город Омск |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А70-5554/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7952/2018) Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.05.2018 по делу N А70-5554/2018 (судья Безиков О.А.),
принятое по заявлению кредитного потребительского кооператива "Тюменский фонд сбережений"
к Отделению по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации об оспаривании постановления
о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 18-118/3110-1 от 06.03.2018,
при участии в судебном заседании представителей:
от Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации - Быкова Наталья Станиславовна (удостоверение, по доверенности N 8 от 27.12.2017 сроком действия по 15.06.2020);
от кредитного потребительского кооператива "Тюменский фонд сбережений" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Кредитный потребительский кооператив "Тюменский фонд сбережений" (далее по тексту - заявитель, Кооператив, КПК "ТФС") обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 06.03.2018 N 18-118/3110-1 о привлечении к административной ответственности, вынесенного Отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту - заинтересованное лицо, Отделение, Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.05.2018 по делу N А70-5554/2018 заявленные КПК "ТФС" требования удовлетворены, постановление Отделения от 06.03.2018 N 18-118/3110-1 о привлечении КПК "ТФС" к административной ответственности признано незаконным и отменено полностью.
Мотивируя принятый судебный акт, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях КПК "ТФС" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Кооператив в силу независящих от него объективных причин не имел возможности исполнить предписание в установленный в нем срок.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.05.2018 по делу N А70-5554/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных кооперативом требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие в бездействии кооператива состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации, выразившегося в неисполнении законного предписания Банка России в установленный срок.
Заинтересованное лицо утверждает, что по сведениям справочника организаций, имеющих личный кабинет участника финансового рынка, размещенного на официальном сайте Банка России, КПК "ТФС" является организацией, зарегистрированной в личном кабинете, следовательно, при утрате доступа, общество могло обратиться в Банк России для обновления сведений, необходимых для повторной авторизации в личном кабинете.
Административный орган ссылается, что в конце августа - начале сентября 2017 года директору КПК "ТФС" Громовой Т.Ф. была предоставлена возможность получения информации, содержащейся в системных блоках персональных компьютеров, изъятых в ходе обысков обособленных подразделений КПК "ТФС", расположенных в городе Тобольске и городе Тюмени.
Отделение считает, что, поскольку кооперативом не было заявлено о прекращении деятельности в установленном действующим законодательством порядке, факт изъятия бухгалтерских документов не освобождает заявителя от ведения учета осуществляемых операций и от обязанности по предоставлению отчетности в Банк России.
В представленном до начала судебного заседания письменном отзыве на апелляционную жалобу КПК "ТФС" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
КПК "ТФС", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Отделения поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.05.2018 по делу N А70-5554/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании, открытом 08.08.2018, в порядке, предусмотренном статей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10.08.2018. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
После перерыва в судебном заседании представитель кооператива, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился; представитель Управления поддержал ранее изложенную процессуальную позицию.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.09.2017 кооператив был исключен из Межрегионального союза кредитных кооперативов "Опора Кооперации" на основании Решения Совета, оформленного протоколом N 493, в связи с чем административным органом сделан вывод о том, что после 12.09.2017 и до даты вступления в СРО КПК "ТФС" обязано предоставлять отчетность в Банк России.
Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива за 9 месяцев 2017 года следовало представить в Банк России не позднее 31.10.2017.
Вместе с тем отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива за 9 месяцев 2017 года КПК "ТФС" в Банк России представлен не был.
В связи с выявленным нарушением 20.12.2017 Отделением Управления заявителю выдано предписание от 20.12.2017 N Т571-9-16/26704 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому кооперативу необходимо в течение 10 календарных дней с даты получения предписания:
- устранить нарушения статьи 28 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", представив в Банк России через личный кабинет участника финансового рынка отчет о деятельности КПК "ТФС" за 9 месяцев 2017 года;
- принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушения законодательства Российской Федерации, указанного в предписании;
- направить отчет об исполнении предписания через личный кабинет участника финансового рынка, ссылка на который размещена на сайте Банка России.
В предписании также сообщалось, что невыполнение в установленный срок предписания является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в установленном размере.
Управлением указано, что предписание размещено в личном кабинете 20.12.2017 и считается полученным кооперативом 22.12.2017.
Следовательно, предписание подлежало исполнению в срок не позднее 09.01.2018 (с учетом 10 календарных дней с даты его получения и нерабочих дней в январе 2018 года).
Документы, подтверждающие исполнение предписания, в установленный срок КПК "ТФС" не представлены.
В связи с выявленным фактом совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 06.03.2018 специалистом отделения Управления, в присутствии представителя кооператива, составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-71-ЮЛ-18-118/1020-1.
Рассмотрев материалы административного дела, управляющий Отделения Управления вынес постановление от 06.03.2018 N 18-118/3110-1 о привлечении КПК "ТФС" к административной ответственности, предусмотренной часть 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Полагая, что постановление является незаконным, КПК "ТФС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
24.05.2018 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое заинтересованным лицом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ) некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие виды деятельности, в том числе, кредитных потребительских кооперативов.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
Банк России на основании статьи 76.5 Закона N 86-ФЗ проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно статье 76.6 Закона N 86-ФЗ Банк устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций (НФО) сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
Сроки и порядок составления и представления отчетности об операциях денежными средствами НФО в Центральном Банке Российской Федерации установлены Указанием Банка России от 13.01.2017 N 4263-У "О сроках и порядке составления и представления не кредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами" (далее - Указание N 4263-У).
Согласно пункту 5 Указания N 4263-У бухгалтерская (финансовая) отчетность за девять месяцев календарного года представляется в Банк России в срок не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства установил факт неисполнения кооперативом предписания заинтересованного лица от 20.12.2017 N Т571-9-16/26704, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет; в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления не дана оценка обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии вины в бездействии заявителя.
Так, как следует из представленных в материалы дела документов, 11.08.2017 старшим следователем СО МО МВД России "Тобольский" Иовлевой О.В. в отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации - мошенничество, совершенное в особо крупном размере.
Поводом для возбуждения уголовного дела послужило обращение пайщиков Кооператива о том, что неустановленные лица из числа сотрудников КПК "ТФС" под видом заключения договоров передачи личных сбережений похитили денежные средства, принадлежащие физическим лицам, на сумму свыше 1 000 000 руб., причинив им материальный ущерб в особо крупном размере.
В рамках названного уголовного дела 16.08.2017 и 30.08.2017 произведен обыск в помещениях Кооператива, в ходе которого изъята бухгалтерская и иная документация, 7 системных блоков, 4 ноутбука и иные носители информации (жесткие диски, флеш-накопители, CD-R и DVD-R диски), банковские карты и денежные книжки.
Банковские счета арестованы следственными органами. Бухгалтерская программа "1С" в указанных персональных компьютерах отсутствует.
С 13.09.2017 назначен новый директор Кооператива - Громова Т.Ф. Прежний директор никому не передал информацию о наличии логинов и паролей, связанных с работой интернет-банка, личного кабинета, почтового ящика, удаленного доступа к серверу базы "1С", то есть всего того, что связано с деятельностью Кооператива на основе доступа к Интернету.
Полицией было сообщено, что деятельность кооператива осуществлялась на базе компьютерной программы "1С Предприятие" по удаленному доступу посредством интернет-канала с помощью персонального логина и пароля. Как установлено по IP-адресу основной сервер находился в удаленном месте.
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции сформулирован обоснованный вывод об отсутствии у кооператива объективной возможности исполнения обязанности по исполнению предписания через личный кабине участника финансового рынка.
О наличии вышеуказанных обстоятельств кооператив информировал Отделение письмом от 25.12.2017 N 174.
Также КПК "ТФС" предпринимались действия, направленные на предоставление Отделению соответствующей отчетности.
Так, 20.11.2017, 23.11.2017, 11.12.2017 КПК "ТФС" направляло заявления (письма) в следственное управление УМВД России по Тюменской области с просьбой о предоставлении соответствующих документов.
Однако КПК "ТФС" в удовлетворении заявления следственным управлением УМВД России по Тюменской области отказано (письмо от 24.11.2017 N 13/58-0176604082763, постановление от 24.11.2017).
Таким образом. КПК "ТФС" предприняло все возможные меры, направленные на сбор информации и предоставления Отделению соответствующей отчетности и недопущению выполнения в установленный срок законного предписания Банка России. Обратное подателем жалобы не доказано.
Довод Отделения о том, что кооператив мог привлечь денежные средства пайщиков в целях восстановления работы личного кабинета участника финансового рынка, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как означенное утверждение административного органа основано на предположении, в то время как в самом предписании от 20.12.2017 N Т571-9-16/26704 указано, что деятельность кооператива приостановлена в части привлечения новых пайщиков и выдачи кредитов.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины КПК "ТФС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Отделения банка не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.05.2018 по делу N А70-5554/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.