г. Москва |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А40-249574/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: |
Е.В. Пронниковой, С.Л. Захарова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО УК "Свиблов ГРАД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2017 года по делу N А40- 249574/2016, принятое судьей Сизовой О.В. (84-2173)
по заявлению ООО УК "Свиблов ГРАД" (ОГРН 1087746440396)
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве; Территориальному отделу Роспотребнадзора по г.Москве в СВАО
о признании незаконными и отмене постановления и предписания
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчиков: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО УК "Свиблов ГРАД" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве, Территориальному отделу Роспотребнадзора Новгородской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления N 30-01902 и предписания N 30-11/2-823 от 08.11.2016.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2017 производство по делу N А40-249574/2016 в части требований о признании незаконным и отмене постановления N 30-01902 от 01.12.2016 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ прекращено. В удовлетворении заявленных требований Общества о признании незаконным и отмене Предписания об устранении выявленных нарушений санитарных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 08.11.2016 N 30-11/2-823 отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО УК "Свиблов ГРАД" подало апелляционную жалобу.
ООО УК "Свиблов ГРАД" в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Бабушкинского районного суда г. Москвы от 18.04.2017 по делу N 12-947/2017 об отмене постановления о назначении административного наказания.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2017 года по делу N А40-249574/2016 было приостановлено производство по делу N А40-249574/2016 до вступления в законную силу судебного акта по делу N 12-947/2017, поскольку судом было установлено, что обстоятельства, которые будут установлены судебным актом по указанному делу, будут иметь преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 17.11.2017 по делу N 12-1912/2017 постановление от 01.12.2016 по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК "Свиблов град" по ст. 6.5 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба ООО "УК "Свиблов град" - без удовлетворения, при этом суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 производство по делу N А40-249574/16 возобновлено.
Представители сторон надлежащим образом, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора, в связи с поступившим обращением гражданина на несоответствие питьевой воды техническим и санитарным нормам, в соответствии с положениями Федерального закона РФ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", сделан запрос юридическому лицу о представлении информации по факту обращения жителя, в том числе была запрошена Программа производственного контроля качества питьевой воды и горячей воды, а также протоколы инструментальных измерений температуры воды.
На основании полученных сведений в отношении ООО УК "Свиблов ГРАД" вынесено Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки N 02-30- 00660 от 17.10.2016 г.
Как следует из Письма ООО УК "Свиблов ГРАД", затребованные документы у юридического лица отсутствуют.
При проведении проверки выявлено, что в ООО УК "Свиблов ГРАД" отсутствует Программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды, отсутствуют протоколы лабораторно-инструментальных исследований, испытаний качества воды, проводимых в целях производственного контроля качества питьевой, горячей воды, что является нарушением: ст.11. 19. 29. 32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". 1.5. 2.4. 2.6, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п.п. 1.3. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", п. 5 "Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" (утв. постановлением Правительства РФ от 06 января 2015 г. N 10).
По результатам проверки составлен Акт проверки от 08.11.2016 г. N 02-30-00660.
На основании выявленных нарушений, 08.11.2016 г. ООО УК "Свиблов ГРАД" выдано Предписание N 30-11/2-823, в соответствии с которым, Обществу предписано:
1. Разработать и утвердить Программу (план) производственного контроля качества и безопасности питьевой воды и горячей на предприятии.
Согласовать программу с территориальным органом, осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
2. Обеспечить проведение аккредитованной организацией лабораторного исследования питьевой воды и горячей, в рамках проведения производственного контроля.
Представить копии протоколов и экспертных заключений по результатам проведения лабораторного исследования, испытания воды, осуществляемого в рамках проведенного производственного контроля и по обращениям граждан.
Не согласившись с оспариваемым предписанием Общество, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ N 416), предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Частью 3 статьи 1 ФЗ N 416, установлено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 32 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (часть 1); производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 2); лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (часть 3).
Согласно пункту 2 статьи 25 ФЗ N 416 производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
В силу пункта 6 статьи 25 указанного Закона, программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды. Порядок осуществления производственного контроля качества горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 25 ФЗ N 416).
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (утв. постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10) устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение.
В пп.5,7,17,19 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (утв. постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10) указано: Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
Отбор проб воды осуществляется организацией. осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.
Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требовали санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и саннтарно- эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п.2.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий", производственный контроль включает: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Согласно пп. "в" п.4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах).
Согласно ст.2.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.
Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
Согласно ст.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В пункте 4 статьи 2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения.
В пункте 5 данной статьи определено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды.
В силу пункта 27, 29 ст. 2 Закона N 416-ФЗ централизованная закрытая система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно пунктам 15, 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), закреплено понятие централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которыми является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Согласно указанной норме внутридомовые инженерные системы - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети) и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 определено, что горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм закона и обстоятельств дела, Общество, как управляющая компания, эксплуатирующая систему водоснабжения, обязано осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать соответствующую производственную программу.
Учитывая изложенное, предписание N 30-11/2-823 от 08.11.2016 соответствует закону.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) не установлена, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2017 года по делу N А40- 249574/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.