г. Вологда |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А44-280/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующей Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарями судебного заседания Тихомировым Д.Н. и Мазалецкой О.О.,
при участии от отдела Топоривской Н.П. по доверенности от 29.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела государственного контроля и надзора в Новгородской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 апреля 2018 года по делу N А44-280/2018 (судья Куропова Л.А.),
установил:
отдел государственного контроля и надзора в Новгородской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1047855093747, ИНН 7839304330; место нахождения: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 51; далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области" (ОГРН 1065321026792, ИНН 5321107379; место нахождения: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Мусы Джалиля-Духовская, дом 8; далее - учреждение) к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола от 15.01.2018 N 1.
Решением суда от 10 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отдел с решением суда не согласился и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, привлечь учреждение к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ. Полагает, что административным органом доказано совершение учреждением правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.33 КоАП РФ. Считает, что отдел наделен полномочия для проведения проверки в области обеспечения единства измерений в рамках государственного метрологического контроля.
Учреждение в отзыве с доводами, изложенными в жалобе, не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя отдела, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Северо-Западного межрегионального территориального управления (далее - Управление) от 30.11.2017 N 111 отделу поручено провести в соответствии с Ежегодным планом проведения плановых проверок Управления на 2018 год, утвержденного приказом от 30.10.2017 N 111, плановую документарную и выездную проверку в отношении учреждения с целью оценки соответствия измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений установленным требованиям.
Государственным инспектором отдела 15.01.2018 составлен акт о невозможности проведения проверки ввиду отказа законного представителя учреждения - начальника учреждения Мельникова Ю.И. предоставить должностному лицу, проводящему проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки и обеспечить доступ на территорию и в используемые учреждением при осуществлении деятельности здания, строения, помещения, к используемым средствам измерений, подлежащих федеральному государственному метрологическому контролю и надзору.
На основании данного факта отделом в отношении учреждения 15.01.2018 составлен протокол N 1 об административном правонарушении по статье 19.33 КоАП РФ.
Считая факт совершения административного правонарушения установленным, отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 КоАП РФ.
Суд первой инстанции отказал в привлечении учреждения к административной ответственности по данной статье, посчитав, что отдел не вправе проводить проверку учреждения.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии со статьей 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно статье 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.33 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении такого контроля (надзора) урегулированы нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Закона государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических, лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 294-ФЗ под федеральным государственным контролем (надзором) понимается деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 3 Закона N 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются в том числе: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в котором в частности указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Согласно части 2 статьи 25 названного Закона юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует в частности отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Техническое регулирование в силу положений статьи 2 Закона N 184-ФЗ - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Согласно статье 4 Закона N 184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 32 Закона N 184-ФЗ установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 34 Закона N 184-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственного контроля (надзора) на основании положений данного Федерального закона и требований технических регламентов осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.
В силу статьи 15 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) федеральный государственный метрологический надзор осуществляется в частности за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации.
Федеральный государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Федеральный государственный метрологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 N 246 "Об осуществлении федерального государственного метрологического надзора" утверждено Положение об осуществлении федерального государственного метрологического надзора (далее - Положение N 246), которым установлен порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти федерального государственного метрологического надзора и порядок их взаимодействия.
Согласно пункту 3 Положения N 246 федеральный государственный метрологический надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, его территориальными органами, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации на осуществление надзора в области обороны и обеспечения безопасности.
Пунктом 4 Положения N 246 установлено, что органы надзора в области обороны и обеспечения безопасности осуществляют надзор в пределах установленной компетенции в соответствии с настоящим Положением и принимаемыми ими по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации актами, учитывающими установленные Правительством Российской Федерации особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", пункта 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452, приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.06.2009 N 476 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии", Положения об управлении, утвержденного приказом от 05.08.2010 N 2919, последнее осуществляет государственный метрологический надзор и вправе проводит плановые и внеплановые проверки.
Указом Президента Российской Федерации от 02.01.2011 N 21 "О государственном метрологическом надзоре в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации" осуществление государственного метрологического надзора в установленной сфере деятельности возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство обороны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Подпунктом 90 пункта 11 указанного Положения установлено, что МВД России реализует в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции по государственному метрологическому надзору в отношении органов внутренних дел при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности.
Приказом Министерства внутренних дел России от 09.11.2016 N 700 в целях реализации в системе МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 N 246 "Об осуществлении федерального государственного метрологического надзора" утверждена согласованная с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Инструкция о порядке осуществления государственного метрологического надзора в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно пункту 2 Инструкции государственный метрологический надзор в области обороны и обеспечения безопасности в системе МВД России - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными должностными лицами метрологической службы МВД России и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований в системе МВД России, а также в применении мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий.
Пунктом 3 Инструкции установлено, что метрологический надзор осуществляется федеральным казенным учреждением "Центр метрологического обеспечения" Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции при осуществлении метрологического надзора органом надзора проверяются требования, предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 7 Положения об осуществлении федерального государственного метрологического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 N 246.
Согласно подпунктам "а" - "г" пункта 7 Положения N 246 при осуществлении надзора органами надзора проверяется соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации; соблюдение обязательных требований к измерениям, осуществляемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; соответствие средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений.
Пунктом 10 Инструкции определено, что метрологический надзор в системе МВД России осуществляется в отношении органов внутренних дел Российской Федерации, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, эксплуатирующих в оперативно-служебной деятельности вооружение, специальную технику, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, применяемые методики (методы) измерений.
В данном случае из устава федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области" следует, что оно является юридическим лицом, его учредителем и собственником имущества является Российская Федерация, функции учредителя и собственника имущества осуществляет МВД РФ, учреждение находится в подчинении МВД РФ.
Согласно уставу учреждение является многопрофильной медицинской организацией (лечебно-профилактической, санитарно-эпидемиологической, реабилитационной).
При этом из устава учреждения не следует, что оно выполняет задачи и осуществляет полномочия, возложенные на МВД России, эксплуатирует в оперативно-служебной деятельности вооружение, специальную технику, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, применяет методики (методы) измерений.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что метрологический надзор в отношении учреждения должен осуществляться федеральным казенным учреждением "Центр метрологического обеспечения" Министерства внутренних дел Российской Федерации не основан на нормах права.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на подпункт "г" пункта 2 Положения об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федеркации от 02.10.2009 N 780 "Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации", в соответствии с которым основными целями обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства являются поддержание боеспособности воинских частей и здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Как следует из указанного Положения, оно устанавливает особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства, регулирует отношения участников работ по обеспечению единства измерений в этой области и распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области обороны и безопасности государства в соответствии с федеральными законами "Об обороне" и "О безопасности", и находящиеся в их ведении Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также организации промышленности, выполняющие государственный оборонный заказ.
В данном случае учреждение, как указано выше, не относится к указанным органам.
Факт отказа начальника учреждения Мельникова Ю.И. предоставить должностному лицу отдела, проводящему проверку, возможность ознакомиться с документами, указанными в приказе N 807, и связанными с целями, задачами и предметом проверки и обеспечить доступ на территорию и в используемые учреждением при осуществлении деятельности здания, строения, помещения, к используемым средствам измерений, подлежащих федеральному государственному метрологическому контролю и надзору, подтверждается материалами дела и не оспаривается учреждением.
В связи с этим административный орган правомерно посчитал наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое установлено статьей 19.33 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения учреждения к административной ответственности суд апелляционной инстанции не установил, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ (один год), не истек.
В то же время суд апелляционной инстанции, исходя из принципа соразмерности назначаемого наказания, основываясь на положениях частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, считает возможным назначить учреждению административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, привлечь учреждение к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 апреля 2018 года по делу N А44-280/2018 отменить.
Привлечь федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико- санитарная часть Министерства внутренних дел России по Новгородской области" (ОГРН 1065321026792, ИНН 5321107379; место нахождения: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Мусы Джалиля-Духовская, дом 8) к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реквизиты для уплаты штрафа:
В поле "ИНН" получателя (61): 7839304330;
В поле "КПП" получателя (103): 783901001;
В поле "Получатель" (16): счет N 40 10 18 10 20 00 00 01 00 01, наименование банка получателя: Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петенрбург
УФК по г. Санкт-Петербургу СЗМТУ Росстандарта (л/с 04721781530);
БИК 044030001, ОКПО 73428183;
Код бюджетной классификации (КБК) 172 1 1601000 016 000 140;
В поле 105, код ОКТМО 40305000.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.