г. Москва |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А41-98144/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Сизова Андрея Леонидовича - извещен, не явился, не обеспечил явку представителя,
от заинтересованного лица по делу - ИФНС по городу Красногорску Московской области - Золотухин Д.Г. по доверенности от 25.12.2017,
от заинтересованного лица по делу - УФНС по Московской области - Власов В.Л. по доверенности от 11.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сизова Андрея Леонидовича на решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2018 года по делу N А41-98144/17, принятое судьей Машиным П.И., по заявлению Сизова Андрея Леонидовича к ИФНС по городу Красногорску Московской области, УФНС по Московской области, о признании недействительным решения, обязании устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Сизов Андрей Леонидович (далее - Сизов А.Л., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС по г. Красногорску Московской области и УФНС по Московской области (далее- инспекция, административный орган) о признании недействительным решения ИФНС по городу Красногорску Московской области N 6022А от 13 сентября 2017, об обязании устранить допущенные нарушения закона.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Сизов А.Л. не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители ИФНС по городу Красногорску МО, УФНС по МО возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Сизова А.Л, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте https://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 08.09.2017 с целью государственной регистрации юридического лица ООО "Логистик-Сервис" при его создании, заявитель обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области.
Решением ИФНС по г. Красногорску Московской области от 13.09.2017 N 6022А в государственной регистрации юридического лица при создании отказано в соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). При этом, Инспекция указала на необходимость указания в заявлении по форме Р11001 всех детальных элементов адреса места нахождения Общества, а именно - номера помещения.
Не согласившись с принятым ИФНС по г. Красногорску Московской области решением от 13.09.2017 N 6022А, заявитель направил жалобу в УФНС России по Московской области, по результатам рассмотрения которой жалоба Сизова А.Л. была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что отказ в регистрации незаконный и необоснованный, представлены все необходимые для регистрации юридического лица документы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения ИФНС по г. Красногорску Московской области об отказе в государственной регистрации юридического лица от 13.09.2017 N 6022А незаконным, возложении на налоговый орган обязанности зарегистрировать организацию на основании представленных 08.09.2017 документов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Пунктами 4, 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Подпункт "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Пунктом 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Требования) утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.2012. Таким образом, данный документ является нормативным и обязателен для исполнения как регистрирующими органами, так и гражданами и юридическими лицами.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 3.3 Требований раздел 2 "Адрес (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 Требований.
В соответствии с пунктом 2.3 Требований в разделе 2 "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заявления по форме Р11001 должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом. владение и т.п.). корпус (строение и т.п.). квартира (офис и т.п).
Согласно пункту 14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, установленным Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61) при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица. При этом перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недостоверности адреса юридического лица, не является исчерпывающим.
В представленном заявителем для государственной регистрации заявлении указан адрес (место нахождение) постоянно действующего исполнительного органа ООО "Логистик-Сервис": 143006, Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Восточная, д. 2А, литер Б, этаж 1.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что согласно содержащейся в комплекте документов копии свидетельства о государственной регистрации права от 25.04.2014, по указанному адресу находится нежилое здание: 1-этажный производственно-складской комплекс, общей площадью 1569,6 кв. м, в связи с этим, указание адреса лишь до номера этажа, без таких адресообразующих элементов как тип и номер помещения (офиса), не позволит однозначно его идентифицировать. Данный адрес был заявлен без указания номера помещения (офиса), в котором должен располагаться постоянно действующий исполнительный орган создаваемого юридического лица. Вместе с тем, согласно содержащейся в комплекте документов копии свидетельства о государственной регистрации права от 25.04.2014, по указанному адресу находится нежилое здание: 1-этажный производственно-складской комплекс, общей площадью 1569.6 кв. м., в связи с этим, указание адреса лишь до номера этажа, без таких адресообразующих элементов как тип и номер помещения (офиса), не позволит однозначно его идентифицировать.
Неполный адрес вновь создаваемого ООО "Логистик-Сервис" не позволит его будущим контрагентам. государственным органам и прочим участникам хозяйственного оборота идентифицировать место нахождения его единоличного исполнительного органа, что приведет к негативным правовым последствиям для добросовестных участников гражданских правоотношений.
Поскольку представляемые для государственной регистрации документы без указания на конкретные ориентиры адреса не должны вводить в заблуждение как регистрирующий орган, так и третьи лица, добросовестно полагающиеся на данные государственного реестра, заявление, не содержащее детальные элементы адреса, правомерно не принято как документ необходимый для государственной регистрации.
Данный вывод Инспекции согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается организация (офис, квартира и. т.п.). номера данного помещения, этажа, на котором помещение расположено, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений. уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренных статьёй 12 Закона N 129-ФЗ. но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ (подпункт 4.4 пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ). Заявитель для государственной регистрации юридического лица обязан представить достоверные и полные сведения об адресе юридического лица. Если в заявлении представлены неполные сведения относительно адреса, это приравнивается к представлению недостоверных сведений об адресе организации, что служит основанием для отказа в государственной регистрации.
Для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа Общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя тип и номер помещения (офиса).
Обществом не представлены доказательства, что собственник помещения принял на себя обязательство предоставить заявителю всю площадь производственно-складского комплекса, договор аренды с собственником.
Согласно пп. 4 п. 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" о недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.). При наличии хотя такого обстоятельства сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Доказательств, что указанный адрес может быть свободно использован для связи с обществом, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренные законом основания для удовлетворения требования заявления Сизова Андря Леонидовича об отмене решения ИФНС по г. Красногорску Московской области от 13.09.2017 N 6022А об отказе в государственной регистрации и обязании налоговый орган осуществить государственную регистрацию ООО "Логистик-Сервис", отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2018 по делу N А41-98144/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.