город Томск |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А27-28189/2017 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Афанасьевой Е.В., рассмотрел апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (N 07АП-2490/2018) на резолютивную часть решения от 01.03.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Камышова Ю.С.) по делу N А27-28189/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (654000, Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Строителей, д. 98, ОГРН 1144217006966, ИНН 4217166136) к муниципальному образованию города Новокузнецка в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Дружбы, д. 8Б, ОГРН 1114217000413, ИНН 4217131091) о взыскании 5 678 164,88 рублей.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к муниципальному образованию города Новокузнецка в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (далее - Комитет ЖКХ) с иском о взыскании 5 678 164,88 рублей задолженности.
Исковые требования обоснованы статьями 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по возмещению субсидии из средств бюджета Новокузнецкого городского округа по соглашению N 1-ВДК от 27.03.2017, что привело к возникновению на стороне истца убытков в заявленном размере.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2018 (резолютивная часть) с муниципального образования г. Новокузнецка в лице Комитета ЖКХ в пользу ООО "Водоканал" взыскано 5 678 164,88 рублей задолженности по оплате субсидии, а также 51 391 рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, Комитет ЖКХ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в полном объеме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, предъявленные объемы холодного водоснабжения с нормативами потребления, установленными Приложением N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Новокузнецкого городского округа", утвержденные Приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 N105 (далее - Приказ N105), не могут быть приняты во внимание, так как они не предусмотрены бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Кроме того, в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2015 N 7/79 "О мере социальной поддержки и размерах субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса" (далее - решение СНД N7/79), а также в постановление администрации города Новокузнецка от 26.05.2017 N 78 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа субсидии на финансовое возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с применением государственных регулируемых цен на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" (далее - Порядок N78) внесены изменения, касающиеся полной, стопроцентной оплаты собственниками помещений коммунального ресурса - холодного водоснабжения при использовании земельных участков и надворных построек (полив огорода, мытье машин, водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных), которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассматривается апелляционным судом без вызова сторон, о необходимости совершения процессуальных действий стороны извещены определением суда.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, между Комитетом ЖКХ и ООО "Водоканал" (получателем субсидии) заключено соглашение N 1-ВДК о предоставлении субсидии из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, оказывающим услуги холодного водоснабжения и водоотведения от 27.03.2017 (далее - соглашение N 1-ВДК).
Предметом соглашения является порядок предоставления субсидии из средств бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат получателя субсидии в связи с применением государственных регулируемых цен и установлением меры социальной поддержки путем утверждения Новокузнецким городским Советом народных депутатов размера платы граждан за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, не обеспечивающего возмещения затрат получателя субсидии (пункт 1.1 соглашения N 1-ВДК)
Согласно пункту 3.1 соглашения N 1-ВДК плановый размер субсидии на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 согласно плановому расчету составляет 115 522 608,00 рублей без учета НДС.
По результатам анализа предоставленной получателем субсидии документации, необходимой для предоставления субсидии, а также отчетной документации, возможна корректировка размера субсидии, в том числе и по причинам частичного прекращения отношений по предоставлению коммунальных услуг населению Новокузнецкого городского округа либо прекращения поставки, продажи коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг (пункт 3.2 соглашения).
В силу пункта 3.3 соглашения N 1-ВДК, в редакции протокола разногласий от 25.04.2017, оплата Комитетом субсидий производится на основании согласованных сторонами актов о предоставлении субсидии в срок 20 календарных дней с момента возврата Акта комитентом или с момента, когда акт считается согласованным по умолчанию.
Согласно подпункту 4 пункта 2.3 соглашения N 1-ВДК, в редакции протокола разногласий от 25.04.2017, в случае отсутствия возражений по составу документов и по расчету размера субсидий, комитент обязан вернуть один экземпляр акта о предоставлении субсидии, в течении трех дней с момента окончания срока, установленного комитенту пунктом 7.1 Положения о порядке предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа субсидий на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, утвержденного постановлением администрации города Новокузнецка от 27.08.2015 N 129 (далее - Положение N 129), на рассмотрение документов представляемых для получения субсидий. В случае не возврата акта в установленный срок он считается согласованным сторонами.
Пунктом 5.1 установлено, что соглашение вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2017, и действует по 30.06.2017.
19.09.2017 сопроводительным письмом N 1584/17, ООО "Водоканал" направило в Комитет ЖКХ документы, предусмотренные пунктом 7.1 Положения N 129, а именно: акты о предоставлении субсидии, расчет размера субсидии, справки о фактической численности населения, пользующегося услугами водоснабжения и водоотведения.
Не исполнение Комитетом ЖКХ обязательства по перечислению субсидии в установленные сроки послужило основанием для направления в его адрес претензии N 1921/2017 от 16.10.2017, а впоследствии и обращения ООО "Водоканал" в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик свои обязательства по компенсации затрат организации, предоставляющей населению коммунальные услуги (истцу) по тарифам, не обеспечивающим возмещение их издержек, в полном объеме не исполнил.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьями 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации целью предоставления субсидий является возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Для того, чтобы претендовать на получение субсидий, хозяйствующий субъект должен доказать наличие выпадающих доходов, возникновение которых находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) соответствующих органов местного самоуправления.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
Предоставляемая субсидия носит компенсационный характер и направлена на возмещение экономических потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом, обеспечивающим возмещение издержек, и льготным тарифом - это выпадающие доходы истца (убытки), подлежащие компенсации в виде субсидии.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Порядок исполнения и взаимодействия между главным распорядителем бюджетных средств и хозяйствующим субъектом определяется договором, заключаемым в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что само обязательство по возмещению выпадающих доходов, возникает из факта причинения вреда, а не из договора. В свою очередь договор является лишь механизмом доведения субсидий до конечного получателя.
Поскольку тариф реализации услуг населению установлен ниже экономически обоснованного, у истца возникли потери в виде межтарифной разницы, которые должны быть возмещены соответствующим муниципальным образованием.
Пунктом 7.1 Положения N 129 закреплено, что организации коммунального комплекса для получения субсидии ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за месяцем предоставления субсидии (если иной срок не установлен соглашением), представляют в Комитет на бумажном и электронном носителях выполненные в программе Excel:
1) расчет размера субсидии за один календарный месяц по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению;
2) документы по корректировке начислений платы за коммунальные услуги, учитываемых при расчете размера субсидии, в случае необходимости корректировки расчета.
3) справку по жилищному фонду с указанием информации о количестве постоянно проживающих и временно проживающих граждан, о степени благоустройства и общей площади каждого дома от организации, производящей начисление платы за коммунальные услуги населению, подписанную руководителем организации и заверенную печатью организации;
4) копию счет-фактуры ресурсоснабжающей организации за прошедший месяц с приложением акта об оказании коммунальных услуг по договору с исполнителем коммунальных услуг;
5) акт о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 5 и (или) приложению N 6 к настоящему Положению.
Пунктом 7.2 Положения N 129 установлено, что комитет в течение 15 рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 7.1 настоящего Положения, обеспечивает: рассмотрение документов, представленных получателем субсидии и проверку правильности расчета размера субсидии.
В обоснование своего требования истец представил в материалы дела соглашение N 1-ВДК от 27.03.2017 с протоколом разногласий, претензию от 16.10.2017 N 1921/2017, сопроводительное письмо N 1584/2017 от 19.09.2017 с приложенными к нему документами.
Материалами дела подтверждается, что истец исполнил свои обязательства в полном объеме.
Согласно расчету истца размер субсидии составил 5 678 164,88 рублей.
Расчет судом проверен и признан верным.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем жалобы не представлены в материалы дела доказательства перечисления истцу суммы субсидии в размере сумме 5 678 164,88 рублей, в свою очередь, факт исполнения истцом обязательств, предусмотренных соглашением, ответчиком не оспаривается.
Руководствуясь положениями статей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что сумма 5 678 164,88 рублей, заявленная истцом в качестве возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, подлежит взысканию за счет казны муниципального образования.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что предъявленные объемы холодного водоснабжения с нормативами потребления, установленными Приложением N 2 к Приказу N105, не могут быть приняты во внимание, так как они не предусмотрены бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354) коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Под домовладением понимается жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты) (абзац 4 пункта 2 Правил N 354).
Кроме того пунктами 41, 49 Правил N 354 предусмотрена обязанность потребителя вносить плату за коммунальные услуги, в состав которых входят коммунальные услуги предоставленные потребителю в жилых помещениях, а также коммунальные услуги потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. При этом плата за коммунальную услугу, потребленную при использовании земельного участка, рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка.
Из материалов дела следует, что истец оказывает населению услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.
Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Новокузнецкого городского округа, утверждены Приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 N 105.
Исходя из указанного выше, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности включения истцом спорных объемов в расчет при определении размера субсидии.
Утверждения подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Доводы апеллянта о том, что в решение СНД N 7/79, а также в Порядок N 78 внесены изменения, касающиеся полной, стопроцентной оплаты собственниками помещений коммунального ресурса - холодного водоснабжения при использовании земельных участков и надворных построек (полив огорода, мытье машин, водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных), которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года, судом апелляционной инстанции не могут быть признаны обоснованными.
Внесение изменений в нормативные акты, с указанием на распространение действие на правоотношения с 01.01.2018, в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеет правового значения, для рассмотрения данного спора, так как правоотношения по данному спору возникли в пределах действия Соглашения N 1-ВКН, то есть с 01.01.2017 по 30.06.2017.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались бы в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит. Указаний на нарушения норм процессуального права, на несогласие с примененным судом порядком рассмотрения дела в жалобе не имеется.
Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2018 (резолютивная часть) по делу N А27-28189/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2018.
Судья |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-28189/2017
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: Комитет Жилищно-коммуанального Хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2490/18