г. Вологда |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А05-13153/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 января 2018 года по делу N А05-13153/2017 (судья Бутусова Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Согласие" (ОГРН 1027700032700, ИНН 7706196090; место нахождения: 129110, Москва, улица Гиляровского, дом 42; далее - Страховая компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Северное морское пароходство" (ОГРН 1022900513679, ИНН 2901008432; место нахождения: 163000, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 36; далее - Общество) о взыскании в порядке суброгации 121 259 руб. 82 коп. ущерба, причиненного повреждением груза (научно-исследовательского судна "Корморант") при его перевозке на т/х "Сергей Кузнецов" (коносамент от 03.10.2016 N 03, технический акт от 04.10.2016, акт от 08.10.2016 N 0810-1).
Определением от 10.10.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 04.10.2017 суд привлек к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытое акционерное общество "Беломорская фрахтовая компания" (далее - ЗАО "Белфрахт"), а также перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 30 января 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что у истца не было оснований для выплаты страхового возмещения, поскольку, страховой случай не наступил. Кроме того, указывает, что в рамках договора перевозки груз перевозился на палубе на риск и ответственность грузоотправителя, о чем в коносаменте было вынесено соответствующее условие: "Погружено на палубу с разрешения/по указанию Грузоотправителя на его риск и ответственность", следовательно основания для взыскания ущерба в порядке суброгации отсутствуют.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из дела, 14 июля 2016 года между ЗАО "Белфрахт" (экспедитор") и обществом с ограниченной ответственностью "Донгеофизика" (клиент) заключен договор об оказании транспортно-экспедиционных услуг, согласно которому экспедитор по поручению клиента организовал перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание научно-исследовательского судна "Корморант" (далее - НИС "Корморант", Судно).
Между истцом (страховщик) и ЗАО "Белфрахт" (страхователь) 29.09.2016 заключен договор страхования гражданской ответственности экспедитора N 2046057-0594645/16 ГОПЭ, согласно которому страховщик обязался за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении страхового случая возместить в пределах определенной договором страховой суммы (лимита ответственности) вред имущественным интересам третьих лиц (лица), нанесенный страхователем или его работником и/или представителями при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности в сфере перевозки грузов.
На основании заключенного между сторонами договора страхователю выдан страховой полис от 29.09.2016 N 2046057-0594645/16 ГОПЭ, согласно которому на страхование приняты риски ответственности страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда следующему имуществу: НИС "Корморант", порт приписки Астрахань, регистровый номер 990378, дата постройки 31.12.1999, вид транспорта - морской. Объектом страхования являются не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и/или нормам международного права (при международных перевозках) имущественные интересы страхователя связанные с риском наступления ответственности страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда имуществу (грузу) третьих лиц в ходе осуществления застрахованной деятельности, а именно: оказания услуг по организации перевозки грузов, оформлению документов, необходимых для осуществления перевозки грузов; маршрут перевозки - территория страхования: пункт отправления - п. Сабетта, пункт прибытия - порт Архангельск. Страховой случай - наступление ответственности страхователя за причинение вреда грузу вследствие его утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) в ходе осуществления застрахованной деятельности; франшиза - 30 000 руб.
Письмом от 27.09.2016 N 2709-07 ЗАО "Белфрахт" направило Обществу заявку на перевозку теплоходом "С.Кузнецов" НИС "Корморант" весом 70 тонн и размером 19,99 х 7,00 х 5,1 метра с внешнего рейда п. Сабетта в п. Архангельск, готовность Судна к погрузке 29 сентября - 02 октября 2016 года. Также в письме были согласованы иные условия перевозки: стоимость - 2 500 000 руб. с учетом НДС, срок оплаты - до прихода судна на внешний рейд п. Сабетта; погрузка груза - крепление на борту судна (крепежный материал и сепарация предоставляется судовладельцем), его раскрепление и выгрузка в п. Архангельск (у причала, номинированного ОАО "СМП" или на рейде порта Архангельск) осуществляется силами судна с использование судовых кранов за счет ЗАО "Берфрахт"; сталийное время на погрузку и выгрузку - 24 часа (реверсивно), отсчет сталийного времени начинается через 12 часов после подхода судна и подачи нотиса о готовности к выполнению грузовых операций.
Согласно технического акта от 04.10.2016 в 17 часов 30 минут 03 октября 2016 года на внешнем рейде п. Сабетта при погрузке Судна на борт теплохода "С.Кузнецов" силами судового экипажа судовым краном произошло касание носовой части правого борта НИС "Корморант" корпуса судового крана, вследствие чего на НИС "Корморант" было вогнуто леерное ограждение носовой части правого борта на протяжении около 2-х метров.
В соответствии с актом от 08.10.2016 N 0810-1 представителем ЗАО "Белфрахт" был получен груз, перевозимый теплоходом "С.Кузнецов", НИС "Корморант" (19990х7000х5200мм, 70 000 кг, 1 шт.) по коносаменту от 03.10.2016 N 03 с повреждением леерного ограждения, о чем в коносаменте сделана соответствующая пометка.
Заявлением от 21.02.2017 N 202 ЗАО "Белфрахт" предъявило Страховой компании требование о выплате страхового возмещения в размере стоимости восстановительного ремонта в сумме 151 259 руб. 82 коп. В обоснование размера причиненного Судну ущерба ЗАО "Белфрахт" представало копию договора N 081016-КРМ, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Поморская Судоверфь", копию исполнительной ремонтной ведомости от 10.10.2016 N 111 на сумму 143 104 руб. 35 коп., а также доказательства приобретения запасных частей на сумму 8155 руб. 29 коп. (счет на оплату от 07.10.2016 N 5214).
Истец, признав случай страховым, перечислил потерпевшему сумму страхового возмещения в размере 121 259 руб. 82 коп. (151 259 руб. 82 коп. минус 30 000 руб. франшизы) по платежному поручению от 07.04.2017 N 97899.
В этой связи истцом в адрес ответчика направлена досудебная претензия от 03.08.2017 N 164-Ф 029 исх. N 2017 с требованием возместить убытки в сумме 121 259 руб. 82 коп.
Оставление указанной претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
У суда апелляционной инстанции нет оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Как установлено статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору перевозки груза, в соответствии со статьей 785 ГК РФ, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Согласно статье 796 ГК РФ, перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости.
Стоимость груза или багажа определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
На основании статьи 124 КТМ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.
В соответствии со статьей 150 КТМ перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его. В случае, если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями.
Таким образом, на стороне перевозчика лежит ответственность за повреждение груза при оказании услуг перевозки.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Довод ответчика о том, что в коносаменте совершена отметка "Погружено на палубу с разрешения/по указанию грузоотправителя на его риск и ответственность" правомерно отклонено судом первой инстанции в связи с необоснованностью и отклоняется апелляционным судом.
Материалами дела подтверждается, что 03.10.2016 в ходе погрузки силами судового экипажа в п. Сабетта НИС "Корморпнт" на теплоход "С.Кузнецов" в результате касания судовым краном было повреждено леерное ограждение носовой части правого борта "Корморант".
Повреждение груза произошло в результате действий ответчика, силами которого осуществлялась погрузка НИС "Корморпнт".
Оговорка, на которую ссылается ответчик, касается повреждений, которые могли быть совершены в пути. Вместе с тем в рассматриваемой ситуации груз был поврежден при его погрузке на теплоход "С.Кузнецов". Работы по погрузке выполнялись ответчиком.
Материалами дела установлено, что имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения у него убытков в результате неправомерных действий ответчика, явились объектом договора страхования от 29.09.2016 N 2046057-0594645/16 ГОПЭ. Платежным поручением от 07.04.2017 N 97899 истец, признав случай страховым выплатил потерпевшему сумму страхового возмещения в размере 121 259 руб. 82 коп. В свою очередь страхователь возместил ущерб владельцу груза, оплатив стоимость восстановительного ремонта НИС "Корморпнт".
По договору имущественного страхования, в соответствии со статьей 929 ГК РФ, одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии со статьей 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. При этом перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
Таким образом, после выплаты потерпевшему суммы страхового возмещения к истцу в соответствии со статьей 965 ГК РФ перешло в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии со статьей 169 КТМ РФ перевозчик несет ответственность за повреждение принятого для перевозки груза в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.
Материалами дела подтверждается, что стоимость восстановительного ремонта Судна согласно представленным документам составила 151 259 руб. 82 коп. Ответчиком обоснованных возражений по проведенной стоимости ремонта Судна не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы ответчик не заявил.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования о взыскании с ответчика в порядке суброгации 121 259 руб. 82 коп. ущерба, причиненного повреждением груза.
Довод подателя жалобы о том, что у истца не было оснований для выплаты страхового возмещения, поскольку, страховой случай не наступил, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Страховыми случаями по договору страхования являются события повлекшие наступление ответственности страхователя за причинение вреда грузу вследствие утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) в ходео существления застрахованной деятельности.
Объектом страхования являются не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и/или нормам международного права (при международных перевозках) имущественные интересы страхователя связанные с риском наступления ответственности страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда имуществу (грузу) третьих лиц в ходе осуществления застрахованной деятельности, а именно: оказания услуг по организации перевозки грузов, оформлению документов, необходимых для осуществления перевозки грузов;
Ущерб, причиненный перевозимому грузу, был возмещен его владельцу экспедитором (третьим лицом) в рамках заключенного договора об оказании транспортно-экспедиционных услуг от 14.07.2016, а затем данные расходы были частично компенсированы третьему лицу за счет страховой выплаты. Страховая выплата произведена в пределах стоимости восстановительного ремонта судна. Следовательно, иск заявлен истцом обоснованно.
На основании изложенного, поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права (в том числе при распределении судебных издержек) не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 января 2018 года по делу N А05-13153/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.