г. Хабаровск |
|
07 июня 2018 г. |
А73-18794/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Брагиной Т.Г., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Оборонэнерго": Данилова Е.Н., представитель по доверенности от 29.12.2017 N 3/2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 27.03.2018
по делу N А73-18794/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей А. Г. Калашниковым
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Акционерному обществу "Оборонэнерго"
о взыскании задолженности в сумме 5 192 руб. 10 коп.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с Акционерного общества "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", ответчик) задолженности по оплате фактически оказанных услуг теплоснабжения за апрель-май 2017 года в сумме 5 192 руб. 10 коп. согласно корректировочным счетам-фактурам за указанный период.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.03.2018 в иске было отказано.
В апелляционной жалобе, поданной в Шестой арбитражный апелляционный суд, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит решение суда об отказе в иске о взыскании задолженности в размере 5 192, 10 руб. отменить. По мнению заявителя, судом сделан неверный вывод о том, что истцом необоснованно применен тариф в размере 2 849,84 руб. за 1 Гкал/ч (без НДС). Приводит доводы о томи, что отсутствие утвержденного тарифа для истца на тепловую энергию не может освобождать потребителя от исполнения обязательств по оплате фактически принятой тепловой энергии. Ссылается на письмо Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, в котором указано на правомерность применения установленного ему тарифа с момента фактического оказания услуг теплоснабжения в 2017 году, в связи с чем ответчику были направлены корректировочные счета-фактуры.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Оборонэнерго" возражает против доводов заявителя жалобы, полагая их несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Истец в заседание суда не явился, уведомлен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Жалоба рассматривается без участия представителя истца, согласно статье 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец в период апрель-май 2017 года поставил тепловую энергию для нужд отопления на объекты ответчика, расположенные на территории Амурской области.
Письмом от 14.09.2017 N 370/ЖЭ(К)О/N3/6/1744 ответчику направлены корректирующие счета-фактуры за апрель-май 2017: от 01.07.2017 N 0000-018870, от 01.08.2017 N 0000-018870, от 01.07.2017 N 0000-019407 на сумму 5 192,10 руб.
16.10.2017 ответчику была вручена претензия от 10.10.2017 N 370/ЖЭ(К)О/3/6-2269 об уплате задолженности по оплате стоимости тепловой энергии за период апрель-май 2017 года в размере 5 192 руб. 10 коп. Согласно почтовому уведомлению, претензия вручена ответчику 16.10.2017.
Поскольку задолженность не погашена, претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
В силу части 4 статьи 154, части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулированию подлежат, в том числе следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении, потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами с 01.04.2017 переданы в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Во исполнение указанного приказа ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет подачу тепловой энергии, в том числе и на объекты АО "Оборонэнерго", расположенные на территории Амурской области.
Актами приема-передачи Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации передал с 01.04.2017 в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России необходимые для осуществления теплоснабжения объекты теплового хозяйства (тепловые сети, котельные, сети теплоснабжения).
Договор теплоснабжения между сторонами не был заключен ввиду отказа АО "Оборонэнерго" от его заключения со ссылкой на отсутствие установленных тарифов для ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Как установлено выше, в спорный период в отсутствие договора истец оказывал услуги теплоснабжения на объекты ответчика.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.02.2018 по делу А73-14883/2017 с акционерного общества "Оборонэнерго" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ взыскан основной долг за потребленную в период апрель - май 2017 года тепловую энергию в сумме 113 211 руб. 38 коп.
Ввиду отсутствия утвержденного в установленном порядке тарифа на услуги ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, при расчете задолженности за указанный период истец применил тариф на тепловую энергию, установленный Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.12.2016 N 177-пр/т для потребителей АО "ГУ ЖКХ" в Амурской области в размере 2 849,84 руб. за 1 Гкал/ч (без НДС), действующий с 01.01.2017 по 30.06.2017, то есть в спорный период.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25.07.2017 N 71-пр/т для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в Амурской области установлены тарифы на тепловую энергию на 2017 год с календарной разбивкой.
Тариф установлен в размере 2 980, 54 руб./Гкал (без НДС) с 25.07.2017 по 31.12.2017.
Истец считая, что поскольку фактически теплоснабжение объектов осуществлялось с 01.04.2017, а тариф утвержден только с 25.07.2017, произвел корректировку расчета потребленной за апрель-май 2017 года тепловой энергии, и письмом от 14.09.2017 N 370/ЖЭ(К)О/N3/6/1744 направил ответчику корректировочные счета-фактуры за данный период на сумму 5 192 руб. 10 коп., требование о взыскании которой в судебном порядке является предметом настоящего спора.
При разрешении спора, суд правомерно руководствовался перечисленными нормативными актами в области регулирования правоотношений по теплоснабжению, включая регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
В соответствии с пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (Правила N1075), предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год и вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года.
В силу подпункта "в" пункта 7 Правил N 1075, действие этого пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
Из материалов дела не установлено, что в отношении истца ранее осуществлялось регулирование тарифов на теплоснабжение.
При этом, как верно указано судом, в соответствии с пунктом 37 Правил N 1075, решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
В связи с чем, с учетом пункта 37 Правил N 1075 суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения к спорному периоду утвержденного Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25.07.2017 N 71-пр/т тарифа тепловой энергии, признав необоснованным перерасчет за тепловую энергию, потребленную ответчиком в период с апреля по май 2017 года с применением тарифа, утвержденного на последующий период регулирования.
Учитывая, что истец не обоснованно применил не действующий в спорный период тариф, и заявленные требования не основаны на нормах действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27.03.2018 по делу N А73-18794/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.