г. Челябинск |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А76-26126/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Бояршиновой Е.В. и Скобелкина А.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2017 по делу N А76-26126/2017 (судья Белякович Е.В.)
В судебном заседании приняли участие представители
общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - Плещеева И.А. (доверенность от 20.11.2017),
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - Яскей К.Н. (доверенность N 42819 от 29.12.2017)
УСТАНОВИЛ:
23.08.2017 общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - заявитель, общество, ООО "Виктория") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее Комитет, ответчик) о признании незаконными:
-актов N 2926, N 2925, N 2924 от 06.06.2017, акта N 3053 от 06.07.2017 составленных Комитетом о выявлении незаконно размещенных нестационарных объектов,
-уведомлений направленных Комитетом заявителю с требованием о демонтаже незаконно установленных объектов N N 2926, 2925, 2924 от 06.06.2017 и N 3053 от 06.07.2017.
01.01.2017 на основании распоряжения N 13202 от 30.11.2016 изданного Администрацией г. Челябинска между заявителем и Муниципальным автономным учреждением "Культурные традиции" (далее - МАУ "Культурные традиции") заключен договор на организацию ярмарок, в связи с этим установлены объекты для торговли предметами народных промыслов (10 мест), на оборудование которых заявитель потратил 1 482 819 руб.
Сведений о том, что ранее принятое распоряжение N 13202 от 30.11.2016 было отменено, общество не получало, поэтому требование о демонтаже ранее установленных объектов не может быть признано законным, поскольку, они были установлены на законных основаниях.
Требования о демонтаже могут быть заявлены в отношение объектов, которые изначально были установлены без разрешений органа местного самоуправления (т.1 л.д. 5-11, 84-89, 124-127).
Требования уточнены - оспариваются действия должностных лиц Комитета по составлению актов и выдаче уведомлений (т.1 л.д. 114-116).
Комитет возражал против заявленных требований, ссылался на законность своих действий (т.1 л.д. 117-118).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МАУ "Культурные традиции".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установил, что первоначально выданное разрешение на организацию ярмарок и установку нестационарных объектов торговли было Администрацией отменено. До отмены разрешения обществом были установлены торговые павильоны, оборудованы места для торговли, понесены расходы.
В связи с отменой разрешения на организацию ярмарок утратили силу основания для ее дальнейшего размещения. Постановлением Челябинской городской Думы N 45/1 от 05.09.2013 утвержден "Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов, к которым отнесены объекты без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или на размещение таких нестационарных объектов.
Суд учитывает, что деятельность участника договора МАУ "Культурные традиции" как юридического лица прекращена и истек срок проведения ярмарок (т.2 л.д. 51-54).
27.12.2017 от ООО "Виктория" поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Торговые места и павильоны были оборудованы в соответствии с распоряжением Администрации г. Челябинска и их нахождение на выделенном земельном участке не может быть признано незаконным.
Суд первой инстанции не учел, что сооруженные на выделенном земельном участке объекты носят капитальный характер, т.е. являются стационарными и при вопросе об их демонтаже не может применяться законодательство о демонтаже нестационарных объектов, позволяющих производить это в административном порядке (т.2 л.д. 59-60).
Обществом заявлено ходатайство о проведении судебной - строительной экспертизы для определения относятся ли объекты к стационарным или временным сооружениям. ООО "Виктория" представило кандидатуры экспертных учреждений и предложило вопросы. Определением суда от 02.04.2018 по делу назначена техническая экспертиза, обществу предложено внести на депозит суда ее стоимость, для этого установлен срок.
Поскольку денежные средства на депозит суда не поступили, производство по делу возобновлено.
Общество заявлен отказ от апелляционной жалобы в части актов N 2924 от 06.06.2017, N 3053 от 06.07.2017 и уведомлений N 2924 от 06.07.2017 и N 3053 от 06.07.2017 в связи с добровольным переносом объектов. Отказ принимается судом апелляционной инстанции.
Комитет возражает против апелляционной жалобы, указывает, что акты N 2926, N 2925 от 06.06.2017, уведомления NN 2926, 2925 от 06.06.2017 приказами от 01.04.2018 отменены, ответчик обратился в суд с заявлениями об их сносе как стационарных сооружений.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующее.
ООО "Виктория" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 22.11.2016 (т.1 л.д. 63-72), МАУ "Культурные традиции" - 02.03.2015 (т.1 л.д.103-104).
30.11.2016 администрацией г. Челябинска вынесено распоряжение N 13202 о разрешении проведение тематических ярмарок, способствующих сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов с 28.11.2016 по 28.11.2017, а также утвержден перечень тематических ярмарок (т.1 л.д. 19).
31.03.2017 между МАУ "Культурные традиции" (организатор) и ООО "Виктория" (оператор) заключен договор N 25/17/ун от 01.01.2017 об организации проведения ярмарок в Металлургическом районе г. Челябинска, где оператору поручает организовать и провести универсальную ярмарку (т. 1 л.д. 20-23).
Исполняя условия договора, заявитель провел работы по обустройству торговых мест, установке торговых помещений, которые приняты по актам и составили 1 482 819 руб. (т.1 л.д. 30-62).
Распоряжением администрации г. Челябинска N 2584 от 03.03.2017 распоряжение N 13202 от 30.11.2016 признано утратившим силу (т. 1 л.д. 105).
Комитетом проведены проверки, составлены акты N 2926, N 2925, N 2924 от 06.06.2017, N 3052 от 06.07.2017 о выявлении незаконно размещенных нестационарных объектов, в дальнейшем Комитетом выданы уведомления от 06.06.2017 N 2926, N 2925, N 2924, N 3053 от 06.07.2017 о демонтаже незаконно размещенных нестационарных объектов павильонов, расположенных между домом N 5 по ул. Черкасской и домом N 20-б по ул. 50-летия ВЛКСМ в Металлургическом районе г. Челябинска, с предложением в срок до 20.06.2017 собственными силами демонтировать незаконно размещенные нестационарные объекты, а также освободить земельные участки (т.1 л.д. 14-16).
17.08.2017 общество направило в Комитет жалобу на незаконность выданных уведомлений (т.1 л.д. 24).
Обществом представлено заключение эксперта ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" N 583/2017 от 11.12.2017, где исследованные объекты по надежности конструкций представляют собой объекты массового строительства, имеют капитальный характер (т.2 л.д. 24).
Приказами Комитета от 01.04.2018 уведомления N 2926, N 2925 от 06.06.2017 отменены.
По мнению подателя жалобы - ООО "Виктория" суд первой инстанции пришел к неверному выводу о законности действий Комитета, неверно оценил объекты как нестационарные торговые точки. С учетом отмены уведомлений оценка их законности должна быть дана за период действия.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Для признания незаконным ненормативного акта государственного органа необходимо, чтобы данный акт был вынесен с нарушением конкретной правовой нормы и затрагивал права и законные интересы лица.
В силу пункта 2 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденного постановление администрации г. Челябинска от 02.03.2015 N 45-п, Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Челябинска, осуществляющим функции _ в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск".
Согласно пункту 14 Положения в рамках решения основных задач Комитет осуществляет полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом за исключением функций, отнесенных к компетенции иных отраслевых (функциональных) органов администрации г. Челябинска, а также должностных лиц администрации г. Челябинска, он проводит проверки, выявляет случаи незаконного использования муниципальной собственностью, принимает меры по их устранению.
Вопрос о правомочности Комитета на проведение проверок, составления актов о нарушении и требования их устранения (выдаче уведомлений о совершении действий) сторонами под сомнение не ставится.
Судом установлено, что Администрацией было издано 30.11.2016 распоряжение N 13202 о разрешении проведение тематических ярмарок, способствующих сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов с 28.11.2016 по 28.11.2017, а также утвержден перечень тематических ярмарок. В дальнейшем распоряжение было отменено. В период действия распоряжения общество на основании заключенного договора оборудовало торговые места и установило торговые точки, понесло при этом расходы.
После отмены распоряжения законные основания для использования земельного участка для проведения ярмарок прекратились, обществу заявлено требование о демонтаже торговых помещений.
Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска утвержден решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 N 45/1 (далее - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка демонтажу подлежат нестационарные объекты, установленные без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов.
Согласно пункту 4 Порядка при выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта должностные лица Комитета осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска по установленной форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Комитет в соответствии с действующим законодательством принимает меры для выявления физического или юридического лица, собственника (владельца) незаконно размещенного нестационарного объекта.
В течение 15 дней с момента составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта Комитет составляет в трех экземплярах Уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку. Срок добровольного демонтажа нестационарного объекта - семь дней (пункт 5 Порядка).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что уведомления о сносе в части объектов - павильоны "Мясной", "Хлебный", "Рыба" отменены (уведомления N 2926 и N 2925), и вопрос об их сносе как стационарных объектов рассматривается в судебном порядке. Предмет оспаривания законности отмененных ненормативных актов по данному делу отсутствует, поскольку заявитель не представил доказательств нарушений своих прав и законных интересов оспариваемыми актами в период их действия - между принятием и отменой.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В части отказа производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина возвращается из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Виктория" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2017 по делу N А76-26126/2017 об отказе в признании недействительным акта N 2924 от 06.07.2017 и уведомления N 2924 от 06.06.2017, производство по апелляционной жалобе в этой части прекратить.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2017 по делу N А76-26126/2017 в остальной обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" из федерального бюджета излишне уплаченные 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Е.В.Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.