г. Киров |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А31-12316/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Пенсионного фонда - Пугачевой А.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Костромской области от 01.03.2018 по делу N А31-12316/2017, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области" (ИНН: 4414007390, ОГРН: 1024402234592)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) (ИНН: 4401216678, ОГРН: 1164401000026)
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области (ИНН: 4414009051, ОГРН: 1044469013621)
о признании частично недействительным решения и обязании возвратить денежные средства, перечисленные платежными поручениями от 05.09.2017 N 525229 и от 05.09.2017 N 525238,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области" (далее - ФКУ "ИК-3 УФСИН по Костромской области", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) от 09.08.2017 N 18 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части начисления штрафа, недоимки, пеней в отношении нарушений, связанных с обязательным медицинским страхованием, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области (далее - Инспекция, налоговый орган) возвратить ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Костромской области" денежные средства, перечисленные платежными поручениями от 05.09.2017 N 525229 и от 05.09.2017 N 525238 в указанной выше части.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 01.03.2018 заявленные требования ФКУ "ИК-3 УФСИН по Костромской области" удовлетворены. Суд признал недействительным решение Пенсионного фонда от 09.08.2017 N 18 в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 183 рублей 51 копейки, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 201 рубля 63 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 694 рублей 85 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 161 рубля 08 копеек, штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 036 рублей 70 копеек, штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 240 рублей 33 копеек.
Суд обязал Пенсионный фонд принять решение о возврате ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Костромской области" излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5 183 рублей 51 копейки, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1 201 рубля 63 копеек.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 01.03.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением требований законодательных или иных нормативных актов, не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, не подлежащими обложению страховыми взносами. Суммы выплат, не принятые к зачету Фондом социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Пенсионный фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Пенсионный фонд в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовал в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Костромской области, куда явился представитель Пенсионного фонда.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ФКУ "ИК-3 УФСИН по Костромской области" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Инспекция в отзыве на жалобу указала, что разрешение вопроса по апелляционной жалобе оставляет на усмотрение суда.
ФКУ "ИК-3 УФСИН по Костромской области" и Инспекция о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, ФКУ "ИК-3 УФСИН по Костромской области" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ФКУ "ИК-3 УФСИН по Костромской области" и Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом и Фондом социального страхования была проведена совместная выездная проверка в отношении ФКУ "ИК-3 УФСИН по Костромской области" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проведения совместной проверки, Фондом социального страхования не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 23 561 рубля 41 копейки (л.д. 29-32, 72).
Пенсионный фонд пришел к выводу, что данные выплаты после отказа Фонда социального страхования в возмещении изменили свой правовой статус пособия по социальному страхованию, необлагаемого страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, и приобрели статус выплат, связанных с трудовыми правоотношениями, в связи с чем, суммы не принятые к зачету Фондом социального страхования, включил в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Результаты проверки отражены Пенсионным фондом в акте от 30.06.2017 N 18 (л.д. 15-18).
09.08.2017 заместителем начальника Пенсионного фонда принято решение N 18 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 3 339 рублей 70 копеек. Указанным решением Учреждению предложено уплатить недоимку в общей сумме 16 698 рублей 50 копеек и начисленные пени в сумме 2 864 рублей 88 копеек (л.д. 12-14).
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Порядком выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, требования Учреждения признал обоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ.
В силу части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 названного Федерального закона; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
На основании пункта 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно статье 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования не были приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 23 561 рубля 41 копейки по листам нетрудоспособности, оформленным лечебным учреждением не надлежащим образом (л.д. 33-50).
При этом как Фондом социального страхования, так и Пенсионным фондом не оспариваются факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенных спорными листками нетрудоспособности, а также отсутствие доказательств недостоверности указанных листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболеваний у работников Учреждения. Претензии фондов связаны исключительно с неточностями в порядке заполнения спорных листков нетрудоспособности.
Факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный листками нетрудоспособности, и наличие у Учреждения обязанности назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам по спорным листам, Пенсионный фонд не опроверг, так же как и не содержится указаний на отсутствие страхового случая в оспариваемом решении.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, отказ страховщика в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется; факт непринятия к вычету расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Костромской области правомерно признал недействительным решение Пенсионного фонда от 09.08.2017 N 18 в оспариваемой части.
Требования, заявленные Учреждением к Инспекции, обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 01.03.2018 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе Пенсионного фонда взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 01.03.2018 по делу N А31-12316/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.