по вопросу использования средств из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" за 2016 год, по итогам которой составлен акт от 28.09.2017.
Рассмотрев материалы проверки, УФК по ЕАО вынесло в адрес заявителя представление от 16.10.2017 N 78-12-09/22-1379 об устранении нарушения бюджетного законодательства, в котором предложил управлению рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Не согласившись с данным представлением, управление автомобильных дорог обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.10.2013 N 578-пп утверждена Государственная программа Еврейской автономной области "Развитие сети автомобильных дорог Еврейской автономной области на 2014-2022 годы", в которой ответственным исполнителем Государственной программы определено Управление автомобильных дорог ЕАО; соисполнителем - финансовое управление правительства Еврейской автономной области.
В рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" между Федеральным дорожным агентством (агентство) и Правительством Еврейской автономной области (правительство) заключено Соглашение от 08.06.2015 N ФДА 48/87-с-2 "О предоставлении в 2015-2017 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области в рамках реализации названной федеральной целевой программы (далее - Соглашение), в соответствии с пунктом 1.6. которого правительство обеспечивает направление средств бюджета Еврейской автономной области на финансирование работ, включенных в Перечень в 2015 году в размере 27 800 000 рублей, в 2016 году в размере 90 000 000 рублей, в 2017 году в размере 181 000 000 рублей.
Законом ЕАО от 23.12.2015 N 851-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" (далее - Закон N 851-ОЗ) в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, на обеспечение мероприятий в рамках выше названной федеральной целевой программы по главному распорядителю областного бюджета - управление автомобильных дорог, предусмотрены средства в общей сумме 278 179 300,00 рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета 121 969 300,00 рублей;
- средства областного бюджета на общую сумму 156 210 000,00 рублей, в том числе:
16 736 600,00 рублей КБК 008 0409 01002R2141 410
Глава 008 Управление автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области;
Раздел Подраздел 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)";
Целевая статья 01002R2141 "Финансовое обеспечение мероприятий по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года за счет средств областного бюджета (реконструкция автомобильной дороги Биробиджан-Унгун-Ленинское, км 33 - км 65 (2 этап 1 пускового комплекса))";
Вид расходов 410 "Бюджетные инвестиции";
139 473 400,00 рублей КБК 008 0409 01002R2142 410
Глава 008 Управление автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области;
Раздел Подраздел 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)";
Целевая статья 01002R2142 "Финансовое обеспечение мероприятий по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года за счет средств областного бюджета (реконструкция автомобильной дороги Биробиджан-Унгун-Ленинское, км 33 - км 65 (3 этап 1 пускового комплекса)";
Вид расходов 410 "Бюджетные инвестиции".
Дополнительным соглашением N 1 от 11.07.2016 к Соглашению N ФДА 48/87-с-2 пункт 1.6 изложен в следующей редакции: "1.6.правительство обеспечивает направление средств бюджета Еврейской автономной области на финансирование работ, включенных в Перечень в 2015 году в размере 27 800 000 рублей, в 2016 году в размере 156 210 000 рублей, в 2017 году в размере 181 000 000 рублей.".
Дополнительным соглашением N 2 от 03.10.2016 к Соглашению N ФДА 48/87-с-2 пункт 1.6 изложен в следующей редакции: "1.6.правительство обеспечивает направление средств бюджета Еврейской автономной области на финансирование работ, включенных в Перечень в 2015 году в размере 27 800 000 рублей, в 2016 году в размере 168 050 590 рублей, в 2017 году в размере 213 258 467 рублей.".
Пунктом 2.3.8 Соглашения N ФДА 48/87-с-2 предусмотрено обязательство правительства обеспечивать контроль за достижением значений показателей результативности использования субсидии, указанных в приложении N 2 к Соглашению N ФДА 48/87-с-2, согласно которому установлено долевое участие бюджета субъекта Российской Федерации в сумме 168 050 590,00 рублей или 57,9%.
Согласно отчету управления автомобильных дорог об исполнении бюджета по состоянию на 01.01.2017 долевое участие бюджета субъекта в 2016 году составило 149 009 000,88 рублей или 55,0 %.
Следовательно, в нарушение пункта 2.3.11 Соглашения N ФДА 48/87-с-2 обязательство долевого участия бюджета субъекта Российской Федерации в указанный период правительством не выполнено.
Кроме того, установлено, что, в нарушение пункта 2.3.7 Соглашения управление автомобильных дорог не обеспечило предоставление в агентство достоверной отчетности субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что отчет "Информация об исполнении субъектом Российской Федерации обязательств по долевому финансированию по состоянию на 01.01.2017" имеет недостоверное значение об объеме финансирования из средств субъекта Российской Федерации в сумме 151 856 811,00 рублей или 100 % по объекту реконструкции автомобильной дороги Биробиджан-Унгун-Ленинское, км 33 - км 65 (3 этап 1 пускового комплекса).
Фактически формой отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма отчета 0503127) подтвержден объем финансирования из средств субъекта Российской Федерации в сумме 132 816 221,00 рублей или 87,5 %.
Таким образом, искажение отчетности составило 19 404 590,00 рублей или 12,5 % (приложение N 3).
Отчет "Информация о поступлении и использовании бюджетных средств в виде субсидий получателями средств федерального бюджета в рамках заключенных соглашений между Федеральным дорожным агентством и Еврейской автономной областью по состоянию на 01.01.2017" имеет недостоверное значение об "объеме финансирования" и "кассовых расходах" из средств субъекта Российской Федерации в сумме 151 856 811,00 рублей или 100 % по объекту реконструкции автомобильной дороги Биробиджан-Унгун-Ленинское, км 33 - км 65 (3 этап 1 пускового комплекса).
Фактически формой отчета 0503127 подтвержден объем финансирования из средств субъекта Российской Федерации в сумме 132 816 221,00 рублей или 87,5%.
Таким образом, искажение отчетности составило 19 404 590,00 рублей или 12,5 % (приложение N 4).
Отчет об осуществлении расходов бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, софинансируемых за счет средств федерального бюджета в форме субсидий, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" по состоянию на 01.01.2017 имеет недостоверное значение об "объеме финансирования" и "оплачено нарастающим итогом" из средств субъекта Российской Федерации в сумме 151 856 811,00 рублей или 100 % по объекту реконструкции автомобильной дороги Биробиджан-Унгун-Ленинское, км 33 - км 65 (3 этап 1 пускового комплекса).
Фактически формой отчета 0503127 подтвержден объем финансирования и кассовые расходы из средств субъекта Российской Федерации в сумме 132 816 221,00 рублей или 87,5%.
Таким образом, искажение отчетности составило 19 404 590,00 рублей или 12,5 % по графам об "объеме финансирования" и "оплачено нарастающим итогом" из средств субъекта Российской Федерации (приложение N 5).
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 Постановления правительства ЕАО от 29.12.2016 N 422-пп "О внесении изменений и дополнений в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие сети автомобильных дорог Еврейской автономной области" на 2014 - 2022 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.10.2013 N 578-пп", государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд области, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не указанные в пунктах 2 - 4 настоящего Порядка, могут заключаться на срок и в пределах средств, которые предусмотрены решением правительства области, устанавливающим:
- планируемые результаты выполнения работ, оказания услуг;
- описание состава работ, услуг;
- предельный срок выполнения работ, оказания услуг с учетом сроков, необходимых для определения подрядчиков, исполнителей;
- предельный объем средств на оплату долгосрочного государственного контракта с разбивкой по годам.
Арбитражным судом установлено, что управлением автомобильных дорог до получения полномочий по распоряжению средствами федерального бюджета на основании Соглашения N ФДА 48/87-с-2 и доведения лимитов бюджетных обязательств на 2016 финансовый год (лимиты на 2016 год доведены 18.03.2016 в сумме 114 588 300,00 рублей) приняты бюджетные обязательства на 2016 год по средствам федерального бюджета на сумму 121 969 300, 00 рублей.
Из материалов дела видно, что в 2016 году агентством из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области предоставлена субсидия в сумме 121 969 300 рублей по КБК 108 0409 100252140 414 (код цели - 615), в том числе 7 381 000 рублей на реализацию мероприятия по реконструкции автомобильной дороги Биробиджан- Унгун-Ленинское, км 33 - км 65 (3 этап 1 пускового комплекса), из которых средства федерального бюджета в размере 882 570 рублей 50 копеек использованы с нарушением условий предоставления расходования межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета).
Объем финансирования за счет бюджета Еврейской автономной области должен составить 151 856 811 рублей.
Согласно отчету по форме 0503127 фактически расходы составили в общей сумме 140 197 221 рубль, из которых: 7 381 000 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 132 816 221 рубль - за счет средств бюджета Еврейской автономной области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 140 197 221 рубль субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 6 498 429 рублей 50 копеек (140 197 221,00 х 7 381 000,00 / 159 237 811,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил 882 570 рублей 50 копеек (7 381 000,00 - 6 498 429,50).
Федеральным казначейством в адрес Министерства финансов Российской Федерации направлено уведомление о применении к управлению автомобильных дорог бюджетных мер принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ в связи перерасходом средств федерального бюджета в сумме 882 570,5 рублей.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде данные денежные средства в бесспорном порядке поступили в бюджет (платежные поручения от 13.12.2017 и от 01.03.20180.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях управления автомобильных дорог нарушения бюджетного законодательства, в связи с чем, в удовлетворении заявленного требования о признании представления незаконным отказал.
Довод о том, что надзорным органом необоснованно не учтена сумма 19 040 590 руб., отклоняется судебной коллегией, так как она не относится к Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" и была использована в рамках иной программы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.03.2018 по делу N А16-2519/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.