г. Ессентуки |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А20-5326/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2018.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.03.2018 по делу N А20-5326/2017 (судья С.В. Кустова)
по заявлению Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (г. Нальчик)
к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (г. Нальчик)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Каббалккоммунэнерго" (г. Нальчик)
о признании незаконным постановления,
при участии в судебном заседании: от Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации - Ципинов З.А. по доверенности от 09.01.2018, Тхамоков В.Х. по доверенности от 09.01.2018,
от Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору - Гасиев А.А. по доверенности N 6 от 02.03.2018, Рябинкина Н.Е. по доверенности N 10 от 19.03.2018,
УСТАНОВИЛ:
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (далее - административный орган, комитет) от 27.11.2017 N 84/Т о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Каббалккоммунэнерго" (далее - предприятие, МУП "Каббалккоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.03.2018 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на малозначительность совершенного правонарушения, отсутствие тяжелых последствий из-за допущенных нарушений.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованнм, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что на основании приказа комитета от 03.10.2017 N 169-Т проведена плановая выездная проверка в отношении общества с целью регионального государственного контроля в области регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике в части экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, правильности применения регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике. В ходе проверки административный орган выявил нарушение обществом порядка ценообразования при осуществления расчетов за электрическую энергию за период с 01.12.2016 по 31.07.2017 путем завышения регулируемых государством тарифов, применяя установленный тариф низкого уровня напряжения вместо среднего второго уровня напряжения. В результате применения тарифа низкого уровня напряжения стоимость услуг по передаче электрической энергии Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР по счетам-фактурам от 31.12.2016 N 0720/Э040750, от 31.01.2017 N 0720/Э000287, от 28.02.2017 N 0720/Э003723, от 31.03.2017 N 0720/Э007079, от 30.04.2017 N 0720/Э011330, от 31.05.2017 N 0720/Э014454, от 30.06.2017 N 0720/Э017600, от 31.07.2017 N 0720/Э022227, при тарифе низкого уровня напряжения составила 108 061 рубль 89 копеек. Результаты проверки оформлены актом проверки от 13.11.2017 N 14/Т.
Усмотрев признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, должностное лицо комитета 20.11.2017 в присутствии представителя общества в отношении общества составило протокол об административном правонарушении N 84/Т.
27.11.2017 председатель комитета вынес постановление N 84/Т о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статье 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации электроэнергии в размере 216 123 руб. 78 коп.
Считая, что постановление является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, является установленный государством порядок ценообразования.
Объективная сторона названного административного правонарушения выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 21 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства КБР от 04.10.2017 N 182-ПП, комитет является органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов.
Согласно перечню гарантирующих поставщиков, размещенному на официальном сайте Федеральной службы по тарифам, АО "Каббалкэнерго" является гарантирующим поставщиком на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Пунктом 107 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) установлено, что конечные регулируемые цены дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также по группам (подгруппам) потребителей, предусмотренным дифференциацией сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
Согласно п. 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
В соответствии с п. 44 Приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВЫ) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СП 2) 20 - 1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
Пунктом 28 Основных положений предусмотрено, что по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с п. 78 Основных положений расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с абз. 3 п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется следующим образом: если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства.
Приказами Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 30.12.2015 N 82 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики на 2016 год", от 29.12.2016 N 75 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики на 2017 год", от 31.03.2017 N 3 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики на 2017 год" установлены следующие одноставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, поставляемой прочим потребителям на 2016 - 2017 года: - на 2 полугодие 2016 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,02360 руб./кВт.ч; СН- 1" - 2,17236 руб./кВт.ч; "СН-2" - 2, 62750 руб./кВт.ч; "НН" - 3,37620 руб./кВт.ч; - на 1 полугодие 2017 года (январь, февраль, март) в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,00400 руб./кВт.ч; "СН-1" - 2,15100 руб./кВт.ч; "СН-2" - 2,60200 руб./кВт.ч; "НН" - 3,34300 руб./кВт.ч; - на 1 полугодие 2017 года (апрель, май, июнь) в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,00404 руб./кВт.ч; "СН-1" - 2,15128 руб./кВт.ч; "СН-2" - 2,60201 руб./кВт.ч; "НН" - 3,34348 руб./кВт.ч; на 2 полугодие 2017 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,06416 руб./кВт.ч; "СН- 1" - 2,21581 руб./кВт.ч; "СН-2" - 2,68007 руб./кВт.ч; "НН" - 3,44378 руб./кВт.ч.
Как видно из материалов дела, общество до 01.08.2017 при осуществлении расчетов за электрическую энергию с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР за период с 01.12.2016 по 31.07.2017 производило начисление за электроэнергию согласно техническим приложениям к ранее заключенным договорам по уровню напряжения "НН", стоимость услуг по передаче электрической энергии по счетам-фактурам при тарифе низкого уровня напряжения составила 108 061 рублей 89 копеек.
Вместе с тем, согласно приложению N 2 к государственному контракту от 04.06.2013 N Н - 960, приложению N 2 к государственному контракту от 28.02.2017 N Н-960 на продажу электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенным с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР, граница разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон на кабельных наконечниках КЛ - 0,4 кВ в РУ - 0,4 ТП - 12, что означает о необходимости применения уровня напряжения "СН 2".
Из акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон следует, что точка присоединения к электрической сети РУ - 0,4 кВ ТП - 12, соответственно граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации проходит в РУ - 0,4 кВ ТП - 12. Согласно пункту 2 приложений N 2 наивысший уровень напряжения в ТП - 12 равен 6 кВ (СН-2), что также подтверждается Перечнем точек поставки, средств учета и мест их установки (Приложение от 14.07.2017 к государственному контракту от 28.02.2017 N Н-960).
В нарушение действующего законодательства общество применяло установленный тариф низкого уровня напряжения (НН), тогда как поставка электрической энергии для Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР должна была осуществляться на среднем втором уровне напряжения (СН-2), тем самым нарушило установленный порядок ценообразования путем завышения регулируемых государством тарифов.
Указанные обстоятельства обществом не оспаривались, при этом общество ссылалось на то, что для исполнения своих обязательств и в интересах потребителей заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.02.2014 N Д/352-пдо с сетевой организацией, МУП "Каббалккоммунэнерго", к сетям которого присоединены энергопринимающие устройства конечных потребителей электрической энергии, а из представленных документов, составленных сетевой организацией и потребителем следовало, что тарифный уровень напряжения - "НН", сетевая организация ежемесячно представляла обществу подписанные без замечаний акты оказанных услуг по передаче электрической энергии и АО "Каббалкэнерго" не имело оснований для непринятия и оспаривания тарифного уровня напряжения по точке поставки Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.
Вместе с тем, согласно материалам дела граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей, в том числе точки присоединения, не изменялась, неясности в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей от 03.06.2013 не являются основанием для применения необоснованных тарифов. В силу пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения возложенных на него публично-правовых обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства о ценообразовании при осуществлении деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения в спорном периоде, общество не представило, в связи с чем переписка с сетевой организацией, представленная обществом, судом не может быть принята во внимание в данном случае.
Из представленной в материалах дела переписки следует, что по представленной технической документации специалисты общества не могут определить технические параметры, по которым применяются установленные тарифы. Какие-либо основания применения обществом в данном случае более высокого тарифа по низкому уровню напряжения (а не наоборот), обществом не представлены.
Таким образом, комитет обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, материалами дела не установлено.
Нарушения порядка и процедуры привлечения общества к административной ответственности из материалов дела не усматривается, общество привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Расчет штрафа произведен комитетом правильно, подтверждается материалами административного дела, обществом не оспаривался.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод общества о малозначительности совершенного правонарушения в связи со следующим.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, в материалы дела не представлено.
Конституционный Суд РФ в определении от 21.04.2005 N 122-0 указал, что положения ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствует о его исключительности, позволяющей сделать вывод о возможности применения малозначительности.
Таким образом, материалами дела доказана вина общества во вменяемом ему правонарушении и судом первой инстанции правильно отказано в признании правонарушения малозначительным.
Нарушения процесса привлечения к административной ответственности отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для признания незаконным постановления комитета, следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.03.2018 по делу N А20-5326/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.