г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А26-10002/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11810/2018) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2018 по делу N А26-10002/2017 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску акционерного общества "ТНС энерго Карелия"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом"
о взыскании,
установил:
акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (место нахождения: 185016, г. Петрозаводск, бульвар Интернационалистов, д. 17А, далее - АО "ТНС энерго Карелия" ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом" (место нахождения: 186420, г. Сегежа, ул. Мира, д.14А, далее - ООО "УК Дом") 232 257 рублей 66 копеек задолженности за потребленную в июле 2017 года электроэнергию на общедомовые нужды.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания Дом" просит решение от 14.03.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, из расчета задолженности не следует, что в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета, потреблено электрической энергии в заявленном объеме, иные доказательства, подтверждающие данный объем в материалы дела не представлены. АО "ТНС энерго Карелия" не представлены доказательства установки в спорных квартирах приборов учета, указанных в расчете цены иска, снятие старого прибора учета, снятия предыдущих и новых показаний при установке нового прибора учета уполномоченными лицами в порядке, предусмотренном Правилами N 354, доказательства не предоставление приборов учета, соблюдение АО "ТНС энерго Карелия" процедуры составления акта проверки.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2018 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, АО "ТНС энерго Карелия" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, осуществляющим поставку электрической энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Управляющая компания Дом".
Договор энергоснабжения в письменной форме между сторонами не заключен. Между сторонами сложились фактические отношения по поставке электрической энергии.
В июле 2017 года АО "ТНС энерго Карелия" поставляло электрическую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Управляющая компания Дом", в целях использования на общедомовые нужды, на оплату которой выставило акты приема - передачи и счета-фактуры на общую сумму 232 257 рубля 66 копеек. Неоплата счетов и оставление претензии от 23.08.2017 без ответа послужили основанием к обращению АО "ТНС энерго Карелия" в суд с настоящим иском.
Суд иск удовлетворил. Решение обжаловано.
Оценив доводы сторон и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в спорный период регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В пункте 1 Правил определено, что исполнителем является лицо, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 13 названных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается, в том числе, управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Нормами части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункта 3 части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами.
Этим обязанностям корреспондирует обязанность нанимателей и собственников помещений в многоквартирном жилом доме вносить плату за коммунальные ресурсы, в том числе электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в данном доме, непосредственно управляющей организации (части 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частями 1 и 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил N 354 и нормами, содержащимися в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, исполнитель коммунальной услуги обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, в частности, на поставку электроэнергии с целью содержания общего имущества многоквартирного дома. При этом, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие заключенного в письменной форме договора энергоснабжения общедомового имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания Дом", не может служить самостоятельным основанием для освобождения последнего от обязанности по оплате гарантирующему поставщику стоимости электроэнергии, фактически потребленной на общедомовые нужды в данных многоквартирных домах.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, принимая во внимание, что ответчик в спорный период осуществлял управление общим имуществом в спорных многоквартирных домах во исполнение соответствующих решений общих собраний собственников помещений (что ответчиком не оспорено, доказательств обратного не представлено), а также тот факта, что истец в спорный период поставил в названные дома электроэнергию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии между сторонами фактически сложившихся договорных отношений по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Гарантирующий поставщик, как ресурсоснабжающая организация, вправе получить плату за весь фактически переданный в многоквартирный дом объем электрической энергии.
Расчет объема электроэнергии, потребленной в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, проверен судом и признан обоснованным.
Суд первой инстанции установил, что в спорный период АО "ТНС энерго Карелия" проводил корректировку платы по причине непредставления некоторыми потребителями показаний индивидуальных приборов учета. Расчет АО "ТНС энерго Карелия" с учетом корректировок не противоречит Правилам N 354.
В отношении жилых помещений, оборудованных исправными индивидуальными приборами учета АО "ТНС энерго Карелия" осуществлял расчет платы за коммунальную услугу "энергоснабжение", предоставленную потребителям в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период. В случае непредоставления потребителями показаний индивидуального прибора учета расчет размера платы за потребленную электроэнергию осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 59, 60 Правил N 354.
В силу абзаца 2 пункта 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации.
ООО "УК Дом" не представило данных, свидетельствующих о том, что установленные в жилых помещениях индивидуальные приборы учета некорректно фиксируют фактически потребленный объем электроэнергии, основания для исключения из расчетов показаний индивидуальных приборов учета с классом точности ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений, отсутствуют.
Доказательств несоответствия индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК Дом", требованиям законодательства Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии.
Из анализа пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета может считаться вышедшим из строя, в том числе, при истечении сроков поверки прибора учета.
Однако нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой Ответчиком электрической энергии в соответствии с положениями пп. "б" пункта 59 Правил N 354.
Эксплуатация средств измерений производится потребителями при различных условиях, чтобы подтвердить исправность соответствующих приборов, безопасность их дальнейшей эксплуатации и пригодность для использования с целью учета передаваемых энергетических ресурсов, законодателем установлена обязанность собственников индивидуальных приборов учета электрической энергии по проведению их периодичных поверок (пп. "д" пункт 34 Правил N 354).
Факт прохождения прибором учета очередной поверки свидетельствует лишь о том, что специализированной организацией на момент проведения такой поверки подтвержден факт исправности данного прибора учета и пригодности к применению в расчетах за поставленный энергетический ресурс.
Тем не менее, нарушение сроков поверки автоматически не приводит к неисправности приборов учета, искажению их показаний (напротив, даже поверенное средство измерения может также в любой период времени прийти в негодность).
Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии".
Согласно пункту 4.1 указанного ГОСТа при проведении поверки выполняют следующие операции: внешний осмотр; проверка изоляционных свойств; опробование и проверка правильности работы счетного механизма, стопора обратного хода и устройства переключения тарифов многотарифного счетчика; проверка порога чувствительности; проверка отсутствия самохода; определение метрологических характеристик однофазных счетчиков и трехфазных счетчиков в режиме симметричной нагрузки; определение метрологических характеристик трехфазных счетчиков в режиме несимметричной нагрузки".
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии" "при получении отрицательного результата в процессе выполнения любой из операций поверки счетчик бракуют и его поверку прекращают".
Согласно пункту 11.4 ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии" оформление отрицательных результатов поверки осуществляется следующим образом: оформляют извещение о непригодности прибора учета, клеймо и свидетельство предыдущей поверки гасят и вносят запись в паспорт о непригодности прибора учета с указанием причин".
Таким образом, надлежащим документом, подтверждающим факт несоответствия прибора учета метрологическим требованиям к средствам измерений и, как следствие, подтверждающим непригодность такого прибора учета к эксплуатации и использованию в расчетах, является извещение, оформленное в соответствии с требованиями указанного ГОСТ, или запись в паспорте прибора учета.
ООО "УК Дом" указанные документы не представлены.
Таким образом, поскольку истечение межповерочного интервала автоматически не приводит к неисправности прибора учета и искажению его показаний АО "ТНС энерго Карелия" правомерно были приняты к расчетам представленные показания индивидуальных приборов учета.
Расчетный метод (норматив) не отражает реальный объем энергопотребления абонентов - фактически абонентам выставляется к оплате меньший объем, чем ими использован. Таким образом, применение АО "ТНС энерго Карелия" расчетного метода определения объема энергопотребления по тем помещениям, где установлены ИПУ с классом точности ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений, повлечет увеличение объемов электрической энергии, обязанность по оплате которых возложена на ООО "УК Дом".
Подлежит отклонению довод ООО "УК Дом" о том, что расчет исковых требований содержит арифметические ошибки.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ТНС энерго Карелия" пояснило следующее.
В случае непредоставления потребителями показаний индивидуальных приборов учета расчет размера платы за потребленную электроэнергию осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 59, 60 Правил N 354 (исходя их среднемесячного объема потребления, по нормативу).
В отношении указанного ООО "УК Дом" для примера жилого помещения (кв. N 41 д. N 4 по ул. Владимирская г. Сегежа) показания нескольких предшествующих июлю 2017 года месяцах не передавались, расчет осуществлялся исходя из среднемесячного объема потребления, затем по нормативу. В июле 2017 года по данной квартире показания переданы, и выставлен объем по показаниям за минусом ранее выставленного среднего объема потребления и объема потребления по нормативу (в соответствии с п. 61 Правил N354). АО "ТНС энерго Карелия" была представлена в материалы дела карточка абонента, в которой отражен объем электрической энергии 755, 49 кВт.ч, определенный расчетным методом, и учтенный при осуществлении расчетов за июль 2017 года. Так, объем электрической энергии, потребленной в кв. N41 д. N4 по ул. Владимирская г. Сегежа за июль 2017 годпа определен АО "ТНС энерго Карелия" следующим образом: 18 299 кВт.ч (конечные показания ИПУ) - 17 812 кВт.ч (начальные показания ИПУ)-755, 49 кВт.ч (объем, определенный расчетным методом в период с января по июнь 2017 года) = - 268,49 кВт.ч.
Доказательств обратного ООО "УК Дом" в материалы дела не представлено.
Факт поставки электрической энергии, нарушения обязательств по ее оплате и задолженность в заявленном АО "ТНС энерго Карелия" размере ООО "Управляющая компания Дом" в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты, доказательств погашения данной задолженности, ее отсутствия или наличия в ином размере не представлено, срок оплаты наступил, поэтому суд первой инстанции правильно удовлетворил иск о взыскании долга в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2018 по делу N А26-10002/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10002/2017
Истец: АО "ТНС энерго Карелия"
Ответчик: ООО "Управляющая компания Дом"