г. Пермь |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А50-1144/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой А.С.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 марта 2018 года
по делу N А50-1144/2018,
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.
по заявлению Управления земельно-имущественных отношений Администрации Горнозаводского муниципального района
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
об оспаривании бездействия,
установил:
Управление земельно-имущественных отношений администрации Горнозаводского муниципального района (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю) о признании незаконным бездействия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:17:1502017:1, общей площадью 1 500 кв. м, по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, р.п. Старый Бисер, ул. Луговая, 6, и земельного участка с кадастровым номером 59:17:1502017:2, общей площадью 1 500 кв. м, по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, р.п. Старый Бисер, ул. Луговая, 7.
В качестве способа восстановления полагаемого нарушенным права заявитель просит суд обязать заинтересованное лицо определить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков.
Решением суда от 13.03.2018 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:17:1502017:1, общей площадью 1 500 кв. м по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, р.п. Старый Бисер, ул. Луговая, 6, и земельного участка с кадастровым номером 59:17:1502017:2, общей площадью 1 500 кв. м, по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, р.п. Старый Бисер, ул. Луговая, 7. На ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю возложена обязанность определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:17:1502017:1, общей площадью 1 500 кв. м по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, р.п. Старый Бисер, ул. Луговая, 6, и земельного участка с кадастровым номером 59:17:1502017:2, общей площадью 1 500 кв. м, по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, р.п. Старый Бисер, ул. Луговая, 7.
Решение суда от 13.03.2018 обжаловано филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю в апелляционном порядке. Заявитель жалобы полагает неправомерным вывод суда о несоответствии бездействия филиала по неустановлению кадастровой стоимости спорных земельных участков абзацу 2 п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), поскольку обязанности соблюдения указанной правовой нормы филиалом при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков не имелось. Как указывает заявитель жалобы, спорные земельные участки являлись вновь образованными и не вошли в перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены 01.01.2014 постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края". Следовательно, в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний филиал как уполномоченный орган по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, должен был определить кадастровую стоимость спорных участков путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка; обязанность по выполнению каких-либо иных действий филиала при определении кадастровой стоимости в случае образования новых земельных участков Законом об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями не установлена. По мнению заявителя апелляционной жалобы, Методическими указаниями не предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости по аналогии. Заинтересованное лицо отмечает, что оно не является органом, осуществляющим оценочную деятельность и органом, утверждающим удельные показатели кадастровой стоимости кадастровых кварталов земель населенных пунктов, в связи с чем не является надлежащим лицом, чье бездействие в указанной части может быть оспорено в судебном порядке. Полагает, что в действиях ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствует оспариваемое бездействие. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ее заявитель просит решение суда отменить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 59:17:1502017:1, общей площадью 1 500 кв. м, по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, р.п. Старый Бисер, ул. Луговая, 6, и земельный участок с кадастровым номером 59:17:1502017:2, общей площадью 1 500 кв. м, по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, р.п. Старый Бисер, ул. Луговая, 7, сформированы для индивидуального жилищного строительства и расположены на территории Бисерского сельского поселения Горнозаводского муниципального района.
Из кадастровых выписок на указанные земельные участки следует, что их кадастровая стоимость не установлена.
Ссылаясь на то, что наличие сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо для целей вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, а отсутствие таких сведений нарушает права Управления (заявителя) и препятствует осуществлению действий по распоряжению земельными участками путем предоставления их в собственность или в аренду, а также полагая, что ФГБУ "ФКП Росреестра" допущено незаконное бездействие по неустановлению кадастровой стоимости земельных участков, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 65, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 1, п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 24.11, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 2, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", пп. 1.2, п. 2.1.3, 2.4, 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, и исходил из того, что отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельных участков. Отсутствие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости нарушает права Управления и препятствует осуществлению действий по распоряжению земельными участками.
При этом арбитражный суд первой инстанции указал, что исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о невозможности определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с порядком, прописанным в абзаце 1 пункта 2.1.3 Методических указаний, ФГБУ "ФКП Росреестра" надлежит определить их кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации
,для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно п. 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (п. 1.2).
Согласно п. 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно п. 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5. Методических указаний).
Судом первой инстанции верно установлено, что спорные земельные участки не вошли в перечень, утвержденный постановлением правительства Пермского края от 21.1.1.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края". Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположены земельные участки, не установлено.
Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Судом первой инстанции принято во внимание, что наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Управлению осуществить действия по распоряжению земельными участками.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 таким органом является Росреестр.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний).
Абзацем вторым п. 2.1.3 Методических указаний предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, в этом случае его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что в связи с невозможностью определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с порядком, прописанным в абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний, заинтересованному лицу надлежало определить их кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку указанных действий заинтересованным лицом не произведено, вывод суда первой инстанции о незаконности такого бездействия и нарушений прав заявителя является обоснованным.
Отклоняя доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" об отсутствии у него полномочий по организации государственной кадастровой оценки, суд первой инстанции обоснованно признал его противоречащим Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказу Росреестра от 12.05.2015 N П/210.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не опровергают вывод суда о том, что наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Управлению осуществить действия по распоряжению земельными участками, при этом отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельных участков.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 марта 2018 года по делу N А50-1144/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.