г. Пермь |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А60-62912/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, "Товарищества собственников жилья на Соболева 21/6"
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 16 марта 2018 года по делу N А60-62912/2017,
принятое в порядке упрощенного производства,
судьей О.В. Гаврюшиным,
по заявлению "Товарищества собственников жилья на Соболева 21/6" (ИНН 6658459316, ОГРН 1146658012929)
к Уральскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6672172548, ОГРН 1046604412161)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, установил:
"Товарищество собственников жилья на Соболева 21/6" (далее заявитель, "ТСЖ на Соболева 21/6") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 24.10.2017 N 70С, вынесенного Уральским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган, УМТУ Росстандарта).
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения принята 05.03.2018, мотивированное решение изготовлено 16.03.2018), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, "ТСЖ на Соболева 21/6" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение о признании незаконным оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, указывает, что игровой комплекс не является серийной продукцией, изготовленной на производстве, был смонтирован физическими лицами в единичном экземпляре, построен на средства собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно, к нему не применяются нормы ГОСТ 52169-2012, 52301-2013; информационные таблички хоть и не установлены непосредственно рядом с игровым комплексом, однако имеются в количестве трех на детской площадке, расположенной в семи метрах от игрового комплекса; нарушения в виде ряда незащищенных болтовых соединений и отсутствия маркировки были устранены незамедлительно; игровой комплекс в эксплуатацию не передавался.
Административный орган по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании обращения гражданина (вх. N 62 от 21.08.2017) и решения Прокуратуры N 7/4-20-2017 от 14.09.2017 Отделом государственного надзора по Свердловской области УМТУ Госстандарта была проведена внеплановая выездная проверка в отношении "ТСЖ на Соболева 21/6" на предмет соблюдения требований безопасности детского игрового комплекса "Пиратский Корабль", установленного на придомовой территории многоквартирного дома N 21/6 по ул. Соболева г. Екатеринбурга.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований безопасности:
В нарушение п. 4.3.9 ГОСТ Р 52169-2012 на момент осмотра болтовые соединения были защищены только на веревочной сетке-лазилке и скалодроме (составные части детского игрового комплекса).
В нарушение п. 5.9. ГОСТ Р 52169-2012 отчет по результатам проведенных испытаний не предоставлен.
В нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52169-2012 маркировка на оборудовании на видном и доступном месте с наименованием и адресом изготовителя или его уполномоченного представителя, годом введения в эксплуатацию и обозначением оборудования отсутствует.
В нарушение п. 4.1.ГОСТ Р 52301-2013 проект и паспорт оборудования, в соответствии с которым выполняют монтаж и установку оборудования не представлен.
В нарушение п. 5.1 ГОСТ Р 52301-2013 изготовитель не предоставил паспорт на оборудование.
В нарушение п. 6.1 ГОСТ Р 52301-2013 инструкция изготовителя, в соответствии с которой осматривают и обслуживают оборудование и его элементы, не представлена.
В нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 52301-2013 журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта (включая осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию, регулярный визуальный осмотр) не предоставлен.
В нарушение п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 на детской площадке, с целью обеспечения безопасности, не установлены информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра N 211/В/128 от 19.09.2017, акте проверки N 211/В от 13.10.2017.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом УМТУ Росстандарта в отношении "ТСЖ на Соболева 21/6" составлен протокол об административном правонарушении 17.10.2017 N 211/В-ЮЛ по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление от 24.10.2017 N 70С, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, "ТСЖ на Соболева 21/6" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводам о доказанности в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдении порядка привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения от ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" указано, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
До настоящего времени Технический регламент к оборудованию и покрытию детских площадок не принят. Следовательно, подлежат применению ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытие детский игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" и ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний Общие требования".
Исходя из пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, вышеуказанные ГОСТы подлежат обязательному исполнению до вступления в силу соответствующего технического регламента в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Факт нарушения требований п. 4.3.9, п. 5.9, п. 6.2 ГОСТ Р 52169-2012, п. 4.1, п. 5.1, п. 6.1, п. 6.3, п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 при эксплуатации детского игрового комплекса "Пиратский Корабль", установленного на придомовой территории многоквартирного дома N 21/6 по ул. Соболева г. Екатеринбурга, подтверждается материалами дела (в том числе, обращением гражданина от 21.08.2017, актом осмотра N 211/В/128 от 19.09.2017, актом проверки N 211/В от 13.10.2017, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении 17.10.2017 N 211/В-ЮЛ) и заявителем не опровергнут, что свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вышеуказанные ГОСТы не подлежат применению, так как игровой комплекс не является серийной продукцией, изготовлен в единичном экземпляре, на средства собственников помещений многоквартирного дома, судом апелляционной инстанции отклоняются как ошибочные.
Согласно положениям статей 136, 138 ЖК РФ товарищество является объединением собственников жилья и имеет статус юридического лица, создано для совместного управления спорным многоквартирным домом, обеспечения эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общего имущества, на которое возложены обязанности, предусмотренные статьей 161 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В данном случае в качестве способа управления многоквартирным домом собственники выбрали управление домом товариществом, следовательно, именно на "ТСЖ на Соболева 21/6" возложены обязанности по обеспечению надлежащего управления многоквартирным домом, включающее в себя обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что спорный детский игровой комплекс находится на балансе ТСЖ, в силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ является общим имуществом многоквартирного дома, лицом, ответственным за соблюдение требований государственных стандартов в области технического регулирования, является "ТСЖ на Соболева 21/6".
В рассматриваемом случае соответствие детского игрового комплекса требованиям государственных стандартов напрямую направлено на защиту жизни и здоровья детей, в связи с чем приведенные апеллянтом обстоятельства не освобождают ТСЖ от соблюдения требований указанных ГОСТов.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины "ТСЖ на Соболева 21/6" в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
По указанным мотивам суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Ссылки апеллянта на то, что нарушения в виде ряда незащищенных болтовых соединений и отсутствия маркировки были незамедлительно устранены ТСЖ, не опровергают указанный вывод суда, поскольку устранение нарушений после их выявления административным органом не свидетельствует о принятии заявителем своевременных и необходимых мер для соблюдения требований государственных стандартов. Кроме того, доказательств устранения иных, выявленных в ходе проверки нарушений, заявителем не представлено.
Довод заявителя о том, что детский игровой комплекс в эксплуатацию не передавался, опровергается материалами проверки, а также пояснениями председателя правления ТСЖ Ширяя Д.В. к заседанию административной комиссии.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда о доказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, также не опровергают.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Административный орган, руководствуясь положениями ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, приняв во внимание характер совершенного административного правонарушения, представленные в материалы дела документы и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, назначил административное наказание в размере 50 000 рублей, то есть ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Оснований для дальнейшего снижения суммы штрафа и переоценки указанного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу ст. 104 АПК РФ уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 марта 2018 года по делу N А60-62912/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить "Товариществу собственников жилья на Соболева 21/6" (ИНН 6658459316, ОГРН 1146658012929) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 29.03.2018 N 62.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.