г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А21-12466/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Фролов А.В., по доверенности от 14.12.2017
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц: 1), 2) не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9362/2018) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2018 по делу N А21-12466/2017 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ N 7"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-и лица: 1) МП "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", 2) ООО "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс"
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" (далее - ООО "ЖЭУ N 7", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, ответчик) о признании недействительным предписания от 10.10.2017 (фактически вынесено 27.10.2017) N ЖК-2/829/ММС/261-о.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (далее - МП "Калининградтеплосеть", Предприятие) и общество с ограниченной ответственностью "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" (далее - ООО "Симплекс", расчетный центр).
Решением суда от 27.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается, что предписание обязывает Общество осуществить перерасчет платы за горячее водоснабжение, а не вернуть деньги потребителям; Общество может произвести перерасчет и направить полученные денежные средства в счет будущих платежей. Министерство также указывает, что ООО "РИВЦ "Симплекс" и МП "Калининградтеплосеть" не осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами (далее также - МКД) и не являются объектами лицензионного контроля по управлению МКД, соответственно у Министерства отсутствует возможность обязать вышеуказанные организации произвести перерасчет. Кроме того, судом неверно сделан вывод о том, что дом оснащен индивидуальным тепловым пунктом (далее также - ИТП) и имеет собственный источник тепловой энергии, и о том, что в данном доме отсутствует центральная система горячего водоснабжения.
В судебном заседании представитель заявителя возразил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Министерство и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений от 09.03.2015 и договора управления многоквартирным домом от 09.03.2015 Общество является управляющей организацией по управлению МКД N 2 по улице Бесселя в городе Калининграде).
Между Обществом и МП "Калининградтеплосеть" (ресурсоснабжающей организацией) заключен договор от 23.12.2016 N 1468/Д теплоснабжения указанного дома.
Из материалов дела следует, что в Министерство поступило обращение жильца квартиры N 33 указанного дома по поводу порядка начислений платы за горячее водоснабжение дома за июнь 2017 года.
На основании указанного обращения и приказа от 19.10.2017 N 2468 Министерство осуществило в отношении Общества внеплановую документарную проверку исполнения заявителем действующего законодательства при управлении домом, по результатам которой составлен Акт проверки от 27.10.2017 N ЖК-1/2468/ММС.
Министерство выдало Обществу оспариваемое предписание от 10.10.2017 (фактически вынесено 27.10.2017) N ЖК-2/829/ММС/261-о по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства, согласно которому Обществу в срок до 29.12.2017 необходимо обеспечить производство перерасчета платы за горячее водоснабжение за июнь 2017 года путем снятия исходя из тарифа 164,39 руб. за 1 куб.м. в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Основанием для вынесения упомянутого предписания явились выводы Министерства о нарушении Обществом подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а также пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части нарушения порядка расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за электроснабжение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Как отмечает Министерство, несмотря на наличие в данном МКД ИТП, расчет размера платы за горячее водоснабжение для потребителей следует осуществлять по правилам, установленным для МКД, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения закрытого типа, то есть в соответствии с формулой 23, установленной пунктом 26 приложения N 2 к Правилам N 354. В настоящее время расчет размера платы за горячую воду в отношении указанного дома осуществляется по правилам, установленным для МКД, не оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения, то есть МКД, имеющих собственный источник тепловой энергии, используемый для производства горячей воды (в соответствии с формулой 20, предусмотренной пунктом 22 приложения N 2 к Правилам N 354). Такой порядок расчета не может применяться в отношении спорного дома.
Между тем судом первой инстанции установлено, что в неотопительный период, когда вся подаваемая в МКД тепловая энергия используется только для подогрева горячей воды, стоимость одного кубического метра горячей воды определяется путем деления стоимости всей фактически потребленной в данном МКД тепловой энергии (определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию) на суммарный объем горячей воды, потребленной во всех помещениях потребителей (определяется в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета или нормативом потребления).
При этом компонент на холодную воду, являющийся частью тарифа на горячую воду, оплачивается потребителями отдельно поставщику данного ресурса - муниципальному предприятию коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград".
Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении) нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКЖ к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды.
Под приготовлением горячей воды следует понимать процесс, в ходе которого с использованием иных ресурсов осуществляется производство горячей воды.
Под самостоятельным приготовлением следует понимать приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД.
Приготовление горячей воды в МКД N 2 по ул. Бесселя в г. Калининграде осуществляется с использованием ИТП, что соответствует определению нецентрализованной системы горячего водоснабжения, приведенного в п.12 ст. 2 Закона о водоснабжении: сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
ИТП - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части (приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115).
Тот факт, что при самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом может использоваться тепловая энергия, поступающая в дом по централизованной системе теплоснабжения, предусмотрено пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642, в котором указано: к другим возможностям обеспечения горячего водоснабжения объекта относится возможность приготовления горячей воды абонентом самостоятельно, с использованием сооружений и устройств, в том числе ИТП. При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ.
Горячее водоснабжение спорного МКД осуществляется посредством нагрева воды, поступающей из централизованной системы холодного водоснабжения, на теплообменнике ИТП, с использованием тепловой энергии, получаемой от МП "Калининградтеплосеть" по сети теплоснабжения.
Как не отрицает ответчик, согласно техническому паспорту ИТП оснащен скоростным водоподогревом.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспоренного ненормативного правового акта, возлагается на вынесший его государственный орган (должностное лицо).
При этом Министерство не спорит, что выдаваемое предписание государственного органа (органа контроля) должно быть основанным на достаточных доказательствах, вынесено надлежащему субъекту (ответственному лицу) и быть исполнимым, то есть возлагать предусмотренные законом обязанности (либо прекратить, воздержаться от противоправных действий) и фактически осуществимым, поскольку неисполнение предписания влечет негативные последствия, в том числе административную ответственность.
Между тем в силу вышеизложенного ответчик убедительным образом не доказал наличие фактических и законных оснований для выдачи своего предписания.
Довод Министерства о наличии у Общества возможности произвести перерасчет начисленных платежей подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу заключенного между Обществом и МП "Калининградтеплосеть" договора теплоснабжения от 23.12.2016 N 1468/Д Предприятие, как ресурсоснабжающая организация, обязуется подавать тепловую энергию в МКД, находящиеся в управлении Общества, для цели использования полученной энергии для предоставления потребителям в данных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, а Общество обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (пункты 1 - 4).
Решением общего собрания собственников от 09.03.2015 утверждены условия договора управления МКД, текст которого является приложением к протоколу данного собрания и его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 5.10 данного договора управления собственники и наниматели жилых помещений в МКД вносят плату за все виды коммунальных услуг (в том числе отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, электроснабжение) непосредственно этим ресурсоснабжающим организациям на основании полученных от них платежных документов.
В соответствии с этим абзацем 2 пункта 1 и частью 1 пункта 10 договора теплоснабжения от 23.12.2016 предусмотрено, что тепловая энергия, приобретаемая в соответствии с данным договором, оплачивается за управляющую организацию потребителями путем внесения ими платы за коммунальные услуги непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации.
Частью 2 пункта 7 указанного договора предусмотрено, что объем тепловой энергии определяется в соответствии с данными учета о фактическом потреблении тепловой энергии - в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета либо, в предусмотренных случаях, в ином порядке, предусмотренном Правилами N 354 и Правилами коммерческого учета.
Согласно части 4 пункта 10 указанного договора расчеты за потребленную тепловую энергию осуществляются в соответствии с соглашением о порядке расчетов за тепловую энергию при применении порядка оплаты коммунальных услуг потребителями данных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации, заключенным между ресурсоснабжающей организацией, управляющей организацией и расчетным центром, и в соответствии с правилами, установленными законодательством.
Из материалов дела следует, что 23.12.2016 между Обществом, Предприятием и муниципальным предприятием "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" городского округа "Город Калининград" (в настоящее время преобразовано в общество "Симплекс") заключено соответствующее соглашение, предусмотренное договором теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 данного соглашения, с учетом положения пункта 2 данного соглашения, ресурсоснабжающая организация в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и предусмотренными данным положением решениями общих собраний собственников помещений в МКД получает от потребителей коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения плату за данные услуги и учитывает данную плату в качестве платы за тепловую энергию, поставленную в соответствии с договором теплоснабжения, а расчетный центр осуществляет прием платежей от потребителей (физических лиц), направленных на исполнение их обязательств по оплате указанных коммунальных услуг, и последующее перечисление поступивших платежей в адрес ресурсоснабжающей организации. При этом такая деятельность, в том числе расчеты с потребителями, должна осуществляться в соответствии с Правилами N 354.
В соответствии с пунктами 4 и 4.1 соглашения расчетный центр по поручению ресурсоснабжающей организации, оформленному договором между ресурсоснабжающей организацией и расчетным центром, в порядке осуществления расчетов за коммунальные услуги осуществляет расчет платы, подлежащей внесению потребителями в качестве платы за указанные коммунальные услуги, и пени за нарушение обязательств по оплате данных коммунальных услуг в предусмотренных случаях.
Таким образом, Общество не осуществляет расчет платы за горячее водоснабжение, подлежащей внесению, не направляет потребителям счета на оплату данной услуги, и не получает соответствующую плату от потребителей.
Все указанные действия осуществляются Предприятием и обществом "Симплекс" (расчетным центром). Расчет размера платы осуществляется расчетным центром, последний так же направляет счета потребителям, получает от них денежные средства и перечисляет их в пользу Предприятия.
Заказчиком данных услуг расчетного центра является именно Предприятие. В соответствии с соглашением от 23.12.2016 Предприятие и расчетный центр обязаны при осуществлении расчетов с потребителями, в том числе при определении размера платы, подлежащей оплате последними, соблюдать требования Правил N 354.
Как отмечает заявитель, внесудебное требование Общества об исполнении предписания оставлено ресурсоснабжающей организацией и расчетным центром без удовлетворения в связи с незаконностью предписания Министерства.
Ссылка ответчика на то, что ООО "РИВЦ "Симплекс" и МП "Калининградтеплосеть" не осуществляют деятельность по управлению МКД и не являются объектами лицензионного контроля по управлению МКД, соответственно, у Министерства отсутствует возможность обязать вышеуказанные организации произвести перерасчет, не означает правомерность возложения соответствующей обязанности на Общество.
Дополнительно к оценке однозначности выводов ответчика и исполнимости оспоренного предписания апелляционный суд отмечает, что 09.01.2018 ответчиком вынесены противоречивые решения об устранении опечаток в предписании и Акте проверки, создающие неясность в выводах ответчика по пересчету исходя из превышения размера платы либо тарифа на горячую воду.
В связи с совокупностью вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует нормам законодательства и выдано при недоказанности ответчиком достаточных фактических оснований (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2018 по делу N А21-12466/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.