г. Пермь |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А60-66990/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Анашкин А.В., паспорт, доверенность от 19.05.2018;
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Фрактал Плюс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2018 года по делу N А60-66990/2017,
вынесенное судьей Калашником С.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрактал Плюс" (ИНН 6658076722, ОГРН 1036602642230)
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804, ОГРН 1086670029313)
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фрактал Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного уведомлением министерства от 23.10.2017 N 16-01-82/12265.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Фрактал Плюс" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных обществом требований.
В апелляционной жалобе ее податель выражает несогласие с выводом суда об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права, считает, что судом не учтены нормы п.п. 1, 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ, исходя из совокупного толкования которых следует, что градостроительный план земельного участка, не являясь ненормативным правовым актом, не может быть оспорен; указывает, что в соответствии с п. 16 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные названным Кодексом, следовательно, информация, содержащаяся в пункте 2.2.2 ГПЗУ "Решить проектом, согласованным с Главным архитектором города", противоречит требованиям действующего законодательства, то есть является заведомо недостоверной. В представленном в суд апелляционной инстанции письменном дополнении к жалобе заявитель указал, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство касается строительства объекта, представляющего собой отдельно-стоящее двухэтажное здание, в отношении проектной документации таких объектов согласно подп. 4 п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится; также апеллянт отметил, что действующие на территории муниципального образования "город Екатеринбург" градостроительные регламенты, содержащиеся в Правилах землепользования и застройки, утвержденных приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.07.2017 N 704-П, а также действовавшие ранее градостроительные регламенты (Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, не содержат сведений об ограничении предельного количества этажей или предельной высоты зданий, строений, сооружений, размещаемых в зоне ЦС-4.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, поддержал.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.10.2017 ООО "Фрактал Плюс" обратилось в министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - Комплекс придорожного обслуживания с газовой котельной 1-я очередь "Корпус для отдыха и релаксации" - "Корпус N 1 (N 1 по ПЗУ), выгреб (N 2 по ПЗУ), скважина (N 3 по ПЗУ), трансформаторная подстанция (N 9 по ПЗУ)", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:1248, по адресу: г. Екатеринбург, 10 км Московского тракт.
Уведомлением от 09.10.2017 N 16-01-82/11640 министерство отказало обществу в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием документов, указанных в подп. "д" п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 15.05.2014 NRU66302000-08140.
13.10.2017 обществом вновь подано заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением недостающих документов.
По результатам рассмотрения заявления министерством вынесено решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенное в уведомлении 23.10.2017 N 16-01-82/12265, в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка от 15.05.2014 N RU66302000-08140, а именно: не представлен согласованный проект, определяющий предельное количество этажей, предельную высоту здания (п. 2.2.2 ГПЗУ).
Полагая, что отказ министерства в выдаче разрешения на строительство является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Фрактал Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заинтересованного лица правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем не усмотрел оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 51 ГРК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
К указанному заявлению прилагаются документы, перечень которых также установлен ч. 7 ст. 51 ГРК РФ.
Одним из таких обязательных документов являются правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; архитектурные решения; проект организации строительства объекта капитального строительства); разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).
На основании ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство явилось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 15.05.2014 N RU66302000-08140, заключающееся в непредставлении согласованного проекта, определяющего предельное количество этажей, предельную высоту здания (пункт 2.2.2 ГПЗУ).
Согласно подготовленному Администрацией города Екатеринбурга 15.05.2014 градостроительному плану N RU66302000-08140 на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:1248 и представленному обществом в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-4 "Зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений".
В пункте 2.2.2 указанного градостроительного плана земельного участка отсутствуют указания на предельное количество этажей, предельную высоту зданий, строений, сооружений, однако в нем установлено, что предельное количество этажей (мин./макс.), предельная высота зданий, строений, сооружений следует решить проектом, согласованным Главным архитектором города.
Вместе с тем, документов о согласовании проектной документации в части предельного количества этажей объекта капитального строительства с Главным архитектором города Екатеринбурга обществом в Министерство не представлено.
Проектная документация на объект капитального строительства "Комплекс придорожного обслуживания" с газовой котельной 1-я очередь "Корпус для отдыха и релаксации" в материалах дела отсутствует. Доказательств согласования проекта, определяющего предельное количество этажей, предельную высоту здания, в материалы дела обществом также не представлено.
Таким образом, заявителем не приведено доказательств соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства к требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о наличии у административного органа предусмотренного ч. 13 ст. 51 ГрК РФ основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. ст. 43-46, 48, 50, 51, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указав, что градостроительный план земельного участка является необходимым документом при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи градостроительного плана) в составе градостроительного плана земельного участка указывается, в том числе информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36, ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Согласно ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал, что строительство объектов капитального строительство может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, в данном случае проектная документация установленным требованиям не соответствовала.
Доводы заявителя о том, что в соответствии с п. 16 ст. 48 ГрК РФ не допускается требовать согласования проектной документации, следовательно, информация, содержащаяся в п. 2.2.2 ГПЗУ противоречит требованиям действующего законодательства, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены в виду того, что законность градостроительного плана и его отдельных положений не является предметом рассмотрения в рамках настоящего спора.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2018 года по делу N А60-66990/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрактал Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.