г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А42-178/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Лойк Н.И., по доверенности от 16.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7886/2018) Комитета по тарифному регулированию Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2018 по делу N А42-178/2018 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению МУП "Водоканал-Ревда"
к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области
об оспаривании постановления в части штрафа
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал-Ревда" муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района (далее - заявитель, Предприятие, МУП "Водоканал-Ревда") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее - административный орган, Комитет, КТР Мурманской области) N 113 от 19.12.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб. в части размера назначенного административного штрафа.
Решением суда от 20.02.2018 оспоренное постановление изменено в части назначения наказания, штраф снижен до 75 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на систематическое нарушение заявителем законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами, а также непредставление Предприятием документов, подтверждающих тяжелое финансовое положение организации, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заедании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не служит препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Комитета на основании приказа КТР Мурманской области от 27.10.2017 N 97 (в редакции приказа от 24.11.2017 N 102), изданного с целью реализации ежегодного плана проведения проверок в соответствии с Планом на 2017 год (размещен на официальном сайте Комитета по адресу: http://tarif.gov-murman.ru/about/results/planproverok/ и в открытой части Портала Федеральной государственной информационной системы "Единый реестр проверок" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://proverki.gov.ru), в отношении Предприятия проведена проверка на предмет соблюдения МУП "Водоканал-Ревда" при осуществлении регулируемого вида деятельности обязательных требований, установленных законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов регулируемых тарифов на водоснабжение и водоотведение, правильности применения тарифов, а также соблюдения Стандартов раскрытия информации за 2015-2016 годы, в рамках которой Комитетом проведены мероприятия (перекрестная проверка) на соответствие и достоверность сведений, представляемых МУП "Водоканал-Ревда" согласно Стандартам раскрытия информации (уведомление Предприятия о раскрытии информации от 18.01.2017 N 36) и документам, представленным к материалам проверки (в том числе, представленные Предприятием бухгалтерская отчетность за 2015-2016 годы, а именно: бухгалтерский баланс на 31.12.2016 с отражением результатов деятельности за 2014-2016 годы, отчет о финансовых результатах за 2015-2016 годы), в ходе изучения которых административным органом установлены следующие обстоятельства:
1) в соответствии с представленными к материалам проверки платежными документами поставщиков услуг энергоснабжения за 2015 год (счета на оплату, акты приема-передачи), объем потребленной электрической энергии, средневзвешенная стоимость 1 кВтч и расходы на покупку электрической энергии, используемой в технологическом процессе, не соответствуют сведениям, указанным в Форме 2.7 Стандартов в рамках размещения информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации;
2) согласно информации, полученной от МУП "Водоканал-Ревда" (приложения к акту настоящей проверки) в рамках Стандартов раскрытия информации за 2015 год, отдельные показатели бухгалтерского баланса за 2015 год и отчета о финансовых результатах за 2015 год не соответствуют тем же показателям, представленным в рамках настоящей проверки, а именно:
- по показателям бухгалтерского баланса за 2015 год: запасы, дебиторская задолженность, итого по разделу II, баланс, целевые средства, нераспределенная прибыли (непокрытый убыток), кредиторская задолженность, итого по разделу V, баланс;
- по отдельным показателям отчета о финансовых результатах за 2015 год: выручка, валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток).
Результаты проверки отражены в соответствующем Акте N 9 от 30.11.2017.
Установив, что в хозяйственной деятельности Предприятия за 2015 и 2016 годы выявлены нарушения обязательных требований законодательства, выраженные в недостоверности предоставленных сведений, содержащихся в таблицах и формах к Стандартам раскрытия информации за 2015 год и сведений, предоставленных к материалам проверки (бухгалтерский баланс за 2015 год по фактическим показателям; отчет о финансовых результатах за 2015 год по фактическим показателям; форма 2.7 "Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (факт 2015 год)" в соответствии со Стандартами раскрытия информации, 12.12.2017 главным специалистом административно-правового отдела Комитета, в присутствии законного представителя Предприятия, в отношении МУП "Водоканал-Ревда" составлен протокол N 113 об административном правонарушении по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
19.12.2017 постановлением Комитета N 113 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа в части размера назначенного административного штрафа и прося о его снижении, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности МУП "Водоканал-Ревда" является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
Постановлениями Комитета от 17.12.2014 N 60/3 и от 15.12.2015 N 56/20 "О внесении изменений в Постановление Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 17.12.2013 N 60/3 в связи с корректировкой ранее установленного тарифа МУП "Водоканал-Ревда" на 2016 год" Предприятию установлены индивидуальные тарифы на услуги, оказываемый в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 и 2016 год, в связи с чем МУП "Водоканал-Ревда" признается организацией, осуществляющей деятельность по водоснабжению и водоотведению, и к нему применимы положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Закон N 416-ФЗ регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 статьи 1 Закона N 416-ФЗ).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Мурманской области от 24.06.2015 N 265-ПП "Об утверждении положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области" (далее - Положение N 265-ПП) КТР Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6, утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Стандарты).
Пунктом 1 Стандартов определено, что настоящий документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации), а также органами регулирования тарифов.
В силу подпункта "а" пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае если регулируемая организация осуществляет несколько видов деятельности, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии с настоящим документом, информация по каждому виду деятельности раскрывается отдельно (пункт 12 Стандартов).
В соответствии с пунктом 13 Стандартов перечень информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, является исчерпывающим.
Подпунктом "е" пункта 14 Стандартов установлено, что регулируемой организацией подлежит раскрытию информация: о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
В силу пункта 21 Стандартов информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения содержит сведения:
а) о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала;
б) о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала;
в) о количестве заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин), в течение квартала;
г) о резерве мощности централизованной системы холодного водоснабжения в течение квартала.
Информация, указанная в пункте 21 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация (пункт 32 Стандартов).
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение требований органа, осуществляющего контроль в сфере регулирования цент (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, Предприятием, для возможности проведения проверки в отношении хозяйственной деятельности МУП "Водоканал-Ревда" за 2015 и 2016 год, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов регулируемых тарифов на водоснабжение и водоотведение, правильности применения тарифов, а также соблюдения Предприятием Стандартов, МУП "Водоканал-Ревда", в том числе представлены: бухгалтерский баланс на 31.12.2016, с отражением результатов деятельности за 2014-2016, отчет о финансовых результатах за 2015-2016 годы, информация, подлежащая раскрытию, организациями, осуществляющими холодное водоснабжение в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Согласно представленной Предприятием "Информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими холодное водоснабжение" по форме 2.7 "Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (факт 2015), Предприятием отражены следующие сведения:
1) выручка от регулируемой деятельности (тыс. руб.): 15234,83;
2) себестоимость производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности (тыс. руб.) 17329,7, включая:
а) расходы на оплату холодной воды, приобретаемой у других организаций для последующей подачи потребителям;
б) расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), используемую в технологическом процессе (с указанием средневзвешенной стоимости 1кВтч), и объем приобретения электрической энергии: 8450,5 тыс. руб., 4,00 руб./кВтч, 2111 тыс. кВтч.
При проверке представленных Предприятием документов: договор энергоснабжения с АО "КолАтомЭнергоСбыт" N 512108187 от 02.02.2015 с приложениями, платежные документы (счета на оплату, акты приема-передачи по договору энергоснабжения) за потребленную объектами Предприятия электрическую энергию за период с февраля 2015 года по декабрь 2016 года, Комитетом установлено, что:
1) исходя из совокупности показателей согласно счетам на оплату услуг энергоснабжения за 2015 года: - расходы на покупаемую электрическую энергию, используемую в технологическом процессе, фактически составили: 9 204 212,70 руб.; - показатель средневзвешенной стоимости составил: 3,39 руб. /кВтч; - объем приобретения электрической энергии - 2 715 421 руб.
2) согласно совокупности сведений, изложенных в счетах на оплату услуг энергоснабжения за 2015 год (по точке учета N 5831502): - расходы на покупаемую электрическую энергию, используемую в технологическом процессе, фактически составили: 6 542 230,18 руб.; - показатель средневзвешенной стоимости составил: 3,42 руб. /кВтч; - объем приобретения электрической энергии - 1 911 936 руб.
Кроме того, при проверке представленных Предприятием документов Комитетом установлено, что в рамках Стандартов раскрытия информации за 2015 год отдельные показатели бухгалтерского баланса за 2015 год, отчет о финансовых результатах за 2015 год не соответствуют тем же показателям, представленным в рамках проведенной проверки.
Комитетом установлено (в частности, при проверке сведений, содержащихся на официальном сайте Предприятия "мупводоканалревда.рф", о бухгалтерском балансе за 2015 год) и заявителем не оспаривается, что Предприятие допустило нарушение обязательных требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), путем представления недостоверных сведений, содержащихся в таблицах и формах к Стандартам раскрытия информации за 2015 год и сведений, предоставленных к материалам проверки (бухгалтерский баланс за 2015 год по фактическим показателям; отчет о финансовых результатах за 2015 год по фактическим показателям; форма 2.7 "Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (факт 2015 год)" в соответствии со Стандартами раскрытия информации, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя события вмененного правонарушения.
Доказательств того, что у Общества имелись объективные препятствия для недопущения нарушений законодательства, не установлено, в связи с чем его вину (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состав вмененного правонарушения следует считать установленными.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Вместе с тем суд первой инстанции, учтя справки ПАО "Сбербанк" по состоянию на 15.01.2018 об отсутствии денежных средств и наличии картотеки на расчетных счетах, представленные заявителем в качестве доказательств тяжелого финансового положения, приняв во внимание характер и степень общественной опасности конкретного деяния, осуществление заявителем социально значимого вида деятельности, принципы справедливости и соразмерности наказания, снизил размер назначенного штрафа до 75 000 руб. По мнению суда апелляционной инстанции, указанный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, индивидуализации наказания, соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Вопреки мнению Комитета, снижение судом штрафа не было произвольным, а мотивировано надлежащими суждениями по исследованным доказательствам. Несогласие Комитета, основанное на субъективном мнении, с оценкой суда не служит основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2018 по делу N А42-178/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.