город Ростов-на-Дону |
|
16 августа 2018 г. |
дело N А32-13339/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представителя Задикян А.А. по доверенности от 23.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мелмур" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2018 по делу N А32-13339/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мелмур" к заинтересованному лицу Сочинская таможня о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 Коап РФ принятое в составе судьи Лукки А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мелмур" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сочинской таможни (далее - таможня) по делу об административном правонарушении N 10318000-264/2018 от 29.03.2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Решением суда от 09.06.18г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, объединив в одно производство рассмотрение заявлений об оспаривании:
- заявления об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10318000-326/2018 от 10.04.2018 года, вынесенное в отношении общества по ч. 1 ст. 19.7.13 Коап РФ.
-заявления об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10318000-264/2018 от 29.'03.2018,года, вынесенное в отношении общества по ч. 1 ст. 19.7.13 Коап РФ.
-заявления об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10318000-217/2018 от 13.03.2018 года дело N А32-11182/18, вынесенное в отношении общества по ч. 1 ст. 19.7.13 Коап РФ.
- заявления об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10318000-261/2018 от 29.03.2018 года, вынесенное в отношении общества по ч. 1 ст. 19.7.13 Коап РФ.
-заявления об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10318000-259/2018 от 29.03.2018 года, вынесенное в отношении общества по ч. 1 ст. 19.7.13 Коап РФ.
-заявления об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10318000-339/2018 от 10.04.2018 года, вынесенного в отношении общества по ч. 1 ст. 19.7.13 Коап РФ.
В своей апелляционной жалобе общество ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о его проведении извещено надлежащим образом, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате мониторинга автоматизированной системы анализа данных и поддержки принятия решений "Аналитика-2000" было установлено, что обществом была осуществлена поставка товаров в Республику Беларусь по договору от 01.07.2014 N 68 с датой отгрузки товаров со склада 17.08.2017 и датой принятия на учет товаров 01.09.2017.
Статистическая форма учета перемещения товаров на территорию Республики Беларусь за август 2017 года обществом представлена не была.
Согласно представленным документам дата отгрузки товара со склада общество - 17.08.2017 (товарно-транспортная накладная от 17.08.2017 N 757), что в соответствии с пунктом 7 Правил ведения влечет за собой обязанность представить СФ в таможенный орган не позднее 12.09.2017 включительно.
С учетом вышеизложенного, общество должно было направить в таможенный орган СФ с отчетным периодом за август 2017 года не позднее 12.09.2017 включительно, однако СФ не была представлена в таможню на момент обнаружения события административного правонарушения.
13.03.2018 г. по выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, состоящем в непредставлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, начальником отделения таможенной статистики таможни Шаховой С.В., в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом телеграммой от 06.03.18г. (л.д. 67), был составлен протокол N 10318000-264/2018.
29.03.2018 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и.о. заместителя начальника таможни Коптенко В.В. вынесено постановление N 10318000-264/2018 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не оспаривая совершение указанного административного правонарушения по существу, общество обратилось в суд с заявлением о признании совершенного правонарушения малозначительным.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для переоценки выводов суда, ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 19.7.13 Коап РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа.
В целях обеспечения полного и достоверного учета данных в торговле с третьими странами и во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов Таможенного союза соответствующей информацией для принятия решений в области торговой политики, было принято Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.), регулирующее отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза.
Согласно положениям ст. 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС в силу п. 3 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе и иных источниках информации.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о таможенном регулировании российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров. Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Закона о таможенном регулировании).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.15 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абз. 3 п. 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329). В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть, дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Абзац 1 п. 7 Правил N 1329 предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно п. 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно представленным документам дата отгрузки товара со склада общества - 17.08.2017 (товарно-транспортная накладная от 17.08.2017 N 757), что в соответствии с пунктом 7 Правил ведения влечет за собой обязанность представить СФ в таможенный орган не позднее 12.09.2017 включительно.
С учетом вышеизложенного, общество должно было направить в таможенный орган СФ с отчетным периодом за август 2017 года не позднее 12.09.2017 включительно, однако СФ не была представлена в таможню на момент обнаружения события административного правонарушения.
При этом вина и факт совершения административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков представления СФ в таможенный орган обществом полностью признается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обоснованности выводов таможни о нарушении обществом требований пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2016 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", статьи 104 Федерального закона N 311-ФЗ.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, самим обществом также не оспаривается.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Общество, не оспаривая факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, считает, что назначение административного штрафа не отвечает критериям справедливости и соразмерности, в связи с чем просит заменить наказание в виде штрафа на предупреждение, либо освободить общество от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Доводы общества о необходимости применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ отклоняются судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
Для применения положений данной статьи необходимо наличие одновременно всех признаков, а именно:
- юридическое лицо должно являться субъектам малого и среднего предпринимательства;
- административное правонарушение должно являться впервые совершенным;
- административное правонарушение должно быть выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение;
- при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Законом N 294-ФЗ, государственный контроль (надзор) определен как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
По смыслу приведенных положений закона, выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля было предусмотрено лишь при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении общества проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, а дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, при изучении им материалов дела об административном правонарушении в отношении общества достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Это исключает возможность применения к данному правонарушению положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Аналогичная позиция содержится в постановлении ВС РФ от 06.07.2017 N 9-АД17-11.
Общество не предприняло всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, что свидетельствует о его пренебрежительном отношении к требованиям публичного порядка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не установил наличия предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ основания для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Санкция ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ для юридических лиц за совершение данного правонарушения предусматривает наказание в виде административного штрафа от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, то есть, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, что соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.
Кроме того, как установлено судом, в производстве Арбитражного суда Краснодарского края находится несколько дел по заявлениям общества об оспаривании постановлений таможни о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не носят единичный характер.
Довод общества о малозначительности правонарушения не может быть признано обоснованным.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27.01.2003, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Приводимые в апелляционной жалобе обстоятельства в обоснование применения малозначительности (устранение допущенных ошибок); не являются исключительными в целях освобождения от административной ответственности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности. Несвоевременное предоставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров даже с нарушением в один день приводит к дестабилизации работы контролирующего органа, поэтому не может является малозначительным правонарушением.
Более того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, с учетом конкретных обстоятельств дела.
Ссылка на ходатайство об объединении дел в одно производство не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований. Более того, по каждому факту правонарушения, административным органом составлен протокол об административных нарушениях по ч. 1 ст. 19.7.13 Коап РФ по самостоятельным фактам правонарушений. Доказательства того, что судом первой инстанции допущены существенные процессуальные нарушения, влекущие невозможность объективного, всестороннего и правильного рассмотрения дела, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2018 по делу N А32-13339/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.