город Томск |
|
7 июня 2018 г. |
Дело N А45-22497/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Скачковой О.А., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клён и Н" (07АП-3423/2018) на решение от 06.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22497/2017 (судья Булахова Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клён и Н" (630064, г. Новосибирск, ул. Блюхера, 8, 22, ОГРН 1055404093887, ИНН 5404250453) к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33а); Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18) о признании незаконным отказа.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, село Верх-Тула.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клен и Н" (далее - заявитель, общество, ООО "Клен и Н") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация), Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным и необоснованным отказ Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 26.08.2016 N 1991/0112 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка 54:19:062303:434 площадью 3453 кв.м, расположенного в Верх-Тулинском сельсовете Новосибирского района Новосибирской области; об обязании Администрации Новосибирского района Новосибирской области вынести постановление о предоставлении данного земельного участка 54:19:062303:434 заявителю в аренду сроком на 3 (три) года, и оказать содействие (в рамках своих полномочий, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами) в приведении вышеуказанного земельного участка в соответствие с нынешними правилами землепользования и застройки Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при установлении в отношении данного земельного участка соответствующей категории земель - земли населенных пунктов, и разрешенное использование производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур.
Решением от 06.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы указано, что суд не в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и не применил закон подлежащий применению.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.05.2013 постановлением N 2694-па "О предварительном согласовании места размещения автомобильного предприятия и складских помещений ООО "Клен и Н" Администрацией Новосибирского района Новосибирской области был утвержден акт выбора земельного участка из земель государственной неразграниченной собственности для строительства автомобильного предприятия и складских помещений ООО "Клен и Н" на территории муниципального образования Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 27.02.2013 и предварительно согласовано место размещения автомобильного предприятия и складских помещений на земельном участке площадью 4700 кв.м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет.
Согласно указанному постановлению 12.11.2013 сформирован земельный участок с кадастровым номером 54:19:062303:434, площадь: 3453 кв. м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 18.02.2014 общество обращалось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с ходатайством о даче согласия на перевод земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:434 (далее - спорный земельный участок) в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта и связи...".
Заявитель неоднократно обращался в Администрацию Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Администрацию Новосибирского района Новосибирской области, Правительство Новосибирской области с заявлениями о переводе образованного спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области дала свое согласие (письмо от 24.04.2015 N 117) на перевод спорного земельного участка из одной категории в другую.
Администрация Новосибирского района Новосибирской области и Первый заместитель председателя Правительства Новосибирской области разъясняли заявителю о порядке перевода земельного участка из одной категории в другую, а также порядок предъявления заявления о продлении действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в том числе, для целей перевода спорного земельного участка из одной категории в другую.
Перевод спорного земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в земли промышленности осуществлен не был. Земельный участок является смежным с границами населенного пункта пос. Тулинский.
18.07.2016 ООО "Клен и К" обратилось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением, в котором просило рассмотреть возможность предоставления земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:434 в аренду ООО "Клен и Н", а также рассмотреть возможность продления срока действия Постановления от 30.05.2013 N 2694-па.
28.07.2016 срок рассмотрения вышеуказанного заявления Администрацией Новосибирского района Новосибирской области продлен до 27.08.2016.
26.08.2017 по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:434 в аренду ООО "Клен и Н" администрацией Новосибирского района Новосибирской области принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка и продлении срока действия постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области от 30.05.2013 N 2694-па "О предварительном согласовании места размещения автомобильного предприятия и складских помещений ООО "Клен и Н", оформленное письмом N 1991/01-12.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предоставлении в аренду земельного участка не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и федеральными законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями законодательства, действующего в указанный период, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности был регламентирован положениями статей 22 - 34 ЗК РФ, действовавших до 01.03.2015.
Статья 29 ЗК РФ предусматривала, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (абзац первый пункта 8 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), вступившего в силу 01.03.2015, до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Поскольку Федеральным законом N 171-ФЗ статья 31 ЗК РФ признана утратившей силу с 01.03.2015, и с этого момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков, возможность предоставления земельных участков в порядке статьи 31 ЗК РФ, после 01.03.2015 не предусмотрена, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ.
Вместе с тем, в части 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ без проведения торгов, только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого до 01.03.2015.
Из материалов дела следует, что в отношении испрашиваемого земельного участка постановлением от 30.05.2013 N 2694-па был утвержден акт выбора земельного участка из земель государственной не разграниченной собственности.
При этом определено, что испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для строительства автомобильного предприятия и складских помещений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков в аренду должно соответствовать категории земель и виду разрешенного использования земельного участка.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 54:19:062303:434 образован из земель сельскохозяйственного назначения, имеет соответствующую категорию и вид разрешенного использования.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, в том числе земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77, 78 ЗК РФ.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
Соответственно, земельный участок указанной категории не может предоставляться для использования в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством.
Вместе с тем, заявителю предварительно согласован земельный участок для строительства автомобильного предприятия и складских помещений, которые являются промышленными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в том числе регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона N 172-ФЗ, в соответствии с пунктами 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Как следует из материалов дела, Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области давала свое согласие на перевод земельного участка из одной категории в другую.
Письмом от 21.05.2015 N 3822-14/38 Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области разъяснил заявителю о необходимости в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков определиться и предоставить департаменту уточнения с указанием вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного классификатором.
Заявителем в материалы дела представлена копия письма от 08.06.2015 N 8, адресованная главе Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о внесении изменений в согласие от 24.04.2015 N 117 о переводе земельного участка из состава одной категории в другую. При этом уточнения категории земельного участка в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области подано не было.
18.07.2016 заявитель обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением, на которое получил оспариваемый отказ от 26.08.2016.
Как следует из материалов дела, дальнейшая переписка ООО "Клен и Н" датирована после даты оспариваемого отказа.
Иных доказательств совершения действий по переводу категории земельного участка и изменения вида разрешенного использования в материалы дела не представлено.
Поскольку до приведения в соответствие индивидуальных характеристик земельного участка, предоставление такого земельного участка в аренду для заявленных целей невозможно, иное означало бы в нарушение положений действующего законодательства возможность нецелевого использования земельного участка, у администрации отсутствовали основания для предоставления земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:434 в аренду для размещения автомобильного предприятия и складских помещений. Кроме того, обществом испрашивался земельный участок не для целей использования его в сельскохозяйственном производстве, заявитель не осуществляет сельскохозяйственную деятельность.
В этой связи суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иная оценка заявителем жалобы представленных в материалы дела доказательств сама по себе обстоятельством, свидетельствующим о незаконности и необоснованности оспариваемого судебного акта, не является.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, не опровергают выводов суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены или изменения решения не имеется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы, по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22497/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клён и Н" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Клён и Н" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 26.03.2018 N 241.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
О.А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22497/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2018 г. N Ф04-4141/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "КЛЁН И Н"
Ответчик: Администрация Новосибирского района Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений Правительства Новосибирской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХ-ТУЛИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ