г. Вологда |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А05П-689/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Зайцевой А.Я. при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Мясопродукты" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 21 марта 2018 года по делу N А05П-689/2017 (судья Скворцов В.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Мясопродукты" (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Юбилейная, дом 11, ОГРН 1028301646955, ИНН 8300030240; далее - ОАО "Мясопродукты", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Смидовича, дом 20, ОГРН 1152901009227, ИНН 2983010800; далее - Управление) о признании договора от 22.02.2013 об участии Ненецкого автономного округа (далее - НАО) в собственности ОАО "Мясопродукты" исполненным; дополнительного соглашения от 02.02.2015 к договору от 22.02.2013 недействительным.
Решением суда от 21 марта 2018 года в удовлетворении исковых требований Обществу отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что бюджетные инвестиции предоставлялись Обществу не на возвратной срочной основе, при приобретении акций Управление приобрело право на их реализацию в порядке, установленном Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу доводы Общества не признал, считает решение суда законным и обоснованным.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 22.04.2013 между НАО в лице Управления государственного имущества Ненецкого автономного округа (правопредшественник Управления) и ОАО "Мясопродукты" (после 05.07.2016 акционерное общество "Мясопродукты") заключен договор об участии НАО в собственности Общества.
По условиям данного договора Управление предоставляет Обществу в 2013 году бюджетные инвестиции в размере 127 356 000 руб. в том числе: 101 236 800 руб. в целях приобретения технологических комплексов по убою и первичной переработке оленей с морозильными емкостями в местах убоя оленей в населенных пунктах НАО в рамках реализации экономически значимой региональной программы развития традиционной для НАО подотрасли сельского хозяйства "Развитие северного оленеводства в НАО на 2013-2017 годы"; 26 119 200 руб. в целях приобретения техники, модульных зданий для размещения магазина, склада хранения продукции и бытовых помещений в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе на 2011-2015 годы". При этом предоставление указанных бюджетных инвестиций влечет возникновение права собственности НАО на эквивалентную часть уставного капитала Общества.
В разделе 2 договора стороны согласовали свои права и обязанности. Так, по условиям пунктов 3-6 договора Общество осуществляет свои действия, связанные с увеличением уставного капитала, путем выпуска дополнительных акций на общую сумму 127 356 000 руб. посредством закрытой подписки НАО.
После государственной регистрации дополнительного выпуска акций ОАО "Мясопродукты" стороны заключают договор купли-продажи акций Общества, в соответствии с которым Управление перечисляет ОАО "Мясопродукты" бюджетные инвестиции в сумме, указанной в пункте 1 договора.
В течение 10 дней с момента поступления на расчетный счет ОАО "Мясопродукты" данных денежных средств Общество передает Управлению полностью оплаченные дополнительные обыкновенные акции ОАО "Мясопродукты" путем зачисления их на лицевой счет Управления в реестре владельцев именных ценных бумаг ОАО "Мясопродукты".
Управление принимает акции от ОАО "Мясопродукты" в собственность НАО в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 7 договора обязательства сторон считаются надлежащим образом исполненными с момента исполнения сторонами всех действий, предусмотренных пунктами 3-6 договора.
Пунктами 8-9 договора предусмотрено, что в случае нарушения ОАО "Мясопродукты" условий предоставления и целевого расходования бюджетных инвестиций, предусмотренных договором, Управление готовит и направляет Обществу требование об их возврате в бюджет НАО. Бюджетные инвестиции, предусмотренные договором и не использованные в 2013 году, подлежат возврату в бюджет НАО не позднее 01.02.2014.
Договор вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения сторонами всех его условий и обязательств (пункт 12 договора).
Во исполнение условий договора от 22.04.2013 НАО в лице Управления (Покупатель) и ОАО "Мясопродукты" (Продавец) заключили договор купли-продажи акций Общества от 25.07.2013, по условиям которого Покупатель приобретает акции на общую сумму 127 356 000 руб. в количестве 42 452 штук.
Впоследствии Общество и Департамент финансов, экономики и имущества администрации НАО, действующий от имени НАО 02.02.2015 заключили дополнительное соглашение от 02.02.2015 к договору об участии НАО в собственности ОАО "Мясопродукты", которым изменили и дополнили его.
В частности, внесли изменения в подпункт 1 пункта 1 договора, а именно изменили целевое назначение использования денежных средств в размере 101 236 800 руб. на реализацию в 2015-2017 годах инвестиционного проекта "Низкотемпературный холодильник емкостью 500 тонн единовременного хранения на ОАО "Мясопродукты" в г. Нарьян -Маре".
Кроме того, дополнили договор пунктами 9.1-9.3 следующего содержания: в случае, если бюджетные инвестиции, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 договора, не использованы ОАО "Мясопродукты" и (или) использованы не в целях, установленных названным положением договора, Общество в срок до 31.12.2017 выплачивает в бюджет НАО неустойку в размере неиспользованных и (или) использованных не в предусмотренных для этого подпунктом 1 пункта 1 договора целях бюджетных инвестиций. Обязательства сторон по договору считаются надлежащим образом исполненными с момента исполнения сторонами всех действий, предусмотренных пунктами 3-9.2 договора.
По состоянию на 31.12.2017 инвестиционный проект Обществом не реализован.
Общество посчитав, что условия пункта 7 договора им исполнены надлежащим образом и указав, что Бюджетный Кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) не содержит императивного требования о возврате неосвоенных инвестиций, обратилось в суд с иском о признании договора от 22.04.2013 исполненным, а дополнительного соглашения к нему, предусматривающего возможность взыскания неустойки за неиспользование или нецелевое использование бюджетных инвестиций, недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности исковых требований.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2.1 статьи 11 Федерального закона N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции, действующей на дату подписания договора от 22.04.2013) (далее Закон N 39-ФЗ), органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могли в том числе размещать средства бюджетов РФ для финансирования инвестиционных проектов, а именно: на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов.
В рассматриваемом случае сторонами по договору избрана форма приобретения акций Общества.
На основании пункта 3 статьи 80 БК РФ требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Разделом IV Порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.09.2015 N 298-п, установлены требования к договорам, заключаемым в связи с предоставлением бюджетных инвестиций, одним из которых является наличие в договорах ответственности юридического лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об участии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона Ненецкого автономного округа от 19.12.2014 N Зб-оз "Об окружном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон N Зб-оз) средства окружного бюджета в сумме 101 236 800 руб., направленные в 2013 году в целях предоставления бюджетных инвестиций на приобретение технологических комплексов по убою и первичной переработке оленей с морозильными емкостями в местах убоя оленей в населенных пунктах Ненецкого автономного округа и не использованные по состоянию на 01.01.2015, были перенаправлены на реализацию в 2015-2017 годах инвестиционного проекта "Низкотемпературный холодильник емкостью 500 тонн единовременного хранения на ОАО "Мясопродукты" в г. Нарьян-Маре".
Изменение целевого назначения бюджетных инвестиций было включено в Закон N Зб-оз на основании обращения Управления агропромышленного комплекса и торговли Ненецкого автономного округа от 24.11.2014 N 01-21/2662, которое в соответствии с распоряжением администрации Ненецкого автономного округа от 20.02.2013 N 10-р (в редакции распоряжения администрации Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 218-р) является исполнительным органом государственной власти, ответственным за деятельность ОАО "Мясопродукты".
Срок реализации инвестиционного проекта включен в Закон N Зб-оз с учетом письма Общества от 20.11.2014 N 603.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Условиями спорного договора определено, что внесение изменений и дополнений в договор осуществляется по согласованию сторон путем оформления дополнительного соглашения (пункт 19 договора).
Проект дополнительного соглашения на основании пункта 2 протокола совещания при заместителе губернатора НАО от 27.01.2015 направлен в адрес Общества письмом от 27.01.2015 N 361/03 с просьбой согласовать либо представить замечания и предложения к нему.
ОАО "Мясопродукты" подписало дополнительное соглашение к договору без разногласий, что подтверждается письмом от 30.01.2015 N 63, представителями Общества не оспаривается.
Таким образом, дополнительное соглашение к договору заключено в соответствии с волей и интересами обоих сторон договора и при отсутствии каких-либо возражений, как к условиям договора, так и дополнительного соглашения к нему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона N Зб-оз дополнительным соглашением от 02.02.2015 в договор внесены изменения, касающиеся целевого назначения бюджетных инвестиций, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 договора, а также продлен срок их реализации до 31.12.2017.
Руководствуясь принципом свободы договора, его обязательностью и исполнимостью стороны договора согласовали внесение в договор условия о возложении на Общество ответственности в форме уплаты неустойки за нарушения в виде неиспользования и (или) использования бюджетных инвестиций не по целевому назначению, а также условия о представлении Обществом ежеквартальных отчетов о расходовании бюджетных инвестиций.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что Обществом предпринимались действия по соблюдению условий договора и дополнительного соглашения в части целевого использования предоставленных за счет окружного бюджета инвестиций, в том числе, 06.05.2015 заключен договор N 31502230140 с ЗАО "Строительная компания "ПРОМКАПСТРОЙ" на строительство объекта "Низкотемпературный холодильник емкостью 500 тонн единовременного хранения на ОАО "Мясопродукты" в г. Нарьян-Маре" на сумму 101 236 800 руб. Обществом по данному договору уплачен аванс на сумму 19 397 080 руб., в дальнейшем договор строительства был расторгнут.
Также в соответствии с пунктом 7 договора в редакции дополнительного соглашения к нему, Общество ежеквартально представляло в Управление отчеты об использовании бюджетных инвестиций.
Вместе с тем по состоянию на 31.12.2017 инвестиционный проект Обществом не реализован, бюджетные инвестиции в размере 93 609 968 руб. 07 коп. Обществом не использованы, а в размере 7 626 831 руб. 93 коп. использованы не по целевому назначению.
Кроме того, обязательства Общества, указанные в пункте 9.3 договора в редакции дополнительного соглашения, Обществом не исполнены, что подтверждается письмом Общества от 24.01.2018 N 58.
Материалами дела подтверждается, что стороны договора предпринимали попытки выхода из сложившейся ситуации, в том числе путем предложения Обществу использования бюджетных инвестиций путем изменения их целевого назначения с целью вложения денежных средств в объекты основных средств, вместе с этим, Обществом попытка разработки нового инвестиционного проекта на сумму 101 236 800 руб. с целью изменения целевого назначения предоставленных бюджетных инвестиций по договору в редакции дополнительного соглашения не предпринималась, указанные денежные средства в настоящее время находятся на депозитном счете и по целевому назначению не используются.
Как верно указал суд первой инстанции, фактически заявленные Обществом требования направлены на отказ от исполнения добровольно принятых на себя обязательств, как по договору, так и дополнительному соглашению к нему, что противоречит положениям статей 309, 310 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с частью 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку признаки, свидетельствующие о наличии оснований для признания недействительным спорного договора в части отдельных положений и дополнительного соглашения к нему судом не установлены, факт ничтожности оспариваемой сделки в части условия о целевом характере инвестиций, предоставляемых за счет средств окружного бюджета, и о возложении на Общество в случае неисполнения обязательств по договору ответственности в виде взыскания неустойки истцом с учетом положений статьи 65 АПК РФ не доказан, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные истцом в жалобе, не опровергают правильность выводов суда, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, ином толковании приведенных правовых норм, что не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба АО "Мясопродукты" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 марта 2018 года по делу N А05П-689/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Мясопродукты" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.