г. Вологда |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А44-10211/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от администрации Великого Новгорода представителя Алфимова О.В. по доверенности от 19.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 февраля 2018 года по делу N А44-10211/2017 (судья Самарин А.Д.)
установил:
администрация Великого Новгорода (место нахождения: 173007, Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 4; ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035693; далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776; далее - Министерство) о взыскании 4 298 740 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования и молодежной политики Новгородской области (далее - Департамент).
Решением суда от 13 февраля 2018 года исковые требования Администрации удовлетворены в полном объеме.
Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что причиной возникновения у истца обязанности по предоставлению жилых помещений гражданам на основании судебных решений является неправомерность действий самой Администрации. Ссылается также на то, что в 2012, 2014, 2015 годах Администрации из областного бюджета были в необходимом объеме предоставлены денежные средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами ответчика не согласились, просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Департамента отзыв на жалобу в суд не поступил.
Ответчик, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, представителей не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, решениями Новгородского районного суда Новгородской области от 27.08.2012 года по делу N 2-4437/2012, от 28.09.2012 года по делу N 2-4878/2012 и от 09.01.2013 года по делу N 2-394/2013 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке по договору социального найма жилых помещений Павлову А.С., Филимоновской Е.В. и Иванову Д.О., как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во исполнение указанных судебных актов Администрацией приняты постановления от 10.11.2014 N 5830, от 03.02.2015 года N 412, N 413 о предоставлении гражданам Филимоновской Е.В., Павлову А.С., и Иванову Д.О. соответственно жилых помещений в виде отдельных квартир из муниципального жилого фонда по договорам социального найма.
С Филимоновской Е.В. заключен договор социального найма жилого помещения от 27.11.2014 N 382н, с Павловым А.С. - от 05.02.2015 N 71н, и с Ивановым Д.О. - от 05.02.2015 N 84н.
Впоследствии, как видно из материалов дела, квартиры, переданные указанным лицам по договорам социального найма, перешли в их собственность в порядке приватизации.
В соответствии с отчетами об оценке от 27.12.2016 N 196-8/12/2016(к), N 196-9/12/2016(к), N 196-10/12/2016(к), выполненными оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Инвенцен" Серебряковым Е.А., рыночная стоимость жилых помещений по состоянию на дату принятия Администрацией постановлений о предоставлении их гражданам по договорам социального найма составила в общей сумме 4 298 740 руб.
В связи с тем, что во исполнение судебных актов Администрацией предоставлены квартиры гражданам по договорам социального найма, а не по договорам найма специализированного жилого помещения, как предусмотрено Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, и понесенные органом местного самоуправления расходы не компенсированы за счет субвенций, предоставленных из областного бюджета на текущий финансовый год, Администрация, считая, что в результате исполнения переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями бюджету Великого Новгорода причинены убытки, обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования Администрации правомерными.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В статье 8 Закона N 159-ФЗ определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для указанной категории граждан.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Областного закона Новгородской области от 24.12.2013 N 431-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 431-ОЗ), веденного в действие с 01.01.2014, органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке, установленном областным законодательством, благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено частью 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Исходя из приведенных правовых норм, суд первой инстанции правомерно указал, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является субъект Российской Федерации, в данном случае - Новгородская область.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства возмещения ответчиком истцу расходов, понесенных Администрацией во исполнение вступивших в законную силу судебных актов, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о причинении убытков муниципальному образованию в размере стоимости жилых помещений, предоставленных гражданам.
Размер убытков определен Администрацией на основании отчетов об оценке N 196-8/12/2016(к), 196-9/12/2016(к), 196-10/12/2016(к). Результаты оценки рыночной стоимости квартир Министерством в установленном порядке не опровергнуты.
Доводы ответчика о том, что причиной возникновения у истца обязанности по предоставлению жилых помещений указанным выше лицам на основании судебных решений является неправомерность действий самой Администрации, не принимаются апелляционным судом. Исполнив решение суда, возлагающие на Администрацию обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений, истец не лишен права требовать возмещения понесенных им в связи с этим затрат, относящихся в силу норм действующего законодательства к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аргумент Министерства о том, что Администрации из областного бюджета были предоставлены в необходимом объеме денежные средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 23.12.2008 N 455-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки" в редакции, действовавшей в 2013 году, органы местного самоуправления области наделялись лишь полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных для этих целей из государственной собственности в муниципальную.
Вместе с тем в данном случае в деле отсутствуют доказательства передачи из собственности Новгородской области в муниципальную собственность жилых помещений для целей предоставления их названной категории граждан.
Более того, в соответствии со статьей 8 Закона N 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вместо предоставления жилых помещений по договорам социального найма должны предоставляться жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 1 Закона N 431-ОЗ, в редакции, действовавшей на момент предоставления Администрацией жилых помещений перечисленным выше гражданам, органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области при возложении на них отдельных государственных полномочий по обеспечению в порядке, установленном областным законодательством, благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделялись правом на: приобретение и (или) строительство, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения; предоставление указанным лицам, благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет.
Между тем в рассматриваемой ситуации вступившими в законную силу решениями суда на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений Филимоновской Е.В., Павлову А.С. и Иванову Д.О. по договорам социального найма, а не по договорам найма специализированного жилого помещения.
Возможность использования Администрацией выделяемых из областного бюджета средств субвенций, имеющих целевой характер, на приобретение жилых помещений и последующую передачу их по договорам социального найма указанным выше гражданам, ответчиком не подтверждена.
Таким образом, поскольку ответчиком не представлены доказательства возмещения истцу расходов, понесенных в связи с предоставлением во исполнение решений суда жилых помещений Филимоновской Е.В., Павлову А.С. и Иванову Д.О., то суд первой инстанции с учетом положений статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворил заявленные Администрацией требования о взыскании убытков.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Доводы, приведенные Министерством в жалобе, не опровергают правомерность выводов суда, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормам материального права, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба Министерства - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 февраля 2018 года по делу N А44-10211/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.