г. Санкт-Петербург |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А56-30120/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Барминой И.Н., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.,
при участии:
от истца: Мурашко М.А., служебное удостоверение,
от ответчика: 1) не явился, извещён, 2) Шустова Ю.Н., по доверенности от 27.12.2017,
от третьего лица: Маслов И.И, по доверенности от 23.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17282/2018) Прокуратуры Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2018 по делу N А56-30120/2018 (судья Кротов С.М.), принятое
по иску
Заявитель: Заместитель прокурора Ленинградской области
Истец: Муниципальное образование Сосновоборского городского округа Ленинградской области в лице уполномоченного органа - Администрации муниципального образования Сосновоборского городского округа
Ответчики: 1. Индивидуальный предприниматель Зотова Тамара Вадимовна,
2. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области,
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
о признании недействительным договора аренды от 31.05.2017 N 52ар/2017;
об обязании возвратить помещения,
установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области в интересах публично-правового образования - муниципального образование Сосновоборского городского округа Ленинградской области в лице уполномоченного органа - Администрации муниципального образования Сосновоборского городского округа обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Зотовой Тамаре Вадимовне и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области о признании недействительным договор аренды от 31.05.2017 N 52ар/2017 и применении последствий недействительности сделки, обязав возвратить помещения общей площадью 92,5 кв.м.: часть помещения кадастровый номер 47:15:0101008:768 общей площадью 13,4 кв.м и помещения кадастровый номер 47:15:0101008:770 общей площадью 79,1 кв.м.
Определением суда от 20.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Решением от 16.05.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Заместитель прокурора Ленинградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
От истца, УФАС поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель третьего лица поддержал правовую позицию подателя жалобы.
Представитель ответчика 2 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Ответчик 1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сосновоборского городского округа на основании договора аренды от 31.05.2017 N 52ар/2017 помещения общей площадью 92,5 кв.м.: часть помещения с кадастровым номером 47:15:0101008:768 общей площадью 13,4 кв.м. и помещения с кадастровым номером 47:15:0101008:770 общей площадью 79,1 кв.м., предоставлены индивидуальному предпринимателю Зотовой Т.В. для осуществления предпринимательской деятельности.
Муниципальная преференция в виде заключения договора аренды нежилого помещения без проведения торгов предоставлена индивидуальному предпринимателю на основании постановления администрации Сосновоборского городского округа от 29.05.2017 N 1113 в соответствии с муниципальной программой "Стимулирование экономической активности малого и среднего предпринимательства в Сосновоборском городском округе на 2014-2020 годы" утвержденной постановлением администрации от 06.02.2015 N 362.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что помещения общей площадью 92,5 кв.м.: часть помещение с кадастровым номером 47:15:0101008:768 общей площадью 13,4 кв.м. и помещение с кадастровым номером 47:15:0101008:770 общей площадью 79,1 кв.м., в Перечень имущества муниципального образования Сосновоборского городского округа (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) не включены. Следовательно, предоставление названных помещений с использованием муниципальной преференции должно осуществляться с получением предварительного согласия антимонопольного органа, однако, такое согласие органом местного самоуправления получено не было.
Ссылаясь на то, что спорный договор не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, является недействительным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьёй 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Передача во временное владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества в силу ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) возможна исключительно по результатам торгов, за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции.
Одним из исключений из общего правила предоставления имущества по результатам торгов является предоставление имущества в порядке оказания государственной помощи (преференции).
Порядок предоставления государственных преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции и предусматривает получение предварительного согласия антимонопольного органа, необходимость использования предоставленного во временное владение и пользование имущества исключительно в целях, установленных п. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.
Одной из таких целей предоставления является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утверждать соответствующие перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 18). Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4.1 ст. 18).
В Санкт-Петербурге указанный порядок установлен Законом Санкт-Петербурга от 02.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".
10.02.2015 и 19.05.2015 администрация Сосновоборского городского округа обратилась в ФАС с заявлениями о предоставлении муниципальной преференции ИП Стеновому И.Б. и ООО "ИЛТиП". По данным заявлениям ФАС были вынесены решения от 23.03.2015 N 11/П и от 10.06,2015 N 18/П, в которых указано, что "в связи с наличием у администрации программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 06.02.2015 N 362 "О внесении изменений в постановление администрации Сосновоборского городского округа от 01.10.2013 N 2464 "Об утверждении муниципальной программы "Стимулирование экономической активности малого и среднего предпринимательства в Сосновоборском городском округе на 2014-2020 годы", определяющее условия и порядок оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, администрация может без согласия антимонопольного органа предоставить испрашиваемое имущество в качестве муниципальной преференции".
Постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 01.10.2013 N 2464 (с изменениями) утверждена муниципальная программа "Стимулирование экономической активности малого и среднего предпринимательства в Сосновоборском городском округе на 2014-2020 годы". Согласно разделу "Содействие в доступе к материальным и финансовым ресурсам субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства",: предусматривается имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которая заключается в предоставлении в аренду помещений в соответствии с постановлением администрации от 29.12.2008 N 1901 "Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Сосцовоборский городской округ и свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных нрав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (с последующими изменениями); административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению объектов муниципального нежилого фонда во временное владение и (или) пользование, утвержденным: постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 13.10.2010 N 2100 (с последующими изменениями); административным регламентом о предоставлении земельных участков в аренду, утвержденным постановлением от 08.08.2011 N 1417 (с последующими изменениями): административным регламентом о предоставлении земельных участков и собственность под зданиями, строениями, сооружениями, утвержденным постановлением от 21.07.2011 N 1240 (с последующими изменениями).
В соответствии с ч.4 ст. 18 Закона 209-ФЗ, органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
В соответствии с Законом N 209-ФЗ, с учетом рекомендаций Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 N 645 (ред. от 01.12.2016) "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества", постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 15.03.2017 N 639 утвержден Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (да исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). В частности, в указанном Порядке формирования перечня указано, что имущество, включенное в Перечень, предоставляется на торгах, а также в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Постановление администрации от 29.12.2008 N 1901 "Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Сосновоборский городской округ и свободного от нрав третьих лиц (за исключением i имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том -числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства" утратило силу в соответствии с постановлением администрации от 1.5.07.2016 N 1684 "Об утверждении Перечня имущества, муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого, и среднего предпринимательства)".
При этом, в постановлении администрации от 29.12.2008 N 1901 было указано только то, что имущество, включенное в Перечень, не может быть передано во владение и (или) в пользование юридическим и физическим лицам, не относящимся в соответствии с Законом N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время Перечень утвержден постановлением администрации от 16.09.2016 N 2198 (с изменениями и дополнениями).
В постановлениях об утверждении Перечня или о внесениях в него изменений и дополнений указание на то, что преференции предоставляются только в отношении имущества, включенного в Перечень, отсутствует.
Требование о включении в перечень имущества, планируемого к передаче в аренду субъекту малого или среднего предпринимательства, законодательством РФ не установлено. Для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства муниципальной преференции в виде предоставления без торгов имущества, не включенного в Перечни, в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, не требуется предварительное согласование с антимонопольным органом.
При таких условиях суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2018 по делу N А56-30120/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.