г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А56-45599/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Логиновым С.И.
при участии:
от заявителя: Ломако Ю.С. по доверенности от 28.05.2018
от заинтересованного лица: Альшанников Д.О. по доверенности от 29.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9415/2018) общества с ограниченной ответственностью "ТК Балтика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2017 по делу N А56-45599/2017 (судья Корушова И.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТК Балтика"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТК Балтика" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) от 16.06.2017 N 08-165, которым ООО "ТК "Балтика" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда от 01.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на отсутствие состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки 11.04.2017 в отношении ООО "ТК Балтика" согласно приказу "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" от 11.04.2017 N 221, в результате анализа деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представленных ООО "ТК Балтика" за 1, 2, 3, 4 кварталы 2016 года и 1 квартал 2017 года, в федеральном информационном ресурсе "База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртсодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - ФГИС "База данных деклараций"), информации содержащейся в ЕГАИС и данных сопроводительных документов представленных ООО "ТК Балтика", установлены нарушения требований статей 14, 26 Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) ответственность за нарушение которых квалифицирована административным органом по статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), а именно: нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте (акт от 30.05.2017).
02.06.2017 в отношении Общества составлен протокол N 08-165 об административном правонарушении, а 16.06.2017 Управлением вынесено постановление о привлечении ООО "ТК "Балтика" к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте. Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона N 171-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила N 380).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 380 учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"(далее - Правила N 1459).
В силу требований подпункта 1 пункта 4, подпунктов 14, 23 и 24 пункта 6 Правил N1459 организации, осуществляющие производство и (или) оборот продукции, обязаны фиксировать и передавать в ЕГАИС информацию об объемах (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции; а также сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека); сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку, которой маркирована реализованная алкогольная продукция.
В соответствии с абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что поставка алкогольной продукции ООО "ТК "Балтика" от ООО "ПСКОВОБЛТОРГ" зафиксирована в ЕГАИС, доказательств обратного Управлением не представлено, в связи с чем в действиях Общества в этой части состав административного правонарушения отсутствует.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1459 организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 5 Приказа N 149 утверждено Приложение N 5, содержащее формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приказ N 149):
- Заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации-поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом в нарушение вышеуказанных норм не зафиксирована в ЕГАИС поставка в адрес ООО "ПСКОВОБЛТОРГ" алкогольной продукции в объеме 27,8 тыс. дал, при этом вышеуказанный объем алкогольной продукции согласно представленных ТТН отражен ООО "ТК Балтика" в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в адрес ООО "ПСКОВОБЛТОРГ".
Вместе с тем в 4 квартале 2016 года Общество зафиксировало в ЕГАИС возврат алкогольной продукции в объеме 27,8 тыс. дал., в адрес ООО "ПСКОВОБЛТОРГ".
Доводы Общества о фиксации отгрузки в адрес ООО "ПСКОВОБЛТОРГ" в ЕГАИС с префиксом "ВОЗВРАТ" правомерно отклонены судом первой инстанции в связи с отсутствием доказательств наличия технического сбоя. Кроме того, Общество в нарушение пункта 24 Правил N 1459 данные о допущении в ЕГАИС искажений в результате технического сбоя в Управления не направило.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации-поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции
Согласно отчету об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сформированному в ЕГАИС за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 и данных ТТН установлено, что ООО "ТК Балтика" фиксирует сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной с нарушением установленного срока, а именно:
- ТТН от 30.08.2016 N Г/52585, дата фиксации ТТН в ЕГАИС 21.04.2017.
Согласно заявке о фиксации в ЕГАИС ООО "ТК Балтика" осуществило отгрузку алкогольной продукции по ТТН от 30.08.2016 N Г/52585 в адрес ООО "Гастроном" 30.08.2016., дата фиксации ТТН в ЕГАИС 21.04.2017.
Судом первой интенции обоснованно установлено, что ООО "ТК Балтика" осуществило отгрузку алкогольной продукции по ТТН от 30.08.2016 N Г/52585 в адрес ООО "Гастроном", произвело фиксацию в ЕГАИС и отозвало заявку. Следующая фиксация поставки осуществлена 21.04.2017, то есть с нарушением установленного законом срока.
Податель жалобы указывает, что полный отказ от принятия накладной в ЕГАИС без фактического возврата товара был произведен в результате ошибочных действий ООО "Гастроном", за что Общество нести ответственности не может.
Данный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку Общество имело возможность своевременно осуществить данную фиксацию в системе ЕГАИС.
Таким образом, судом первой инстанции обосновано установлено нарушение Обществом требований пункта 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149.
В соответствии с разделом 5.4.1 Приложения N 5 к приказу N 149 акт о списании продукции на прочие расходы представляется организациями по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, в течение рабочего дня после списания продукции.
Согласно пункту 3.2.5 Руководства пользователя ЕГАИС для учета в ЕГАИС данных о списании продукции на лабораторные исследования, на производственно-эксплуатационные и другие цели организациями, осуществляющими производство и (или) оборот продукции предназначен документ - "акт списания продукции на прочие расходы". Организация формирует документ, отправляет в управление, затем документ проходит проверку. В случае положительного результата проверки документ фиксируется в ЕГАИС и автоматически отправляется в федеральный центр управления и контроля Росалкогольрегулирования.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что, что в нарушение Приказа N 149 ООО "ТК Балтика" в 2016 году отсутствуют заявки о фиксации в ЕГАИС информации актов о браке продукции, актов списания продукции на прочие расходы.
ООО "ТК Балтика" представлены следующие акты списания за 2016 год:
- за 3 квартал 2016 года, акты списания от 01.07.2016 по 30.09.2016 с N 371 по N 563 в количестве 185 шт.;
- за 4 квартал 2016 года, акты списания от 03.10.2016 по 30.12.2016 с N 564 по N 741 в количестве 158 шт.
Довод Общества о том, что акты списания алкогольной продукции являются внутренними документами Общества, на основании которых ведется внутреннее расследование; оборот и хранение данной продукции Обществом не осуществляется, в связи чем данная продукция не подпадает под нормы, установленные разделом 5.4.1 Приложения N 5 к приказу N 149, подлежит отклолнению, поскольку основан на неправильном толковании норм права.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "ТК Балтика" не представило доказательств фиксации актов списания за 3 и 4 кварталы 2016 года.
Нарушений пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ судом первой инстанции не установлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований к порядку учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя и доказанности состава вмененного ему правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Размер назначенного Обществу обжалуемым постановлением штрафа проверен судом первой инстанции и признан соразмерным характеру совершенного административного правонарушения и его последствиям.
Апелляционный суд так же находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 декабря 2017 года по делу N А56-45599/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Балтика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.