г. Москва |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А40-83078/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РЭИ-Тест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2018 г. по делу N А40-83078/18
принятое судьей Н.В. Дейна
по заявлению Росаккредитации
к ответчику ООО "РЭИ-Тест"
о привлечении к административный ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ по протоколу от 02.04.2018 г. N 149/2018,
при участии:
от заявителя: |
Приставкин А.А. по дов. от 06.09.2017; |
от заинтересованного лица: |
Толстокоров С.В. по дов. от 01.02.2018 ; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (далее - Росаккредитация, Административный орган, Заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "РЭИ-Тест" (далее - Ответчик, ООО "РЭИ-Тест", Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2018 г. общество с ограниченной ответственностью ООО "РЭИ-Тест" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
ООО "РЭИ-Тест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представитель ООО "РЭИ-Тест" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Росаккредитации в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Привлекая ООО "РЭИ-Тест" к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 202 АПК РФ, дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Приказом Росаккредитации от 19.12.2017 г. N 236-П-ВВ "О проведении внеплановой выездной проверки" (далее - Приказ N 236-П-ВВ) с целью проверки сведений, изложенных в мотивированном представлении от 19.12.2017 г. N 3-04/9828, обращениях Некоммерческой организации "СОЮЗЦЕМЕНТ", обращении гражданина и письме Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, было инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РЭИ-Тест", аккредитованного в качестве органа по сертификации, аттестат аккредитации N RA.RU.10AB51 (далее - ОС).
Согласно пункту 7 Приказа N 236-П-ВВ предметом проверки явилось соблюдение аккредитованным лицом (ООО "РЭИ-Тест") обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки рассмотрены материалы дела сертификата соответствия от 25.10.2017 г. N РОСС BY.AB51.B00181, подтверждающего соответствие продукции "клинкер портландцементный серийного производства ООО "Кричевцементношифер" требованиям "ГОСТ 30515-2013. Межгосударственный стандарт. Цементы. Общие технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 г. N 654-ст (далее - ГОСТ 30515-2013), требованиям "ГОСТ 31108-2016. Межгосударственный стандарт. Цементы общестроительные. Технические условия", введенного в действие Приказом Госстандарта от 11.10.2016 N 1361-ст (далее - ГОСТ 31108-2016).
Сертификат выдан на основании протокола испытаний от 23.10.2017 г. N 87-ИЛ, выданного испытательной лабораторией Открытого акционерного общества "Научноисследовательский институт цементной промышленности "НИИЦемент" (аттестат аккредитации N RA.RU.21AK24); протокола от 11.09.2017 г. N 1602917, выданного испытательным лабораторным центром ФБУ Здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (аттестат аккредитации N RA RU.510895), акта анализа состояния производства от 30.08.2017 г. N 19. Заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Промресурсы" уполномоченное изготовителем лицо (договор от 19.06.2017 г. N 573).
Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 г. N 930 "О внесении изменения в Единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации" (вступило в силу 07.03.2016 г.) Единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982, дополнен разделом "2523 Цемент Портландцемент Цемент глиноземистый Цемент шлаковый Цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров".
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.01.2016 г. утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р 56836-2016), который вступил в силу с 01.02.2016 г. и устанавливает порядок проведения сертификации цементной продукции, Перечень которой установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982.
ООО "РЭИ-Тест" аккредитовано в качестве органа по сертификации, в область аккредитации которой входит сертификация цементной продукции, в область аккредитации включен ГОСТ Р 56836-2016, регламентирующий порядок сертификации цементной продукции.
Согласно пункту 4 Предисловия к ГОСТ Р 56836-2016 Правила применения настоящего стандарта установлены в разделе 8 "ГОСТ Р 1.0-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.", утвержденном приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1146-ст (редакция от 22.11.2013) (далее - ГОСТ Р 1.0-2012). Исходя из пункта 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация); нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации: соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил); указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
Во введении к ГОСТ Р 56836-2016 указано, что данный стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены в ГОСТ 31893-2012 "Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия".
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 56836- 2016 данный стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N 982; стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц; стандарт может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов.
Согласно положениям раздела 20 РК ОС проводит работы по подтверждению соответствия в пределах области аккредитации в соответствии с документами, указанными в разделе 3 РК с учетом дополнительных требований раздела 20 РК.
В пункте 3.1. РК приведен перечень документов, которыми ОС руководствуется в своей деятельности, включая:
-Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; -ГОСТ Р 56836-2016;
-Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 28.12.2010 N 1134-ст (далее - ГОСТ Р 54293- 2010);
-Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012 "Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия", введенный в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 \9 1812-ст (далее - ГОСТ 31814-2012);
-Межгосударственный стандарт ГОСТ 31815-2012 "Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации", введенный в действие приказом Росстандарта от 25.12.2012 г. N 1964-ст (далее - ГОСТ 31815-2012)
-ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 21.12.2012 N 1941-ст (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
В силу положений раздела 20 РК "Порядок проведения работ по подтверждению соответствии" вышеуказанные документы регламентируют порядок проведения работ организации и правила выполнения соответствующих процедур сертификации промышленной продукции в строительстве, в том числе продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации, сертифицируемой органом но сертификации продукции ООО "РЭИ-Тест".
Учитывая приведенные обстоятельства и принимая во внимание правовую природу документов системы менеджмента качества аккредитованных лиц как локальных нормативных правовых актов, применение органом по сертификации ООО "РЭИ-Тест" при проведении работ по сертификации цементной продукции РК, ГОСТ Р 56836-2016, ГОСТ Р 54293-2010, ГОСТ 31814-2012 и ГОСТ 31815-2012 являются обязательными.
В силу пункта 6.7 ГОСТ Р 56836-2016 отбор образцов (проб) для проведения испытаний осуществляется работниками предприятия-заявителя под обязательным наблюдением представителя органа по сертификации или представителя аккредитованной испытательной лаборатории (центра), действующей по поручению органа по сертификации.
В соответствии с пунктом 6.7.1 ГОСТ Р 56836-2016 отбор образцов (проб) производится в соответствии с требованиями, устанавливающими методы отбора и испытаний, в количестве, необходимом для проведения исследований (испытаний) и измерений.
Согласно пункту 6.7.3 ГОСТ Р 56836-2016 отбор образцов (проб) осуществляется в порядке, определенном в ГОСТ 31814. По результатам отбора образцов оформляется акт отбора по форме, представленной в приложении В. Отобранные образцы направляют в аккредитованную испытательную лабораторию (центр). Орган по сертификации направляет в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) задание на проведение испытаний, форма которого приведена в приложении Г к настоящему стандарту.
Положениями пункта 20.3.1 РК установлено, что ОС осуществляет отбор образцов (проб) в порядке, определенном в ГОСТ 31814-2012 и нормативными документами на методы испытаний для конкретного вида продукции.
Содержанием пункта 3.4 ГОСТ 31814-2012 и пункта 20.3.1.1 РК установлено, что в процессе отбора проб учитывается: однородность партии; представительность выборки по составу; представительность выборки по количеству; соответствие образцов идентификационным признакам продукции.
Положениями пункта 7.1.2 ГОСТ 30515-2013 установлено, что отбор проб для контроля качества цемента третьей стороной для инспекционных, сертификационных и других видов испытаний проводят только от партии (части партии), принятой службой технического контроля изготовителя.
Согласно пункту 6.8 ГОСТ Р 56836-2016 идентификация продукции проводится при отборе образцов и проведении испытаний. При идентификации продукции определяются сведения, идентифицирующие сертифицируемую продукцию путем сопоставления продукции с информацией, указанной на маркировке продукции (в паспорте качества) и в сопроводительных документах.
В соответствии с пунктом 6.8.1 ГОСТ Р 56836-2016 к сведениям, идентифицирующим продукцию, в общем случае относятся: -наименование продукции (включая назначение, тип, сорт, артикул и др.); -код по действующим классификаторам продукции; -документ, по которому изготовлена продукция (межгосударственный или национальный стандарт, стандарт организации, технические условия или иной нормативный документ); -сведения об изготовителе (наименование, включая место нахождения); -реквизиты товаросопроводительной документации.
В силу пункта 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 результаты идентификации оформляют протоколом (заключением) по форме, приведенной в приложении Д.
При анализе материалов дела сертификата соответствия от 25.10.2017 г. N РОСС BY.AB51.B00181 установлено, что 30.08.2017 г., согласно акту отбора образцов от 30.08.2017 г. N 145 из железнодорожного вагона проведен отбор образцов от партии клинкера портландцементного без упаковки, изготовленного в период с 29.08.2017 г. по 30.08.2017. Оформлен протокол по результатам идентификации от 30.08.2017 к заявке от 17.08.2017 г. N 00170.
В акте отбора образцов от 30.08.2017 г. N 145 указано, что отбор образцов проводился в соответствии с ГОСТ 30515-2013 и ГОСТ 31814-2012. В графе "Результаты наружного осмотра образцов" акта отбора образцов от 30.08.2017 г. N 145 указано, что "партия клинкера портландцементного идентифицирована с помощью результатов протоколов испытаний заводской лаборатории и службой технического контроля, паспорта качества цемента". При этом сведения о реквизитах паспорта качества партии продукции и протоколах испытаний не указаны в акте отбора образцов от 30.08.2017 г. N 145 и в протоколе по результатам идентификации от 30.08.2017 г. В материалах дела представлен протокол испытаний производственной лаборатории от 30.08.2017 г. N 35/17 без указания даты изготовления, идентифицирующей цементную продукцию.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ОС при проведении отбора образцов, идентификации цементной продукции, оформлении документов, нормирующих материалы дела сертификата соответствия от 25.10.2017 г. N РОСС BY.AB51.B00181, и при выдаче указанного сертификата соответствия не соблюдены положения пункта 20.3.1 РК, пунктов 6.8, 6.8.1, 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016, пункта 7.4 ГОСТ 30515-2013.
В силу требований пункта 4.1.6 "Правила оформления результатов контроля" ГОСТ 30108-94 лаборатория должна фиксировать условия проведения испытаний, в том числе показатели температуры воздуха. В соответствии с пунктом 6.9.2 ГОСТ Р 56836-2016 протокол испытаний должен содержать информацию о климатических условиях проведения испытаний "температура, влажность, давление или нормальные по стандарту).
Однако при анализе протокола испытаний от 11.09.2017 г. N 16029, выданного испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (аттестат аккредитации N RA.RU.510895), выявлены следующие нарушения: -в протоколе не содержатся сведения об условиях проведения испытаний, включая климатические; -в протоколе испытаний в разделе 5 указан номер партии клинкера от 30.08.2017 г. N 145, однако данная информация отсутствует в акте отбора образцов от 30.08.2017 г. N 145 и задании на проведения испытаний от 30.08.2017 г. N 145/р., -в протоколе испытаний в разделе 10 содержится ссылка на акт отбора образцов партии продукции от 30.08.2017 г. N 7. Однако фактически данная партия была отобрана по акту отбора образцов от 30.08.2017 г. N145.
Учитывая изложенное, ОС ООО "РЭИ-Тест" принято решение о выдаче сертификата соответствия от 25.10.2017 г. N РОСС BY.AB51.B00181 при отсутствии факта надлежащего подтверждения соответствия продукции установленным требованиям (результаты испытаний не отвечают критерию достоверности), что свидетельствует о нарушении пункта 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 20.6 РК.
Следовательно, ОOO "РЭИ-Тест" принято решение о выдаче сертификата соответствия от 25.10.2017 г. N РОСС BY.AB51.B00181 в отсутствие подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, что свидетельствует о нарушении пункта 2 статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ, пункта пунктов 6.8, 6.8.1, 6.8.2, 6.11.1 ГОСТ 56836-2016, пункта 7.4 ГОСТ 30515-2013 и пунктов 20.6, 20.3.1 РК, что свидетельствует о выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи - 47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Место совершения правонарушения: Земляной Вал ул., д. 36, пом. VII, комнаты 1-9, г. Москва, 105064.
Указанное нарушение допущено ООО "РЭИ-Тест" 25.10.2017 г.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Данная позиция отражена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт совершения и вина ООО "РЭИ-Тест" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, подтверждены материалами дела.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что имеются все необходимые основания для привлечения ООО "РЭИ-Тест" к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Довод Заявителя о проведении административным органом проверки при отсутствии оснований для ее проведения, судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения проверки послужили сведения, изложенные в мотивированном представлении от 19.12.2017 г. N 3-04/9828, а также в поступивших обращениях Некоммерческой организации "СОЮЗЦЕМЕНТ" (8 обращений), обращении гражданина от 09.01.2017 г. и письме Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.10.2017 г.
Вывод о правомерности проведения Росаккредитацией указанной проверки установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2018 г. по делу N А40-55848/18, который в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдиционное значение для настоящего дела.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2018 г. по делу N А40-83078/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.