04 июня 2018 г. |
Дело N А11-4423/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Вечканова А.И., Богуновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
муниципального образования город Владимир, в лице администрации города Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.01.2018 по делу N А11-4423/2017,
принятому судьей Бондаревой - Битяй Ю.В.,
по иску муниципального образования город Владимир, в лице администрации города Владимира (ОГРН 1033302009146, ИНН 3302008636) к акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального унитарного предприятия г. Владимира "Владимирские тепловые электрические сети"; Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира; Управления муниципальным имуществом г. Владимира, о взыскании убытков в размере 8 700 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Лебединец Н.В. по доверенности от 03.05.2017 N 01-17/33 (сроком до 30.12.2018);
от ответчика - Шувалова Е.Ф. по доверенности от 05.12.2017 N 2210 (сроком до 31.12.2020), Зимин А.С. по доверенности от 05.12.2017 N 2197 (сроком до 31.12.2020);
от муниципального унитарного предприятия г. Владимира "Владимирские тепловые электрические сети" - Лебединец Н.В. на основании распоряжения от 03.04.2018 N 208-р;
от Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира - Ситникова Е.В. по доверенности от 10.01.2018 N 36-01/22 (сроком до 31.12.2018);
от Управления муниципальным имуществом г. Владимира - Ермакова Н.Е. по доверенности от 09.01.2018 N 26-08/11 (сроком до 31.12.2018).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Муниципальное образование город Владимир, в лице администрации города Владимира (далее - МО город Владимир, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС", ответчик) о взыскании убытков 8 700 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 20.06.2017 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира и Управление муниципальным имуществом г. Владимира.
Решением от 30.01.2018 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МО город Владимир, в лице администрации города Владимира обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель со ссылкой на постановление администрации города Владимира от 21.08.2014 N 3094 "О сохранности муниципального имущества с возможностью дальнейшей эксплуатации при проведении строительно-монтажных работ на объектах инвестиционной программы" указывает, что ОАО "ВКС" надлежало принять меры по сохранности муниципального имущества котельной, находящегося в концессии, при переключении нагрузок на ТЭЦ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", тогда как последним выполнены мероприятия по ликвидации котельной, что противоречит содержанию инвестиционной программы.
По мнению заявителя, факт несоответствия выполненных концессионером мероприятий по реконструкции спорной котельной условиям концессионного соглашения подтверждается представленными истцом в материалы дела документами, оценка которым судом не дана.
Отмечает, что выполнение ответчиком мероприятий, не предусмотренных концессионным соглашением, привело к возникновению на стороне муниципального образования убытков. По утверждению истца, реальный ущерб концедента выражается в расходах, которые последний понес бы или должен будет понести для приведения объекта концессионного соглашения в соответствие с характеристиками, установленными концессионным соглашением, и (или) требованиями технических регламентов, проектной документации, иными обязательными требованиями к качеству, включая оплату необходимых материалов, оплату соответствующих работ и т.д.
АО "ВКС" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с ее доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель муниципального образования город Владимир, в лице администрации города Владимира доводы апелляционной жалобы поддержал, представители АО "ВКС" возражали против доводов апелляционной жалобы; представитель муниципального унитарного предприятия г. Владимира "Владимирские тепловые электрические сети" указывал на обоснованность приведенных доводов апелляционной жалобы; представители Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира, Управления муниципальным имуществом г. Владимира поддерживали доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.05.2012 муниципальное образование город Владимир с муниципальным унитарным предприятием г. Владимира "Тепловые сети" (концендент) и открытым акционерным обществом "Владимирские коммунальные системы" (концессионер) в соответствии с решением Совета народных депутатов города Владимира от 23.12.2011 N 239 "О заключении концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему электросетевого и теплосетевого хозяйства, без проведения конкурса" (с изменением, внесенным решением Совета народных депутатов города Владимира от 22.02.2012 N 27), постановлением администрации города Владимира от 30.12.2011 N 4360 "Об условиях концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему теплосетевого хозяйства" (с изменением, внесенным постановлением администрации города Владимира от 05.03.2012 N 968) заключили концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир.
На основании пункта 1.1 соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения (далее - объект соглашения), право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии и горячей воды с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объект соглашения, подлежащий реконструкции, принадлежит концеденту (Муниципальному образованию город Владимир) на праве собственности. Копии документов, удостоверяющих право муниципальной собственности на объект соглашения, составляют приложение N 3 (пункт 2.1 соглашения).
В силу пункта 2.3 соглашения на момент заключения настоящего соглашения имущество, входящее в состав объекта соглашения, закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП г. Владимира "Тепловые сети" на основании правоустанавливающих документов, указанных в приложении N 4 к настоящему соглашению.
Согласно пункту 2.4 соглашения на момент заключения настоящего соглашения имущество, входящее в состав объекта соглашения, закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП г. Владимира "Тепловые сети" на основании правоустанавливающих документов, указанных в приложении N 4 к настоящему соглашению.
Сведения о составе и описании объекта соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта соглашения приведены в приложении N 1 (пункт 2.5 соглашения).
Пунктом 3.1 соглашения установлено, что объект соглашения, а также права владения и пользования указанным объектом переданы концессионеру до момента подписания соглашения по акту приема-передачи на основании договоров аренды от 29.06.2010 N N 5, 7, 8, заключенных по результатам конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности и составляющих систему теплосетевого хозяйства города Владимира (далее - договоры аренды).
Документы, относящиеся к объекту соглашения, необходимые для исполнения соглашения, были переданы концессионеру одновременно с передачей имущества, составляющего объект соглашения.
На момент подписания соглашения обязанность концедента по передаче объекта Соглашения и относящихся к нему документов считается исполненной.
Права концессионера на владение и пользование входящим в состав объекта соглашения недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном пунктами 3.3, 3.4 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения имущество, которое предназначено для использования по общему назначению с объектом соглашения, в целях осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения (далее - иное имущество), передано во временное владение и пользование концессионеру до момента подписания соглашения по акту приема-передачи на основании договоров аренды.
На момент подписания соглашения обязанность концедента по передаче концессионеру иного имущества считается исполненной.
Состав иного имущества и его описание, в том числе технико-экономические показатели, приведены в приложении N 2.
Концедент гарантирует, что он является собственником иного имущества, права владения и пользования которым передаются Концессионеру в соответствии с настоящим соглашением.
Недвижимое имущество, входящее в состав иного имущества, принадлежит концеденту (Муниципальному образованию город Владимир) на праве собственности.
Копии документов, удостоверяющих право муниципальной собственности на иное имущество, права владения и пользования которым передаются концессионеру в соответствии с настоящим соглашением, составляют Приложение N 5.
Сроки владения и пользования концессионером иным имуществом не могут превышать срок действия настоящего соглашения, указанный в пункте 9.1 настоящего соглашения.
Права концессионера на владение и пользование входящими в состав иного имущества объектами недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном пунктами 3.3,3.4 настоящего соглашения.
На момент заключения настоящего соглашения передаваемое концедентом концессионеру иное имущество, указанное в Приложении N 2 к настоящему соглашению закреплено на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием МУП г. Владимира "Тепловые сети" на основании правоустанавливающих документов, указанных в Приложении N 4 к настоящему соглашению.
Стороны обязуются осуществить действия, необходимые для государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование недвижимым имуществом, состав объекта соглашения, состав иного имущества, в течение одного месяца с момента настоящего соглашения (пункт 3.3 соглашения).
Стороны в пункте 3.5 соглашения согласовали, что если иное не предусмотрено законом, в течение срока действия настоящего соглашения стороны могут вносить изменения в состав и описание объекта соглашения, состав и описание иного имущества, а именно:
1) дополнительно включать имущество, которое находится в неразрывной технологической цепи с объектом соглашения и (или) предназначено для использования по общему назначению для осуществления Концессионером деятельности, указанной в п. 1.1 настоящего соглашения;
2) исключать из состава объекта соглашения, состава иного имущества устаревшее и (или) физически изношенное имущество, не используемое для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения.
Для списания имущества концессионер направляет в адрес концедента (уполномоченного органа) заявление с приложением документов, подтверждающих необходимость списания (экспертное заключение, акт технического состояния и т.п.). В течение 30 дней с момента получения заявления концедент обязан принять решение о списании при невозможности дальнейшего использования имущества по назначению и наличии условий, предусмотренных действующим законодательством, либо представить Концессионеру мотивированный отказ.
Списание имущества производится концессионером на основании распоряжения концедента (уполномоченного органа) и подписанного Сторонами дополнительного соглашения об исключении имущества;
3) в случае проведения концедентом работ по созданию и реконструкции объектов, входящих в состав объекта соглашения и (или) иного имущества, концессионер учитывает изменения балансовой стоимости имущества на основании соответствующего заявления концедента (уполномоченного органа), подтвержденного актами формы КС-2, КС-3, КС-11, КС-14.
Изменение сведений о составе и описании объекта соглашения, составе и описании иного имущества оформляется подписываемыми сторонами дополнительными соглашениями.
В соответствии с пунктом 4.4 соглашения стороны обязуются в течение одного месяца с даты ввода в эксплуатацию созданных и реконструированных объектов осуществить следующие действия, необходимые для государственной регистрации права собственности концедента на создаваемые и реконструируемые объекты недвижимого имущества, входящие в состав объекта соглашения или в состав иного имущества также прав концессионера на владение и пользование указанным имуществом:
а) концессионер - за счет своих средств провести техническую инвентаризацию; кадастровый учет созданных и реконструированных объектов и передать концеденту оформленные в установленном порядке технические и кадастровые паспорта, а также:
- оригиналы документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию в порядке, установленном действующим законодательством,
- сведения о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной и остаточной стоимости созданных и реконструированных объектов;
- проект изменений соглашения, предусматривающий уточнение характеристик реконструированных объектов недвижимого имущества входящих в состав объекта соглашения, и (или) включение в состав объекта соглашения (приложение N 1) созданных объектов;
б) концедент - в течение 3 (трех) рабочих дней после предоставления концессионером перечисленных в подпункте а) пункта 4.4. документов обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - регистрирующий орган) с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты;
в) стороны - совместно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование имуществом.
Концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с концедентом (уполномоченным органом) проектную документацию, необходимую для создания и реконструкции объекта соглашения, в срок, обеспечивающий своевременную реализацию инвестиционных программ концессионера, утверждаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Проектная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым входящим в состав объекта соглашения, в соответствии с решением концедента настоящего соглашения.
Концедент (уполномоченный орган) обязан согласовать предоставленную концессионером проектную документацию либо предоставить мотивированный отказ от согласования проектной документации в течение 30 (тридцати) дней с момента ее получения (пункт 4.8 соглашения).
В силу пункта 4.17 соглашения завершение концессионером работ по созданию и реконструкции объекта соглашения, предусмотренных инвестиционной программой концессионера на соответствующий год, оформляется ежегодно подписываемым концедентом (уполномоченным органом) и концессионером соглашением, устанавливающим фактическую сумму вложенных финансовых средств по объектам инвестиционной программы, перечень мероприятий по созданию и реконструкции объекта соглашения, завершенных на конец отчетного финансового года, а также сведения об описании (технико-экономические показатели, начальная, остаточная и восстановительная ел реконструированных и построенных объектов.
Проект соответствующего соглашения подготавливается концессионером ежегодно, 01 марта года, следующего за отчетным, и направляется концеденту (уполномоченному органу) с приложением копий документов, подтверждающих сумму произведенных концессионером капитальных вложений и вложенных финансовых средств (акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), акт приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией (КС-11, КС-14) или иные документы, подтверждающие сумму произведенных капитальных вложений.
В случае отсутствия разногласий по предоставленному соглашению концедент (уполномоченный орган) подписывает и возвращает его концессионеру в течение 1 (одного) месяца с момента получения документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 4.8 соглашения концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с концедентом (уполномоченным органом) проектную документацию, необходимую для создания и реконструкции объекта соглашения в срок, обеспечивающий своевременную реализацию инвестиционных программ концессионера, утверждаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Проектная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к объектам, входящим в состав объекта соглашения в соответствии с решением концедента о заключении настоящего соглашения.
Пунктом 8.5 соглашения установлено, что концессионер имеет право исполнять настоящее соглашение, включая осуществление деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные.
Как следует из пункта 9.1, соглашение вступает в силу с 01 июня 2012 года и действует до 29 июня 2035 года.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 14.12.2012 N 1421 (ред. от 22.11.2013) утверждена инвестиционная программа ОАО "Владимирские коммунальные системы" в сфере генерации и сбыта тепловой энергии города Владимира на 2012 - 2015 годы.
В пункте 1.2. раздела 1 "Мероприятия по строительству, реконструкции, (техническому перевооружению) котельных, изменению схемы теплоснабжения потребителей" инвестиционной программы предусмотрено мероприятие по "закрытию котельной 339 квартала, расположенной по ул. Чайковского, 11-а, г. Владимир, с переключением нагрузок на ТЭЦ (далее - котельная)".
В соответствии с постановлением администрации города Владимира от 21.08.2014 N 3094 "О сохранности муниципального имущества с возможностью дальнейшей эксплуатации при проведении строительно-монтажных работ на объектах инвестиционной программы, ОАО "ВКС" надлежало принять меры по сохранности муниципального имущества котельной, находящегося в концессии, при переключении нагрузок на ТЭЦ в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 ФЗ-116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок" обеспечить консервацию существующего оборудования котельной.
Во исполнение условий концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир от 25.05.2012 года между Управлением ЖКХ администрации города Владимира и ОАО "Владимирские коммунальные системы" 19.02.2015 подписано соглашение о выполнении концессионером обязательств по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир в 2014 году.
Согласно пункту 2.4 соглашения сроки и объем выполненных концессионером работ, предусмотренных концессионным соглашением и инвестиционными программами, концессионером не нарушены.
Перечень выполненных мероприятий соответствует инвестиционной программой ОАО "Владимирские коммунальные системы" на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 14.12.2012 года N 1421 "Об утверждении инвестиционных программ ОАО "Владимирские коммунальные системы" по теплоснабжению города Владимира" (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 22.11.2013 N 1325, постановлений администрации Владимирской области от 15.12.2014 N 1274 и от 12.02.2015 N 89).
В пункте 3 соглашения установлено, что копии документов, подтверждающих выполнение Концессионером в 2014 году работ, указанных в Приложениях N N 2.1., 2.2. к настоящему соглашению, переданы концессионером "Уполномоченному органу" концедента по акту приемки-передачи (Приложение N3 к настоящему соглашению).
Обязательства концессионера по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир в 2014 году выполнены в полном объеме (пункт 4 соглашения).
В соответствии с приложением 2.2 к соглашению о выполнении концессионером обязательств по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир в 2014 году от 19.02.2015 в перечне мероприятий, выполненных ОАО "ВКС" по инвестиционной программе в сфере генерации и сбыта тепловой энергии города Владимира в 2014 в пункте 1.5 указано - "закрытие котельной "399 капитала" по ул. Чайковского, 11-а, г. Владимир с переключением нагрузок на ТЭЦ" (примечание - работы выполнены в полном объеме).
Как указал истец в исковом заявлении, согласно акту проверки сохранности имущества от 17.02.2017 при проведении комиссией с участием представителей концедента и концессионера установлено, что оборудование котельной в 2014 в соответствии с утвержденной инвестиционной программой ОАО "ВКС" было выведено из технологического процесса производства и транспорта тепловой энергии, а потребители переключены на теплоснабжение от ТЭЦ-2. При этом, оборудование, находящееся в котельной не соответствует имуществу, указанному в перечне концессионного соглашения 25.05.2012.
В связи с тем, что ОАО "ВКС" без согласования с администрацией города было демонтировано и вывезено из котельной все тепломеханическое оборудование, за исключением котлов, включая: газовое оборудование, газо-горелочное устройство, трубопроводы котельной, насосное оборудование и прочее, истец в письме от 21.02.2017, направленном в адрес ответчика, сообщил о необходимости провести работы по восстановлению оборудования котельной в полном объеме и обеспечить его работоспособность до 01.05.2017.
06.03.2017 ОАО "ВКС" в ответном письме N 50101/73-00283 пояснило, что во исполнение п.4.1. Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения МО г. Владимир от 25.05.2012 и во исполнение инвестиционной программы ОАО "ВКС" на 2012-2015 года были выполнены мероприятия по "закрытию котельной "339 квартала" по ул. Чайковского, 11-а г. Владимир с переключением нагрузок на ТЭЦ". Данное мероприятие было включено в инвестиционную программу концессионера в соответствии со схемой теплоснабжения МО г. Владимир на 2013 - 2027, утвержденной Постановлением администрации г. Владимира от 29.11.2013 N 4352 (раздел 4,4. Меры по выводу из эксплуатации источников тепловой энергии).
Демонтаж оборудования, произведенный в ходе выполнения работ по закрытию данной котельной, был предусмотрен сметой на выполнение работ и входил в стоимость данного мероприятия.
По окончанию работ демонтаж был заактирован комиссионно с привлечением директора МУП "Тепловые сети" г. Владимира Абрамова В.Б.
Доход от сдачи демонтированного имущества в металлолом был направлен в МУП "Тепловые сети" г. Владимира, в подтверждение чего представил Акт осмотра демонтированных материалов от 03.09.2014 и приемо-сдаточный акт имущества в металлолом.
Так же ответчик указал на подписанное концессионером и концедентом 19.02.2015 соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения МО г. Владимир.
Ответчик не отрицал факт демонтажа части оборудования котельной, и предложил Истцу включить, в случае необходимости выполнения работ, стоимость работ по восстановлению котельной в инвестиционную программу ОАО "ВКС" (письмо ОАО "ВКС" от 06.03.2017 N 50101-73-00283) в установленном действующим законодательством порядке.
По мнению Истца, вышеуказанными действиями ответчика истцу причинен ущерб (убытки), который подлежит возмещению.
Истец 20.04.2017 направил в адрес ответчика претензию N 03-01/418 с требованием о безвозмездном восстановлении оборудования котельной и обеспечении его работоспособности в срок до 31.08.2017.
Указанные выше обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Правоотношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 и Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), иными нормативными актами.
В силу статьи 1 Закона о концессионных соглашениях, концессионные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
На основании статьи 2 Закона о концессионных соглашениях законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 названного Закона, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 настоящей статьи. Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ч. 5 ст. 4).
При этом объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем относятся к объектам коммунальной инфраструктуры и являются объектом концессионного соглашения в силу пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях в редакции Закона N 275-ФЗ.
Администрация города Владимира на основании статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", решения Совета народных депутатов города Владимира от 23.12.2011 N 239 "О заключении концессионных соглашении и отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему электросетевого и теплосетевого хозяйства, без проведения конкурса", в целях реализации концессионных соглашений от 25.05.2012 в отношении систем коммунальной инфраструктуры электро - и теплоснабжения муниципального образования город Владимир, приняла постановление от 27.12.2012 N 5654 "Об осуществлении отдельных прав и обязанностей концедента по концессионным соглашениям", согласно которому Управление муниципальным имуществом г. Владимира уполномочено на осуществление следующих отдельных прав и обязанностей концедента по концессионным соглашениям:
- принятие решения о списании имущества, входящего и состав объекта концессионного соглашения и иного имущества, подписание дополнительных соглашении об исключении списанною имущества;
- обещание с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на созданные и реконструированные объекта недвижимого имущества;
- согласование передачи объекта концессионного соглашения и иного имущества в пользование третьим лицам;
- контроль предоставления концессионером обеспечения исполнения обязательств;
- перерасчет размера концессионной платы и направление соответствующего уведомления концессионеру.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира уполномочено на осуществление следующих, отдельных прав и обязанностей концедента по концессионным соглашениям:
- направление в адрес концессионера заявления о проведении цедентом работ по созданию и реконструкции объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного имущества, подтвержденного актами формы: КС-2, КС-3, КС-11, КС-14;
- согласование привлечения концессионером третьих лиц к выполнению работ по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения;
- согласование разработанной концессионером проектной документации, необходимой для создания и реконструкции объекта концессионного соглашения;
- подписание соглашений, устанавливающих фактическую сумму вложенных концессионером финансовых средств по объектам инвестиционной программы, перечень мероприятий по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, завершенных на конец отчетного финансового года, а также сведения об описании (технико-экономические показатели, начальная, остаточная и восстановительная стоимости) реконструированных и построенных объектов;
- утверждение смет расходов МУП города Владимира "Владимирская городская электрическая сеть" и МУП г. Владимира "Тепловые сети".
Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира уполномочить на проведение проверки на оформление документов по выбору и предоставлению концессионерам земельных участков, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной концессионными соглашениями.
При этом МУП г. Владимира "Тепловые сети", МУП города Владимира "Владимирская городская электрическая сеть" уполномочено на проведение проверки документов, подтверждающих сумму произведенных Концессионером капитальных вложений и вложенных финансовых средств по объектам инвестиционной программы (актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3), актов приёмки Законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-11, КС-14) и иных документов, подтверждающих сумму произведенных капитальных вложении.
В пункте 5 постановления установлено, что иные права и обязанности концедента осуществляются администрацией города Владимира.
Согласно пункту 2 постановления Администрации города Владимира от 29.11.2013 N 4352 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Владимир на 2013-2027 годы и о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" открытому акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" присвоен статус единой теплоснабжающей организации муниципального образования город Владимир.
Постановлением Администрации города Владимира от 16.12.2014 N 4796 "О внесении в постановление администрации города Владимира от 27.12.2012 N 5654" внесены изменения, и пункт 4 изложен в новой редакции: "4. Уполномочить МУП г. Владимира "Тепловые сети" и МУП "Владимирская городская электрическая сеть" на осуществление следующих отдельных прав и обязанностей концедента по концессионным соглашениям:
- проведение проверки документов, подтверждающих сумму (произведенных концессионером капитальных вложений и вложенных финансовых средств по объектам инвестиционной программы (актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3), актов) приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией (КС-11, КС-14) и иных документов, подтверждающих сумму произведенных капитальных вложений;
- принятие в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, решения о списании закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения движимого имущества (кроме автотранспортных - средств), входящего в состав объекта концессионного соглашения и иного имущества".
На основании пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. При этом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между ненадлежащим исполнением обязательства и возникшими убытками.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Как следует из пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Позиция МО город Владимир основывается на необходимости полного восстановления котельной 339 квартала в работоспособное состояние.
Вместе с тем, как верно установлено судом, восстановление котельной 339 квартала, которая не обеспечивала эффективность системы теплоснабжения, повлечет за собой, в том числе, нарушение утвержденной реконструированной новой схемы теплоснабжения города в целом, утвержденной постановлением Администрации.
МУП "ВТЭС", как лицо, уполномоченное законом, иными нормативно - правовыми актами, условиями концессионного соглашения, согласовало мероприятие "закрытие (реконструкция) котельной 339 квартала по ул. Чайковского, д. 11а в г. Владимир (переключение потребителей на ТЭЦ с организацией ЦТП)", в том числе согласно письму от 16.04.2014 N 51-1/юр.
Как верно отмечено судом первой инстанции, само по себе требование истца, имеющее целью восстановление работоспособности котельной 339 квартала в ее первоначальном виде, не направлено на защиту его прав, влечет изменение утвержденной схемы теплоснабжения города (с учетом повышения эффективности системы) и затрагивает интересы неопределенного круга лиц (в том числе конечных потребителей услуг).
Ответчик, проводя реконструкцию спорного объекта, фактически, действовал в интересах и самого истца, путем исполнения согласованного мероприятия.
Кроме того, в рассматриваемом случае истцом не доказан размер убытков.
Так, изначально истец просит взыскать с ответчика стоимость нового оборудования и работ по восстановлению котельной в сумме 8 700 000 руб.
Впоследствии, истец представил акт экспертного исследования ООО "Ивановское бюро экспертизы", согласно которому стоимость восстановления и запуска котельной путем использования аналогичного (используемому ранее) оборудования, составила гораздо менее значительную сумму, но истец при этом также не счел необходимым уточнить свои требования даже в размере убытков. Согласно выводу эксперта ориентировочная стоимость работ по восстановлению составит 967 782 рубля 05 копеек. Локальный сметный расчет на проектирование, строительно - монтажные работы, материалы и оборудование (новое аналогичное, с такими же техническими характеристиками), пуско - наладочные работы составляет 5 280 388 рублей 85 копеек. При этом экспертом не принималось в расчет сохраненное оборудование, не оценивалась его работоспособность.
На основании изложенного, проанализировав представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности истцом элементов деликтной ответственности и отсутствия оснований для взыскания убытков в заявленной сумме.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апеллянта, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении исковых требований.
С учетом изложенного, при совокупности указанных выше обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными в полном объеме, основанными на неверном толковании норм материального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.01.2018 по делу N А11-4423/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Владимир, в лице администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4423/2017
Истец: Муниципальное образование город Владимир в лице Администрации города Владимир
Ответчик: ОАО "Владимирские коммунальные системы"
Третье лицо: МУП "Владимирские тепловые электрические сети", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира, Управление муниципального имущества г.Владимира