город Ростов-на-Дону |
|
14 августа 2018 г. |
дело N А53-3350/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Егошина С.М. (директор), Опенько А.И. по доверенности, заинтересованного лица Государственного учреждения Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Барышева Н.Ф. по доверенности от 17.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения культуры Муниципального образования "Город Волгодонск" "Дворец культуры им. Курчатова" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2018 по делу N А53-3350/2018, принятое в составе судьи Паутовой Л.Н. по заявлению Муниципального автономного учреждения культуры Муниципального образования "Город Волгодонск" "Дворец культуры им. Курчатова" к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области; государственному учреждению Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18); Государственному учреждению Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение культуры муниципального образования "Город Волгодонск" "Дворец культуры им. Курчатова" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области (далее - налоговый орган) и Государственному учреждению Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 01.12.2017 N 78 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ за занижение налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 176 770,76 руб., обязании уплатить пени в размере 192 533,06 руб. и недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 883 853,35 руб.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявил об уточнении требований, просил признать незаконным решение фонда от 01.12.2017 N 78 в части доначисления страховых взносов по гражданско-правовым договорам и в части взыскания штрафов и пени.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель учреждения уточнил требования, поддержал первоначально заявленные требования о признании незаконным решения от 01.12.2017 N 78 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г.
N 212-ФЗ в полном объеме; от требований к налоговому органу отказался.
Суд первой инстанции принял отказ от требований к налоговому органу и уточнения заявителя.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в ходе проверок правильности применения льготного тарифа за период 2011, 2012 и 2013 никаких нарушений выявлено не было. Также апеллянт указывает, что уплата страховых взносов производится за счет средств местного бюджета, поэтому у учреждения отсутствовала заинтересованность в экономии средств, образовавшейся в связи с занижением налогооблагаемой базы.
Заинтересованное лицо Государственное учреждение Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель не согласился с доводами отзыва по основаниям, изложенным в возражениях.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, налоговый орган явку не обеспечил, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва фонда, выслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности учреждения является деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов - код по ОКВЭД 91.01).
В соответствие с уставом, учреждение является некоммерческой организацией. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из местного бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников (п.1.11 Устава).
Согласно информационному письму налогового органа от 25.08.2011 N 56, учреждение вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Согласно решению о проведении выездной проверки N 78 от 29.08.2017 в отношении учреждения проведена плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за 2014 - 2016 годы.
По результатам проверки 30.10.2017 составлен Акт выездной проверки N 78, в котором отражено неправомерное применение льготного страхового тарифа по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, доначисления по гражданско-правовым договорам страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности., в связи с чем доначислены страховые взносы в сумме 883 853,35 руб., штраф в размере 176 770,67 руб. и начислены пени в сумме 192 533,06 руб.
По результатам проверки 01.12.2017 заинтересованным лицом вынесено решение N 78 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, согласно которому страхователю предлагалось оплатить сумму недоимки в размере 883 853,35 руб., пени за несвоевременную оплату страховых взносов в сумме 192 533,06 руб. и штраф за неправомерное применение страхового тарифа в размере 176 770,67 руб.
Общество, не согласившись с принятым ненормативным актом, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), являющегося действующим в период спорных правоотношений, данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ определено: плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действовавшего в спорном периоде, плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. В течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 58 настоящего Федерального закона для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляемый вид деятельности которых входит в перечень, приведенный в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанного в пункте 8 части 1 пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке (пункт 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Для определения основных видов экономической деятельности до 01.01.2017 применялся классификатор ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД).
На основании пункта 1 статьи 34615 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, определяют доходы от реализации в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах). Доходы определяются на основании первичных документов, подтверждающих полученные плательщиком доходы, и документов налогового и бухгалтерского учета.
На основании пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона: для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Таким образом, государственные и муниципальные учреждения, применяющие упрощенную систему налогообложения, в том числе осуществляющие деятельность в области культуры, исключены из числа некоммерческих организаций, обладающих правом применять пониженный тариф при исчислении страховых взносов. Средства, полученные учреждением в рамках целевого бюджетного финансирования на выполнение муниципального задания, не относятся к доходам от реализации продукции и (или) оказанных услуг, поименованным в статье 249 НК РФ.
Вместе с тем, эти поступления согласно части 2 статьи 249 и части 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, поступления в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям, включается в общий состав доходов организации. Следовательно, при определении общего объема доходов следует суммировать все доходы плательщика, включающие доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по всем видам деятельности и внереализационные доходы (с учетом субсидии на выполнение муниципального задания для муниципального общеобразовательного автономного учреждения).
Для определения основного вида экономической деятельности организации в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего вида деятельности.
Из материалов дела видно, что доходы учреждения от реализации платных услуг за 2014 год составили 8 217,5 / 18 775,9 х 100% = 43,8%, то есть менее 70%, а доходы от реализации платных услуг за 2015 год составили 8 544,5 / 20 204,4 х 100% = 42,3%, то есть менее 70%. Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что учреждение не относится к организациям, указанным в подпункте "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, а значит не вправе применять пониженный тариф при исчислении страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования РФ.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем неправомерно занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов в 2014-2016 годах на выплаты физическим лицам по договорам на организацию и ведение клубной (кружковой) работы в сумме 54 645,12 руб., поскольку из анализа условий указанных договоров следует, что фактически в 2014-2016 годах между учреждением и физическими лицами сложились трудовые отношения, и спорные договоры имеют признаки срочных трудовых договоров.
Довод апелляционной жалобы о том, что у учреждения отсутствовала заинтересованность в экономии средств, образовавшейся в связи с занижением налогооблагаемой базы, поскольку уплата страховых взносов производится за счет средств местного бюджета, не принимается судом апелляционной инстанции, так как применение учреждением пониженных страховых тарифов ставит организацию, финансируемую за счет бюджета, в преимущественное положение относительно иных субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения и претендующих на "страховую" льготу.
Довод заявителя о том, что предыдущими проверками не выявлено нарушений, с учетом вышеназванных обстоятельств несостоятелен, поскольку не влияет на законность и обоснованность выводов, отраженных в решении по результатам рассматриваемой проверки.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2018 по делу N А53-3350/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.