г. Челябинск |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А34-8128/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.01.2018 по делу N А34-8128/2017 (судья Лунева Ю.А.).
Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Курганской области (далее - УФК по Курганской области, управление) о признании недействительным представления от 05.05.2017 N 43-45-23/45-66.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Инициатива" (далее - ООО "Инициатива"), сельскохозяйственный производственный кооператив "Невский" (далее - СПК "Невский"), сельскохозяйственный производственный кооператив "Изящное" (далее - СПК "Изящное"), индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ширяев Ю.Л. (далее - ИП Глава КФХ Ширяев Ю.Л.), закрытое акционерное общество "Степное" (далее - ЗАО "Степное"), индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лешуков И.Л. (далее - ИП Глава КФХ Лешуков И.Л.), индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Басалаева Л.Н. (далее - ИП Глава КФХ Басалаева Л.Н.) и сельскохозяйственный производственный кооператив "Подарок" (далее - СПК "Подарок").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.01.2018 (резолютивная часть решения объявлена 18.01.2018) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Департамент не согласился с указанным судебным актом и обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Полагает оспоренное представление незаконным. Обращает внимание на следующие обстоятельства: заключенным между Правительством Курганской области и Министерством сельского хозяйства России соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета не предусмотрено, что показатель результативности распространяется только на тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставляются субсидии, такой показатель устанавливается для всей Курганской области, таким образом, Курганская область не поставлена в зависимость от достижения целевых показателей отдельными сельскохозяйственными товаропроизводителями, и не достижение ими целевого показателя не свидетельствует о нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств; соглашение предусматривает предоставление субсидий на увеличение производства в 2015 году по отношению к 2014 году; из оспоренного представления непонятно, каким образом заявитель должен устранить допущенное нарушение; представление нарушает права и законные интересы заявителя, так как заявитель вынужден будет в судебном порядке взыскивать субсидии с восьми указанных в нем сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу управление против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя УФК по Курганской области от 27.03.2017 N 131 (т.2 л.д.139-141), в соответствии с п.12 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год и пункта 1 Раздела 1 Плана контрольных мероприятий УФК по Курганской области на 2017 год, должностными лицами управления в отношении Департамента проведена выездная плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", за период - 2016 год.
Итоги проверки отражены в акте от 13.04.2017 (т.2 л.д.116-138), которым зафиксированы выявленные нарушения бюджетного законодательства и условий договоров (соглашений) о представлении средств из бюджета.
По результатам проверки Департаменту выдано представление от 05.05.2017 N 43-45-23/45-66 (т.1 л.д.35-37, т.2, л.д.113-115), которым предложено рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях, принять меры по устранению причин и условий совершения указанных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и недопущению в дальнейшем неэффективного использования средств федерального бюджета. О результатах исполнения представления предложено проинформировать управление до 20.06.2017. При этом, представление содержит сведения о следующих допущенных Департаментом нарушениях: заявителем допущено неэффективное использование субсидии, выделенной из федерального бюджета, предоставленной на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, обеспечивающих увеличение производства овощей открытого грунта, выразившееся в недостижении заданного результата - снижении объема производства овощей открытого грунта (сокращение посевных и уборочных площадей) сельскохозяйственными товаропроизводителями: ООО "Инициатива", СПК "Невский", СПК "Изящное", ИП Глава КФХ Ширяев Ю.Л., ЗАО "Степное", ИП Глава КФХ Лешуков И.Л., ИП Глава КФХ Басалаева Л.Н., СПК "Подарок". Нарушение в денежном выражении составляет 534870 руб. дата совершения нарушения - 2016 год. Нарушены положения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта "б" пункта 2, пункта 28 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 (далее - Правила N 1431), пункта 2 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 08.11.2016 N 364 (далее - Порядок N 364), пункта 2.2.9. Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 19.02.2016 N 451/17-е (пункт 4.3.10 дополнительного соглашения N5 от 15.07.2016 N 1103/17-е) с дополнительными соглашениями N1 от 19.03.2016 N 529/17-е, N2 от 31.05.2016 N 650/17-с, N3 от 17.06.2016 N 891/17-с, N4 от 17.06.2016 N893а/17-с, N5 от 15.07.2016 N1103/17-с, N6 от 12.12.2016 N1267/17-е, N7 от 26.12.2016, заключенных с Минсельхозом России, пункта 2.2.2 Соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета от 19.12.2016 N1-нпко, N4-нпко, N6-нпко, N12-нпко, N13-нпко, N15-нпко, N16-нпко, N17-нпко, заключенных с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Не согласившись с указанным представлением, Департамент оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного представления закону.
Вывод суда является обоснованным.
Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.
Пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
В соответствии со ст.269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (п.1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления (п.2).
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (п.2 ст.270.2 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с которыми, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий (абз.1, 2 пп."а" п.6). По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (п.67). При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пп."а" п.68).
Таким образом, оспоренное представление выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Обеспечение результативности использования бюджетных средств отнесено к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств положениями пп.1 п.1 ст.158 БК РФ.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета (п.1 ст.269 БК РФ).
Из материалов дела следует, что оспоренным представлением установлен факт нарушения Департаментом принципа эффективности использования бюджетных средств в связи с недостижением заданного результата при использовании субсидии, выделенной из федерального бюджета, предоставленной на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, обеспечивающих увеличение производства овощей открытого грунта, что выразилось в фактическом снижении объема производства овощей открытого грунта (сокращение посевных и уборочных площадей) восемью сельскохозяйственными товаропроизводителями - получателями средств субсидии (третьи лица по настоящему делу).
Оценивая обоснованность позиции управления в указанной части, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (п.1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп.1, 2 п.2).
Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" предусмотрено предоставление в 2016 году Курганской области субсидий в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств Курганской области, связанных с реализацией государственной программы Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 16.02.2016 N 35 (далее - Государственная программа от 16.02.2016 N 35) на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области производства семенного картофеля и овощей открытого грунта - в объеме 2115100 руб. (Глава 082, Раздел, подраздел 0405, Целевая статья 2590154390, Вид расходов 521).
Объем бюджетных ассигнований бюджета Курганской области на финансирование расходного обязательства Курганской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержден Законом Курганской области от 24.12.2015 N 127 "Об областном бюджете на 2016 год", в том числе: софинансируемого за счет субсидии из федерального бюджета - 2115100 руб.; из областного бюджета - 112478 руб.
Перечень мероприятий Государственной программы от 16.02.2016 N 35 включает мероприятие "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта" в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства" и направление реализации мероприятия путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области производства семенного картофеля и овощей открытого грунта с ресурсным обеспечением на общую сумму 2480100 руб., в том числе: средства федерального бюджета - 2350100 руб., средства областного бюджета - 130000,0 рублей.
Подпрограммой предусмотрено участие в достижении следующей цели подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства" Государственной программы от 16.02.2016 N 35: увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта.
Ответственным исполнителем и главным распорядителем средств бюджета Государственной программы от 16.02.2016 N 35 определен Департамент.
Участниками Государственной программы от 16.02.2016 N 35 определены сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые таковыми, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", и осуществляющие на территории Курганской области деятельность по направлениям, на поддержку (затраты на возмещение или финансовое обеспечение) которых нацелены мероприятия Государственной программы от 16.02.2016 N 35.
Порядок предоставления и распределение субсидий из федерального бюджета бюджету Курганской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта установлен Правилами N 1431, в силу пункта 28 которых, эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, оценивается исходя из степени достижения показателей результативности использования субсидии - объема произведенных и реализованных или направленных на переработку овощей открытого грунта.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, установлен Порядком N 364.
Во исполнение указанных нормативных положений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Курганской области заключены: Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 19.02.2016 N 451/17-с; дополнительные соглашения N 1 от 19.03.2016 N 529/17-с N 2 от 31.05.2016 N 650/17-с, N 3 от 17.06.2016 N 891/17-с, N 4 от 17.06.2016 N 893а/17-с, N 5 от 15.07.2016 N 1103/17-с, N 6 от 12.12.2016 N 1267/17-с и N 7 от 26.12.2016 (т.1 л.д. 38-107). Предметом указанных соглашений являлось, в том числе, предоставление субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства овощей открытого грунта, заключено в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, приказом Минсельхоза России от 23.05.2016 N 200 "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и формы заявки на перечисление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации". Соглашения предусматривают: 1) направление денежных средств, в форме субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта - из федерального бюджета на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, в объеме 2115100 руб. (0405-2590154390-521) (софинансирование в объеме 94,210 процентов), из областного бюджета в объеме 130000,0 рублей (0405-30103R4390-800) (или 5,79 процентов); 2) показатели результативности предоставления субсидии на 2016 год на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (объем произведенных овощей открытого грунта в тоннах и объем реализованных овощей открытого грунта в тоннах).
Пунктом 2.2.9 соглашения заключенного от 19.02.2016 N 451/17-с установлена обязанность Департамента обеспечить целевое и эффективное использование субсидий в соответствии со значениями показателей результативности.
Согласно пункту 4.3.3 соглашения от 19.02.2016 N 451/17-с (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 15.07.2016), субъект обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, установленных в соответствии с Приложением N 4 к этому соглашению. Пунктом 4.3.10 соглашения определено, что субъект обязуется выполнять обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий и этим Соглашением.
По заявке Департамента от 19.12.2016 N 11622 расходным расписанием Финансового управления Курганской области от 20.12.2016 N 7918ф доведены предельные объемы финансирования на сумму 2115100 руб. (004-0405-3010354390-810 код цели 933).
В рамках указанной Государственной программы распоряжением Департамента от 14.12.2016 N 320 в соответствии с Порядком N 364 из бюджета Курганской области предоставлена субсидия 18 сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 2227578 руб., в том числе: ЗАО "Степное" - 25862 руб.; ООО "Инициатива" - 85260 руб.; СПК "Изящное" - 127890 руб.; ИП Главе КФХ Ширяеву Ю.Л. - 14210 руб.; ИП Главе КФХ Лешукову И.Л. - 31262 руб.; СПК "Подарок" - 76734 руб.; СПК "Невский" - 161994 руб.; ИП Главе КФХ Басалаевой Л.Н. - 39788 руб.
Субсидия предоставлялась на основании заключенных с сельскохозяйственными товаропроизводителями Соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета от 19.12.2016 N 1-нпко, N 4-нпко, N 6-нпко, N 12-нпко, N 13-нпко, N 15-нпко, N 16-нпко, N 17-нпко, содержащих в том числе условия и порядок предоставления субсидии, а также согласие получателя субсидии на осуществление Департаментом и органом государственного финансового контроля Курганской области проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Пунктом 2.2.2 этих Соглашений предусмотрена обязанность сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечить целевое и эффективное использование субсидии.
Предоставление субсидий производилось по ставке 2700 руб. на 1 гектар посевной площади, занятой овощами открытого грунта, по которым предоставляется субсидия из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области, в соответствии с приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 292 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта".
Предоставление субсидий за счет средств областного бюджета производилось по ставке 142 руб. на 1 гектар посевной площади, занятой овощами открытого грунта (п.6 Порядка N 364).
Субсидии за счет средств федерального бюджета предоставлены сельскохозяйственным производителям в 2016 году на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства овощей открытого грунта в расчете на 1 га посевной площади в отчетном финансовом году в порядке очередности подачи заявлений на получение субсидий.
Субсидии рассчитаны и выплачены исходя из посевных площадей, занятых картофелем и овощами открытого грунта в текущем 2016 году (справка-расчет посевных площадей), с учетом документов, подтверждающих производство картофеля и овощей открытого грунта, в году предшествующем выплате субсидии (сведения о посевных площадях прошлых лет).
В этой связи увеличение производства, как показатель результативности использования субсидии (п.28 Правил N 1413), подлежит оценке по сравнению с 2015 годом. Приведенный в апелляционной жалобе довод заявителя о том, что соглашение от 19.02.2016 N 451/17-с предусматривает предоставление субсидий на увеличение производства в 2015 году по отношению к 2014 году, подлежит отклонению, как не основанный на материалах дела.
По результатам проведенного в ходе плановой проверки анализа сведений об исполнении соглашений о предоставлении субсидий и представленных получателями субсидий отчетов, УФК по Курганской области установлено, что указанные выше восемь сельскохозяйственных товаропроизводителей из восемнадцати, получивших субсидию в 2016 году, неэффективно использовали предоставленные средства субсидии.
В частности, из представленных справок-расчетов для предоставления в 2016 году субсидии из областного бюджета на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, сведений о размерах посевных площадей, занятых овощами открытого грунта и (или) семенниками овощных культур открытого грунта, объемах производства и реализации овощей открытого грунта и (или) семян овощных культур открытого грунта, представленных получателями субсидий (т.3 л.д.17-80) следует, что производство овощей открытого грунта было сокращено, по сравнению с прошлым годом, у следующих получателей субсидии:
- СПК "Подарок" - производство овощей (выход продукции) в 2015 году -11355 центнеров, а в 2016 году - 8823 центнера, то есть сокращение на 2532 центнера по причине сокращения посевных площадей на 5 гектаров (2015 г. - 27 га, 2016 г. - 23 га, убрано 16 га);
- ИП Глава КФХ Басалаева Л.Н. - производство овощей (выход продукции) в 2015 году - 3850 центнеров, в 2016 году - 2600 центнеров, то есть сократилось на 1250 центнеров по причине сокращения посевных площадей на 6 гектаров (2015 г. - 14 га, 2016 г. - 8 га, убрано 8 га);
- ИП Глава КФХ Лешуков И.Л. - производство овощей (выход продукции) в 2015 году - 900 центнеров, в 2016 году - 0 центнеров, то есть сократилось на 900 центнеров по причине сокращения посевных площадей на 9 гектаров (2015 г. - 11 га, 2016 г. - 2 га, убрано 0 га);
- ЗАО "Степное" - производство овощей (выход продукции) в 2015 году - 788 центнеров, в 2016 году - 142 центнера, то есть сократилось на 646 центнеров по причине сокращения посевных площадей на 4 гектара (2015 г. - 9 га, 2016 г. - 5 га, убрано 5 га);
- ИП Глава КФХ Ширяев Ю.Л. - производство овощей (выход продукции) в 2015 году - 150 центнеров, в 2016 году - 100 центнеров, то есть сократилось на 50 центнеров по причине сокращения посевных площадей на 2 гектара (2015 г. - 5 га, 2016 г. - 3 га, убрано 3 га);
- СПК "Изящное" - производство овощей (выход продукции) в 2015 году - 6403 центнера, в 2016 году - 4929 центнеров, то есть сократилось на 1474 центнеров по причине сокращения посевных площадей на 14 гектаров (2015 г. - 45 га, 2016 г. - 31 га, убрано 31 га);
- СПК "Невский" - производство овощей (выход продукции) в 2015 году -16193 центнеров, в 2016 году - 15388 центнеров, то есть сократилось на 805 центнеров по причине сокращения посевных площадей на 3 гектара (2015 г. - 57 га, 2016 г. - 54 га, убрано 54 га);
- ООО "Инициатива" - производство овощей (выход продукции) в 2015 году - 4450 центнеров, в 2016 году - 0 центнеров, то есть сократилось на 4450 центнеров по причине не проведения уборочных работ (посевные площади 2015 г. - 30 га, 2016 г. - 30 га, убрано 0 га).
Таким образом, проведенной проверкой установлены факты недостижения указанными получателями субсидии цели использования субсидии, что свидетельствует об отсутствии результативности (эффективности) использования предоставленных им средств бюджета.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что соглашением от 19.02.2016 N 451/17-с показатель результативности установлен для Курганской области в целом, а не для конкретных получателей субсидии, подлежит отклонению, как противоречащий установленным законом требования по обеспечению эффективности использования конкретных бюджетных средств.
Исходя из представленных в материалы дела статистических данных, суд первой инстанции установил имевшее место в рассматриваемый период на территории всей Курганской области увеличение производства овощей открытого грунта. Однако, установленные факты сокращения реального объема производства у конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей субсидии, приводит к недостижению результатов использования выделенных им конкретных средств бюджета.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Департамент, как главный распорядитель бюджетных средств, надлежащий контроль за результативностью использования бюджетных средств приведенными выше получателями субсидии не осуществил. При этом, на момент заключения соглашений о предоставлении субсидий (декабрь 2016 года), Департаменту уже фактически было известно о сокращении этими получателями субсидии производства овощей открытого грунта, по сравнению с прошлым годом по причине сокращения посевных площадей и не проведения уборочных работ.
Довод заявителя о неисполнимости оспоренного представления судом первой инстанции рассмотрен и обосновано отклонен. При этом, суд обоснованно сослался на письмо Департамента от 09.06.2017 (исх. N 13/2617), в соответствии с которым все замечания, изложенные в оспариваемом представлении, рассмотрены Департаментом и ответственным должностным лицам указано на необходимость неукоснительного соблюдения действующего законодательства. Указанное обстоятельство свидетельствует о фактическом исполнении Департаментом оспоренного представления. Суд принял также во внимание то, что оспариваемое представление по своей правовой природе не является установленной законом мерой бюджетного принуждения и не ограничивает финансово-хозяйственную деятельность заявителя, меры ответственности к Департаменту не применялись.
Необходимость принятия мер по возврату выданных сельскохозяйственным товаропроизводителям неэффективно использованных средств бюджета оспоренным представлением в обязанность Департаменту не вменено, в связи с чем ссылка подателя апелляционной жалобы на возникновение у Департамента вследствие выдачи этого представления обязанности осуществить взыскание таких средств в судебном порядке, подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах оспоренное представление УФК по Курганской области, содержащее требование о рассмотрении информации о выявленном нарушении и о принятии мер к устранению причин и условий его совершения является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании этого представления недействительным.
Таким образом, спор разрешен судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, а потому оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Курганской области от 23.01.2018 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.01.2018 по делу N А34-8128/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.