г.Москва |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А40-246200/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веклича Б.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.03.2018 по делу N А40-246200/17, принятое судьей Окуневой И.В. (шифр 57-1491) в порядке упрощенного производства
по иску ООО "УК Август ЖКХ"
к Министерству обороны Российской Федерации,
третье лицо: ФГКУ "СТУИО Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании долга,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК Август ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 67 353 руб.
Решением суда от 20.03.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, вступившим законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-231557/16 удовлетворены исковые требования истца о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за жилые помещения на общую сумму 67 353 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 2 694 руб.
Арбитражным судом г.Москвы выдан исполнительный лист ФС N 017585460.
Исполнительные листы направлены истцом для исполнения в Управление Федерального казначейства по Московской области.
Оплата по исполнительному листу произведена в размере 2 694 руб. (в размере гос. пошлины), что подтверждается платежным поручением N 651375.
Из материалов дела следует, что по настоящее время оставшееся сумма основной задолженность по исполнительному листу в размере 67 353 руб. не оплачена.
В дальнейшем счета ответчика переведены на обслуживание из УФК по МО в Управление Федерального Казначейства по г.Москве.
УФК по Москве направило истцу уведомление от 01.09.2017 о неисполнении должником требований исполнительного документа, с указанием о возможности предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник - Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно п.5 Устава ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ, утвержденного Министром обороны РФ от 25.05.2012, учредителем учреждения является Российская Федерация.
Функция и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны.
Согласно п.6 указанного устава, полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством РФ.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ задолженности при недостаточности у него денежных средств, субсидиарную ответственность по его долгам будет нести РФ в лице Министерство обороны РФ за счет казны РФ, доказательств погашения задолженности полностью или в части ответчик суду не представил.
Доводы жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно п.5 Устава ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ учредителем учреждения является Российская Федерация. Функция и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны.
В соответствии с п.6.5 Устава ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.13.5 Устава ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
В силу подп.2 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, в качестве представителя ответчика по искам к Российский Федерации, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Согласно п.10 ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ при удовлетворении судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с п.1 и подп.71 п.7, подп.31 п.10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Министерство обороны Российской Федерации также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
В связи с вышеизложенным, при взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ задолженности при недостаточности у него денежных средств, субсидиарную ответственность по его долгам будет нести РФ в лице Министерство обороны РФ за счет казны РФ.
В п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст.120 Гражданского кодекса РФ" разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, следует исходить из того, что согласно п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В нарушение положений ст.65 АПК РФ ответчик доказательств погашения задолженности не представил, а в соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании изложенного, Арбитражный суд г.Москвы обоснованно посчитал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, вынес законное, обоснованное и мотивированное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на правовую позицию, изложенную в Постановлении ФАС Московского округа от 11.09.2013 по делу N А40-72387/12, которая, не может быть применена в настоящем споре, поскольку в приведенной правовой позиции рассматривалось единообразие в толковании и применении судами норм права об истечении срока исковой давности, установленного законом для защиты нарушенного права.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2018 по делу N А40-246200/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.