г. Москва |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А40-208720/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
УФС Государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2018 по делу N А40-208720/17, принятое судьей В.В. Дудкиным,
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к УФС Государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: Балюк Н.Н. по дов. от 07.04.2017;
от ответчика: Петрова Т.А. по дов. от 21.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК "ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, напрвленное уведомлением от 22.08.2017 г. N 77/007/225/2017-2008, 2009,2010, 2011, 2012, 2013, 2014 о приостановлении государственной регистрации права собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на Резервуар V=2*250 м3 (кадастровый номер 77:07:0012006:5251), расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 45А.
Решением от 26.03.2018 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Приказ Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 N 325 ПС 500 кВ "Очаково" N 214 (Подстанция) отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В целях эксплуатации подстанции ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет реконструкцию подстанции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ".
Заявитель пояснил суду, что в ходе реконструкции образовались новые объекты капитального строительства. В целях государственной регистрации права собственности на вновь образованные в ходе реконструкции Подстанции объекты. 09 августа 2017 года ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с заявлением N 77/007/225/2017-2008 о регистрации права собственности на объект - Резервуар V=2*250 м3.
В соответствии с Уведомлением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 государственная регистрация права собственности была приостановлена до 21.11.2017 на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о регистрации), в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
В соответствии с уведомлением, заявленный объект недвижимости - Резервуар V=2*250 м3- расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13. В отношении вышеуказанного земельного участка оформлен договор аренды от 11.05.1995. Согласно Договору аренды, вышеуказанный договор предоставлен для эксплуатации электрической подстанции N 214, а не для целей строительства. В связи с чем, Управление не вправе осуществить заявленные регистрационные действия.
Не согласившись с оспариваемым решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
Довод апелляционной жалобы о том, что по договору аренды земельный участок предоставлен для эксплуатации электрической подстанции N 214 и благоустройства территории, а не для целей строительства, не принимается апелляционным судом, ввиду следующего.
Во-первых, Договор аренды земельного участка (приложение 2 к заявлению N УД-6178). Земельный участок предоставлен по договору аренды земель в г. Москве от 11.05.1995 N М-07-002231 в адрес АООТЭиЭ "Мосэнерго".
В соответствии с договором купли-продажи ПС 500 кВ "Очаково" N 214 от 20.12.2013 N ДКП/07-13/ПС-Очаково/208-2013 подстанция куплена ОАО "ФСК ЕЭС".
На основании ст. 552 Гражданского кодекса и ст. 35 Земельного кодекса, между Департаментом городского имущества города Москвы и ОАО "ФСК ЕЭС" было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по Договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС" с момента государственной регистрации права собственности на подстанцию, с 07.02.2014. Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию, о чем сделана регистрационная запись N 77-77-07/014/2014-390 (приложение 4 к заявлению УД-6178).
При размещении объекта - Резервуар У=2*250 м1 - расширения земельного участка не требовалось. Размещение выполнено в рамках существующего земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13. В соответствие с проектной документацией, прошедшей положительное заключение государственной экспертизы N 1641-15/ГГЭ-8736/02 (приложение 12 к заявлению УД-6178). расширение земельного участка не предусматривалось, раздел 2.2.2 содержит сведения о градостроительном плане земельного участка, раздел 4.2 содержит описание технической части проектной документации и включает в себя Резервуар У=2*250 м3.
В соответствии с Договором аренды, Подстанция 500 кВ "Очаково" размещена на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, площадью 148 816 кв. м.
В соответствии с особыми условиями договора, "Участок предоставлен без права изменения функционального назначения использования территории. Часть участка площадью 293 (двести девяносто три) кв. м. за красными линиями застройки предоставляется без права капитального строительства" - 0,2% от площади арендуемого земельного участка. Следовательно, участок площадью 148 668 кв. м. может быть использован в целях капитального строительства.
Таким образом, возведение Резервуара V=2*250 м выполнено с соблюдением особых условий договора, что не оспаривается заинтересованным лицом.
Во-вторых, Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2016 N 499-ПП утвержден проект планировки части территории производственной зоны N 37 "Северное Очаково" (приложение 5 к заявлению N УД-6178). В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса проект планировки территории является видом документации по планировке территории. В отзыве Росреестра цитируется, что на стр. 2 Проекта планировки предусмотрено строительство административно- складского объекта и реконструкция ПС 500 кВ "Очаково".
Правительство Москвы, утверждая проект планировки территории является Арендодателем по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13.
Таким образом, между Арендодателем и Арендатором было достигнуто соглашение о возможности проведения реконструкции ПС 500 кВ "Очаково" и правовой режим земельного участка, его функциональное назначение позволяют осуществить реконструкцию.
Градостроительный план земельного участка, на котором расположена подстанция "Очаково".
В соответствии со ст. 57.3 ГрК РФ Градостроительный план выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. В соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса Градостроительный план не является перечнем объектов капитального строительства, подлежащих размещению на данном земельном участке.
Таким образом, довод Управления о том, что в Градостроительном плане прямо указаны объекты, строительство которых предполагается и отсутствует Резервуар V=2*250 м° неправомерен.
В Градостроительном плане Земельного участка от 05.03.2015 N К.Ш6000-014505 (приложение 7 к заявлению УД-6178), подготовленным комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы в пункте 2.1 содержится информация о разрешенном использовании земельного участка.
Основным видом разрешенного использования земельного участка установлено энергетика (6.7).
Вспомогательными видами разрешенного использования объектов капитального строительства установлены виды использования, технологически связанные с основными видами использования объектов капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее -Классификатор). Наименование вида разрешенного использования земельного участка - энергетика (6.7) - предусматривает размещение объектов электросетевого хозяйства, к которым относится Подстанция (абз.Ю ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Термин "размещение объекта" предусматривает его строительство, реконструкцию и эксплуатацию (подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса).
Размещение Резервуара V=2*250 м3 на Подстанции предусмотрено мероприятиями по охране окружающей среды, мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности и промышленной безопасности (разделы 4.8. 4.9 и 4.11 соответственно, положительного заключения государственной экспертизы N 1641-15/ГГЭ-8736/02, приложение 12 к заявлению УД-6178). В процессе реконструкции на Подстанции размещена группа шунтирующих реакторов 500 кВ, непосредственно участвующих в процессе передачи электрической энергии и работающих с использованием трансформаторного масла. Трансформаторное масло является горючей жидкостью. По степени воздействия на организм человека относится к четвертому классу опасности в соответствие с требованиями ГОСТ 12.1.007.
Для пожаротушения площадки с реакторами подводится водопровод. Противопожарное водоснабжение реакторов осуществляется из двух пожарных резервуаров объемом по 250 м3. Из резервуара вода противопожарным насосом подается на камеру переключения задвижек и далее сухотрубами на реакторы.
Таким образом, создание объекта - Резервуар V=2*250 м3 - относится к мероприятию по охране окружающей среды, по обеспечению противопожарной и промышленной безопасности Подстанции и технологически связано с основным видом использования Подстанции - передачей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Градостроительного плана земельного участка от 05.03.2015 N КШ6000-014505 максимальный процент застройки в границах земельного участка установлен следующим образом: для существующих зданий -предельная застроенность по существующему положению; для объектов нового строительства - предельная застроенность не установлена. Следовательно, Градостроительным планом земельного участка ограничений по строительству объектов не установлено.
В-четвертых, дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 01.06.2011, подтверждающее, что ранее Арендатор обязывался Арендодателю обеспечить доступ третьему лицу в целях проведения работ по реконструкции (по перекладке инженерных сетей (подземный кабель) в соответствии с действующим законодательством РФ и города Москвы (приложение 1 к возражениям на отзыв).
Согласно пункту 1 статьи 431 Гражданского Кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой статьи 431 ГК РФ, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Таким образом, между Арендодателем и Арендатором было достигнуто соглашение о возможности проведения реконструкции и правовой режим земельного участка, его функциональное назначение позволяют осуществить реконструкцию.
По доводам апелляционной жалобы относительно разграничения терминов строительство и реконструкция, необходимо отметить следующее.
Существенное значение имеет существование объекта ПС-500 кВ "Очаково" с 1961 года.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на подстанцию 500 кВ Очаково выдано 07.02.2014 (приложение 3 к заявлению УД-6178). Данный документ подтверждает, что объект - ПС 500 кВ Очаково существовал ранее и был куплен ПАО "ФСК ЕЭС" в 2014 году.
Приказ Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 N 325 подтверждает, что ПС 500 кВ "Очаково" N 214 отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети как единый объект. Данный приказ подтверждает, что объект - ПС 500 кВ Очаково существовал в 2005 году.
ПС Очаково не выводилась из эксплуатации. Порядок вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации установлен Постановление Правительства РФ от 26.07.2007 N 484 и предусматривает принятие решения Минэнерго с последующим составлением акта о выводе объекта из эксплуатации. ПАО "ФСК ЕЭС" как собственник, в Минэнерго в целях принятия данного решения не обращалось, решение Минэнерго не принимало, подстанция из эксплуатации не выводилась и продолжает участвовать в процессе передачи электрической энергии.
Проектной документацией, прошедшей положительное заключение государственной экспертизы N 1641-15/ГГЭ-8736/02 (приложение 12 к заявлению УД-6178), предусмотрено, что основанием для разработки проектной документации явилось техническое задание с целью получения исходных данных для реконструкции ПС 500 кВ Очаково (стр. 7 приложения 12 к заявлению УД-6178), целью работы является получение исходных данных для разработки проектной документации реконструкции сооружений ПС 500 кВ Очаково (стр. 7-8 приложения 12 к заявлению УД-6178), участок работ находится на территории действующей подстанции "Очаково" (стр. 10 приложения 12 к заявлению УД-6178). В составе проектной документации предусмотрено сооружение Резервуара У=2*250 м3(стр. 2 приложения 12 к заявлению УД-6178).
Таким образом, реконструкция подстанции не противоречит цели использования, установленной в договоре аренды земельного участка - для эксплуатации подстанции. Создание в ходе реконструкции объектов капитального строительства не противоречит законодательству Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку земельный участок не предоставлен для строительства, то объект является самовольной постройкой и права собственности на данный объект не подлежит государственной регистрации, не принимается апелляционным судом, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется на основании идентичных документов. Постановка на кадастровый учет Объекта - Резервуар V=2*250 м3 - и присвоение ему кадастрового номера 77:07:0012006:5251 подтверждается выпиской из единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.05.2017 (приложение 8 к заявлению N УД-6178).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Управление является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества. Таким образом, функцию по государственному кадастровому учету и функцию по государственной регистрации права в отношении Резервуара V=2*250 м3 (кадастровый номер 77:07:0012006:5251) осуществляет Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 29 Закона о регистрации при государственном кадастровом учете и при государственной регистрации права проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Таким образом, правовая экспертиза осуществляется по идентичным документам одним и тем же органом власти.
Пунктом 23 части 1 ст. 26 Закона о регистрации предусмотрено, что если земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта, то это является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Ч. 6 ст. 55 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно, отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ (правоустанавливающих документов на земельный участок).
Из ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса следует, что в процессе выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, соответствующим органом должен был установлен факт нецелевого использования ПАО "ФСК ЕЭС" земельного участка, а также факт наличия у Резервуара V=2*250 м3 признаков самовольной постройки, при наличии таковых.
Поскольку судами установлено, что регистрирующему органу предоставлены документы в объеме, предусмотренном Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и документы соответствуют требованиям действующего законодательства, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2018 по делу N А40-208720/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.