г. Чита |
|
8 июня 2018 г. |
Дело N А78-17684/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Забтрансстрой" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года по делу N А78-17684/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Забтрансстрой" " (ОГРН 1087536006348, ИНН 7536093610, 672003, Россия, Чита, Забайкальский край, 3-я Базовская, 2а/2) к Государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020, 672010, Россия, Чита, улица Забайкальского рабочего, 68) об обязании в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу продлить срок приобретения объектов недвижимого имущества до 29.12.2017 года, путем подписания дополнительного соглашения к Государственному контракту N Ф.2017.117447 от 18.04.2017 года в редакции, предложенной ООО "Забтрансстрой", (суд первой инстанции: Леонтьев И.В.),
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Хоменко М.В., представитель по доверенности от 18.05.2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Забтрансстрой" обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края об обязании в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу продлить срок приобретения объектов недвижимого имущества до 29.12.2017 года, путем подписания дополнительного соглашения к Государственному контракту N Ф.2017.117447 от 18.04.2017 года в редакции, предложенной ООО "Забтрансстрой".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец в поданной апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. Полагает, что суд при рассмотрении дела ошибочно не применил нормы статей 450-452 Гражданского кодекса РФ. Пунктом 11.1 государственного контракта N Ф.2017.117447 от 18.04.2017 стороны согласовали возможность внесения изменений в контракт путем подписания дополнительного соглашения. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ответчика в судебном заседании указал на законность принятого судебного акта.
Истец представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18 апреля 2017 года между Государственным казенным учреждением "Служба единого заказчика" Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью "Забтрансстрой" заключён государственный контракт N Ф.2017.117447 на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в п. Ясногорск Забайкальского края в количестве 30 штук, общей площадью одного жилого помещения 33 кв. метров.
Во исполнение настоящего контракта ООО "Забтрансстрой" 20 апреля 2017 года обратилось к Главе Администрации городского поселения "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края Л.Н. Беляковой с запросом о предоставлении сведений о наличии свободных квартир на рынке жилья в птт. Ясногорск в мкр. Луговой.
22 мая 2017 года был получен ответ на наш запрос, в котором указано отсутствие необходимого количества квартир. Кроме того, ООО "Забтрансстрой" самостоятельно занималось поиском жилых помещений, подпадающих под заявленные в Контракте требования.
Из-за отсутствия на рынке жилья в пгт. Ясногорск в мкр. Луговой городского поселения "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края благоустроенных квартир с заявленными государственным контрактом требованиями, было принято решение исполнить настоящий контракт путём строительства жилого дома.
В связи с этим, 19 апреля 2017 года ООО "Забтрансстрой" заключило с ООО "Релиз" договор N 507 на разработку проектной документации для строительства 30-квартирного жилого дома, расположенного в п. Ясногорск. 20 июля 2017 года экспертная организация выдала положительное заключение на проект, а 24 июля 2017 года было получено разрешение на строительство 30-ти квартирного жилого дома по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, шт. Ясногорск, мкр. Луговой, д. 3в.
Истец поясняет, что согласно СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений" продолжительность строительства аналогичного жилого здания составляет 7 месяцев. Следовательно, ООО "Забтрансстрой" по уважительным причинам надлежащим образом выполнить обязательства в установленные Контрактом сроки не сможет.
30 октября 2017 года истец обратился к ответчику с просьбой внести изменения в условия контракта, увеличив срок приобретения недвижимого имущества путем подписания дополнительного соглашения к государственному контракту в редакции, предложенной ООО "Забтрасстрой".
До настоящего времени ответ в адрес истца не поступил.
ООО "Забтрансстрой", обращаясь с иском, полагает, что при рассмотрении данного спора применению подлежат нормы ст. ст. 450-452 Гражданского кодекса РФ так как, большинство указанных выше обстоятельств, не были известны истцу при подписании государственного контракта. При этом, данные обстоятельства не зависели от воли истца, а часть из них была результатом действий ответчика и независимых от сторон причин.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, пришел к выводу о неправомерности заявленных требований.
Проверив обоснованность сделанных судом выводов, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Судом первой инстанции верно установлено, что отношения между сторонами регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Федерального закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года.
Перечисленные истцом обстоятельства не являются совокупностью обстоятельств, указывающих на допустимость изменения условий контракта по решению суда.
С учетом правовых подходов, выработанных Верховным Судом Российской Федерации, суд верно указал, что приведенные истцом обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для изменения существенного условия муниципального контракта.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Забтрансстрой" об обязании ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу продлить срок приобретения объектов недвижимого имущества до 29.12.2017 года, путем подписания дополнительного соглашения к государственному контракту N Ф.2017.117447 от 18.04.2017 года в редакции, предложенной ООО "Забтрансстрой", не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года по делу N А78-17684/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В.Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.