г. Владивосток |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А24-1063/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-3407/2018
на решение от 02.04.2018
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-1063/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766) от 28.11.2017 N 403 ЛК/5-5ж;
при участии:
стороны не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно- коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - заявитель, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Камчатского края, Инспекция) от 28.11.2017 N 403 ЛК/5-5ж.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.04.2018 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, государственная жилищная инспекция Камчатского края обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что согласно данным, установленным в ходе проведения проверки температура теплоносителя не соответствовала установленным требованиям, а соответственно отсутствовала возможность выделения от радиаторов отопления необходимого количества Гкал для отопления жилого помещения. Полагает, что доказательств отсутствия получения тепла от других источников теплоснабжения в квартире не требуется, так как в ходе проведенной проверки установлено, что управляющей организацией не обеспечено выделение тепловой энергии от самой системы отопления (радиатор, теплоноситель), оплачиваемой проживающим в квартире лицом, которая и является основным источником отопления в квартире.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 35 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском.
28.11.2017 на основании приказа заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 24.11.2017 N 1806 ппл проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, пр-кт 50 лет Октября, д. 35, в ходе которой установлено, что температура поверхности приборов отопления в помещении жилой квартиры N 147 данного дома составила: (главный фасад) 1 секция + 19,7 °С - вверх, + 19,4 °С - низ; 11 секция + 19,8 °С - вверх, + 19,4 °С - низ; (торцевой фасад) 1 секция + 20,0 °С - вверх, + 19,9 °С - низ; 11 секция + 19,9 °С - вверх, + 19,6 °С - низ.
Результаты проверки оформлены актом от 28.11.2016 N 403 ЛК/4-5Ж.
28.11.2016 должностным лицом Инспекции выдано предписание N 403 ЛК/5-5ж, возлагающее на общество обязанность в срок до 19.01.2018 обеспечить в квартире N 147 надлежащий прогрев приборов отопления.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое предписание недействительным, суд первой инстанции обоснованно исходи из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения, возникшие между собственниками многоквартирного дома и обществом на основании заключенного договора управления по вопросу предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами, закрепленными в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 предусмотрено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Также, подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 в числе прочего установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Согласно пункту 15 раздела 6 Приложения N 1 к Правилам N 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18°С (в угловых комнатах +20°С); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31°С и выше) - в жилых помещениях - не ниже +20°С (в угловых комнатах - +22°С). При этом допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°С.
В соответствии с пунктом 4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении N 2 к названным санитарным правилам и составляют в холодный период года в жилой комнате 20-22°C (оптимальные) и 18-24°C (допустимые), соответственно.
Как верно установлено судом первой инстанции и зафиксировано в акте проверки, температура воздуха в проверяемой квартире составила +23,0°C. Этот показатель соответствует указанному нормативу, что имеет значение для определения качества оказанной услуги теплоснабжения.
Кроме того, судебная коллегия также исходит из следующего.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами технической эксплуатации, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Разделом 2 Правил N 170 определено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Пунктом 5.1.1 названных Правил предусмотрено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 5.1.3 Правил N 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
В силу пункта 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В силу пункта 5.2.3 Правил N 170 температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами. При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от ноля до пяти часов допускается снижать на 2-3 °С.
В приложении N 11 Правил N 170 установлен график качественного регулирования температуры воды в системах отопления, согласно которому температура воды в разводящих трубопроводах зависит от конструкции отопительного прибора, схемы подачи воды в прибор, текущей температура наружного воздуха, и различается на подаче и обратке. В зависимости от этих факторов, значение показателя температуры воды в системах отопления варьируется в пределах от 28°С до 81°С.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, в ходе проверки ГЖИ по Камчатскому краю не установила несоответствие температуры поверхности отопительных приборов нормативным требованиям. Измерения температуры отопительных приборов из 11 секций произведены только по 2-м из 11, по 9 секциям температура батарей и степень прогрева специальными приборами не производилась, в акте проверки и предписании результаты измерений не отражены. Указанное свидетельствует о недоказанности заинтересованным лицом наличия нарушений со стороны заявителя.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ признал оспариваемое предписание недействительным, в связи с чем доводы апелляционной жалобы инспекции подлежат отклонению.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на жилищную инспекцию судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы административного органа.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.04.2018 по делу N А24-1063/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.