г. Москва |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А41-90434/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "ТрансРесторанСервис" (ОГРН 1137746260849) и АО "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2018 года, принятое судьей Кулаковой И.А по делу N А41-90434/17 по исковому заявлению АО "Федеральная пассажирская компания" к ООО "ТрансРесторанСервис" (ОГРН 1137746260849) о взыскании денежных средств, третьи лица: ООО "ТрансРесторанСервис" (ОГРН 1167746758960), ООО "Альянс Экспресс",
при участии в заседании:
от истца - Луценко Е.В. по доверенности от 11.12.2017;
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
АО "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ТрансРесторанСервис" (ОГРН 1137746260849) о взыскании 111 000 руб. штрафных санкций по договору аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" от 28.02.2017 N ФПК-17-36 и договору оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах формирования филиалов АО "ФПК" от 28.02.2017 N ФПК-17-35.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.03.2018 исковые требования удовлетворены в части взыскания 81 000 руб. штрафной неустойки; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционным жалобам ООО "ТрансРесторанСервис" (ОГРН 1137746260849) и АО "Федеральная пассажирская компания".
Истец в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленные требований, заявленные требования - удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявленных требований - отказать в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, в полном объеме, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключены следующие договоры:
- договор аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" от 28.02.2017 N ФПК-17-36, по условиям которого истец передал, а ответчик по акту приема-передачи принял за плату во временное пользование торговые и служебные площади вагонов-ресторанов;
- договор оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах формирования филиалов АО "ФПК" от 28.02.2017 N ФПК-17-35, по условиям которого ответчик (исполнитель) обязался оказывать услуги по обеспечению питанием пассажиров в поездах формирования АО "ФПК", а истец (заказчик) обязался оплачивать надлежаще оказанные услуги.
В соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.12 договоров ответчик обязуется соблюдать законодательные, нормативно-правовые и иные акты Российской Федерации, государственные и отраслевые стандарты, стандарты АО "ФПК", технический условия, санитарные правила и локальные акты АО "ФПК".
В целях реализации вышеприведенных положений приложением N 4 к договору аренды определен перечень ключевых параметров контроля качества с указанием размеров штрафных санкций за каждый факт выявленных нарушений (пункт 6.10 договора).
Согласно пункту 4.3.22 договора аренды предприятие обязано предоставлять возможность компании и ее уполномоченным подразделениям и должностным лицам беспрепятственно производить проверку соблюдения требований пожарной и электробезопасности, санитарно- гигиенических норм, правил технической эксплуатации, перевозки пассажиров, груза и грузобагажа, а также соблюдения других требований, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
В пункте 4.1.11 договора оказания услуг также установлено, что исполнитель должен обеспечить беспрепятственный доступ представителей заказчика к местам хранения, разогрева рационов питания для проведения проверки соблюдения исполнителем условий договора, а также предоставлять им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.
В соответствии с пунктом 6.10 договора аренды в целях реализации вышеприведенных положений приложением N 4 (в редакции дополнительного соглашения) к договору аренды определен перечень ключевых параметров контроля качества с указанием размеров штрафных санкций за каждый факт выявленных нарушений (далее - перечень к договору аренды). В договоре оказания услуг ответственность сторон определена в разделе 6 договора (пункт 6.5).
Проведенный истцом анализ исполнения ответчиком обязательств по договорам за июнь- август 2017 года показал, что ответчиком систематически допускались нарушения заключенных договоров, что подтверждается актами-предписаниями: от 28.06.2017 ЛУ N А101764, от 25.07.2017 ЛУ N А085390, от 11.08.2017 N 91, от 14.08.2017 N 92, от 13.08.2017 ЛУ N А108668, от 14.08.2017 ЛУ N А103759, от 14.08.2017 ЛУ N А103742.
Общая сумма штрафной неустойки по договорам составила 111 000 руб.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии (от 04.07.2017 N 2865, от 18.07.2017 N 2919, от 18.08.2017 N 3561, от 18.08.2017 N 3562, от 18.08.2017 N 3563) с требованием об уплате штрафных санкций.
Неисполнение требований истца послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ каждое из представленных сторонами доказательств в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
Актами-предписаниями от 11.08.2017 N 91, от 14.08.2017 N 92 зафиксировано нарушение: "в меню не указана цена на сахар в индивидуальной упаковке весом 10 грамм", на основании чего истец начислил ответчику штраф в размере 10 000 рублей (по двум актам) в соответствии с пунктом 32 приложения N 4 к договору аренды.
Между тем, как следует из материалов дела, продажа сахара в индивидуальной упаковке весом 10 грамм в качестве отдельного товара не предусмотрена в меню, поскольку сахар включен в стоимость реализуемых горячих напитков, отдельная плата за него не берется, в связи с чем, начисление штрафа является необоснованным.
Актом-предписанием от 14.08.2017 N 92 зафиксировано нарушение: "на обложке меню используются логотипы сторонних организаций", на основании чего истец начислил ответчику штраф в размере 10 000 руб. в соответствии с пунктом 25 приложения N 4 к договору аренды.
Между тем, данный факт не нашел своего документального подтверждения. Из представленной в материалах дела копии обложки меню усматривается наличие логотипа ответчика, логотипы иных сторонних организаций отсутствуют, в связи с чем начисление штрафа является необоснованным.
Актом-предписанием от 14.08.2017 ЛУ N А103742 зафиксировано нарушение: "бригада составляет 2 человека (менее 3-х человек. ДВР Прозоровой С.И. предъявлен заказ-наряд N199 от 12.08.2017, оформленный на бригаду из 3 работников: ДВР Прозорова С.И., повар Смотрова В.А, кухонный рабочий Кабанов В.П. и акт формы ФМУ-73 от 14.08.2017 на выход повара Смотровой В.А. в рейс с 12.08.2017)", на основании чего, истец начислил ответчику штраф в размере 10 000 рублей в соответствии с пунктом 45 приложения N 4 к договору аренды.
Между тем, как следует из материалов дела, повар Смотрова В.А. вышла из вагона ресторана 12.08.2017 на вокзале станции Чита по семейным обстоятельствам, что подтверждается актом формы ФМУ-73 от 14.08.2017. Соответственно, нарушение численности бригады вагона-ресторана произошло по причинам, не зависящим от ответчика, доукомплектовать бригаду в рейсе не представляется возможным. На основании изложенного, начисление штрафа по данному эпизоду является необоснованным.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований истца в части взыскания 30 000 руб. штрафной неустойки.
Иные зафиксированные в актах-предписаниях нарушения ответчиком условий договоров судом проверены и признаны обоснованными.
Контролерами-ревизорами центра внутреннего аудита АО "ФПК" 28.06.2017 проведена проверка пассажирского поезда N 69 сообщением "Чита-Москва", в ходе которой выявлено нарушение п.7 Перечня ключевых параметров контроля качества приложение N 4 к договору, а именно - провоз продукции (пиво "Францисканер" объемом 0,5 л. в количестве одной бутылки на которую отсутствует накладная, акт приема- передачи) без разрешительной документации в вагоне-ресторане N 09463290.
Данное нарушение зафиксировано актом ЛУ N А 101764 от 28 06.2017.
Пунктом 4.3.10 договора N ФПК-17-36 от 28.02.2017 установлены требования о недопущении к перевозке в вагонах-ресторанах, в купе и на местах, выделенных для отдыха работников вагонов-ресторанов посторонних лиц, а также коммерческих грузов, продукции и иного имущества, на которое отсутствует разрешительная документация (накладные, акты приема-передачи установленной формы).
Кроме того, исходя из объяснительной директора вагона-ресторана Мосейкиной О.П. на обнаруженную во время ревизии бутылку пива отсутствует разрешительная документация, отсутствуют накладные и акты приема-передачи, что подтверждает нарушение условий договора.
За нарушение пункта 7 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 25 000 руб.
В адрес АО "ФПК" 10.07.2017 поступила жалоба Назырова Д.А. СЦОС N 329202 от 10.07.2017 на не предоставление рациона питания для пассажира ВПК работниками вагона-ресторана N 09463068 поезда N 70 сообщением " Москва-Чита".
В соответствии с пунктом 4.3.5 договора N ФПК-17-36 ответчик обязался обеспечить предоставление пассажирам в купе вагонов повышенной комфортности рационов питания, стоимость которых включена в стоимость проезда, в соответствии с законодательными, нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации, локальными актами АО "ФПК".
За нарушение пункта 5 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 10 000 руб.
Контролерами-ревизорами центра внутреннего аудита АО "ФПК" 25.07.2017 проведена проверка поезда N 270 сообщением "Адлер- Чита", в ходе которой выявлено нарушение п.2 Перечня ключевых параметров контроля качества (приложение N4 к договору), а именно - отсутствие форменной одежды или одного из элементов форменной одежды у повара (повар Прокопьева А.А. находилась на рабочем месте без поварского колпака) в вагоне-ресторане N 094 63274.
Данное нарушение зафиксировано в акте ЛУ N А 085390 от 25.07.2017 г.
В своей объяснительной от 25.07.2017 повар Прокопьева А.А. подтверждает отсутствие поварского колпака.
Согласно требованиям п. 4.3.2. договора ООО "ТРС" обязалось соблюдать стандарты АО "ФПК".
В соответствии с пунктом 11.12 СТО ФПК 1.21.001-2016 для работников вагона-ресторана предусмотрено ношение форменной одежды в зависимости от исполняемых обязанностей.
Так, для повара вагона-ресторана предусмотрено обязательное наличие куртки, брюк, фартука, поварского колпака (косынка или иной головной убор, используемый в качестве элемента санитарной одежды).
За нарушение п.2 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 5 000 руб.
Специалистами сектора клиентских услуг Центра внутреннего аудита АО "ФПК" 11.08.2017 проведена проверка поезда N 269 сообщением "Чита-Адлер", в ходе которой выявлено нарушение п.38 Перечня ключевых параметров контроля качества, а именно ассортимент предлагаемой продукции не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.2001.2016 (отсутствуют в реализации красные вина и шампанское в промышленной упаковке объемом 0,187-0,375 л.) в вагоне-ресторане N 094 63274.
Данное нарушение зафиксировано актом-предписанием N 91 от 11.08.2017.
В соответствии с пунктом 4.3.2 Договора ООО "ТРС" обязалось соблюдать стандарты АО "ФПК".
Согласно пункту 6.2 СТО ФПК 1.21.001-2016 ассортимент продукции вагона-ресторана включает наличие вин - не менее шести наименований: красное вино - не менее двух наименований (не менее одного наименования полусухого/сухого); белое вино - не менее двух наименований (не менее одного наименования полусухого/сухого); шампанское и игристые вина - не менее двух наименований.
В соответствии с пунктом 7.1 СТО ФПК 1.21.001-2016 для организации питания пассажиров обслуживающее предприятие ежегодно предоставляет на согласование в причастное подразделение филиала АО "ФПК" меню для вагона-ресторана.
За нарушение пункта 38 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 10 000 руб.
Специалистами сектора клиентских услуг Центра внутреннего аудита АО "ФПК" 14.08.2017 проведена проверка поезде N 392 сообщением "Чита-Благовещенск", в ходе которой выявлено нарушение п.32 Перечня ключевых параметров контроля качества приложение N4 к договору, а именно отсутствие цены на продукцию (не указана цена на сахар весом 10 гр. в индивидуальной упаковке) в вагоне-ресторане N 094 63217.
Данное нарушение зафиксировано актом-предписанием N 92 от 14.08.2017.
В соответствии с пунктом 10.8 СТО ФПК 1.21.001-2016 цены на продукцию, выложенную буфетную (барную) стойку, указываются в меню, а также на ценниках или прейскуранте, расположенном на буфетной и на барной стойке.
Согласно пункту 10.9 СТО ФПК 1.21.001-2016 ценник должен содержать такую информацию как: наименование товара, выход товара, цена за единицу товара, подпись материально ответственного лица или печать обслуживающего предприятия
За нарушение пункта 32 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 5 000 руб.
Специалистами сектора клиентских услуг Центра внутреннего аудита АО "ФПК" 14.08.2017 проведена проверка поезда N 392 сообщением "Чита-Благовещенск", в ходе которой выявлено нарушение п.38 Перечня ключевых параметров контроля качества приложение N4 к договору, а именно - ассортимент предлагаемой продукции не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.2001.2016 (отсутствует в реализации красные вина и шампанское в промышленной упаковке объемом 0,187 0,375 л.) в вагоне-ресторане N 094 63217.
Данное нарушение зафиксировано актом-предписанием N 92 от 14.08.2017.
Согласно п.6.2 СТО ФПК 1.21.001-2016 ассортимент продукции вагона-ресторана включает наличие вин - не менее шести наименований: красное вино - не менее двух наименований (не менее одного наименования полусухого/сухого); белое вино - не менее двух наименований (не менее одного наименования полусухого/сухого); шампанское и игристые вина - не менее двух наименований.
В соответствии с п.7.1 СТО ФПК 1.21.001-2016 для организации питания пассажиров обслуживающее предприятие ежегодно предоставляет на согласование в причастное подразделение филиала АО "ФПК" меню для вагона-ресторана.
За нарушение п.38 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 10 000 руб.
Специалистами сектора клиентских услуг Центра внутреннего аудита АО "ФПК" 14.08.2017 проведена проверка поезда N 392 сообщением "Чита-Благовещенск", в ходе которой выявлено нарушение п.41 Перечня ключевых параметров контроля качества Приложение N4 к Договору, а именно в помещении вагона-ресторана N 094 не поддерживается чистота, а именно - скатерть имеет загрязнения.
Данное нарушение зафиксировано актом-предписанием N 92 от 14.08.2017.
Согласно п.п.5.2.34 Санитарных правил СП 2.5.34-1198-03 во время рейса все помещения вагона-ресторана должны содержаться в чистоте.
За нарушение п.41 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 2 000 руб.
Специалистами сектора клиентских услуг Центра внутреннего аудита АО "ФПК" 02.08.2017 проведена проверка поезда N 391 сообщением "Благовещенск-Чита", в ходе которой выявлено нарушение п.38 Перечня ключевых параметров контроля качества приложение N4 к договору, а именно ассортимент предлагаемой продукции не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.2001.2016 (отсутствует в реализации красные вина и шампанское в промышленной упаковке объемом 0,187-0,375 л.) в вагоне-ресторане N 09463308.
Данное нарушение зафиксировано актом-предписанием N 86 от 02.08.2017 г.
Согласно п.6.2 СТО ФПК 1.21.001-2016 ассортимент продукции вагона-ресторана включает наличие вин - не менее шести наименований: красное вино - не менее двух наименований (не менее одного наименования - полусухого/сухого); белое вино - не менее двух наименований (не менее одного наименования полусухого/сухого); шампанское и игристые вина - не менее двух наименований.
В соответствии с п.7.1 СТО ФПК 1.21.001-2016 для организации питания пассажиров обслуживающее предприятие ежегодно предоставляет на согласование в причастное подразделение филиала АО "ФПК" меню для вагона-ресторана.
За нарушение п.38 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 10 000 руб.
Контролерами-ревизорами центра внутреннего аудита АО "ФПК" 13.08.2017 проведена проверка поезда N 70 сообщением "Москва- Чита", в ходе которой выявлено нарушение п. 3 Перечня ключевых параметров контроля качества приложение N4 к договору, а именно - отсутствие бейджа у ДВР в вагоне-ресторане N 094 63324.
Данное нарушение зафиксировано в акте ЛУ N А 108668 от 13.08.2017.
Пунктом 11.12.6 СТО ФПК предусмотрено обязательное наличие бейджа, изготовленного печатным или типографическим способом, содержащего данные об обслуживающем персонале (должность, фамилия, имя и отчество).
За нарушение п.3 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 2 000 руб..
Контролерами-ревизорами центра внутреннего аудита АО "ФПК" 14.08.2017 проведена проверка поезда N 269 сообщением "Чита - Адлер", в ходе которой выявлено нарушение п.6 Перечня ключевых параметров контроля качества, а именно - отсутствие копий сертификатов (реестров) на водку "Хлебная" в вагоне- ресторане N 094 63035 (а именно - отсутствие оригиналов, надлежаще заверенных копий сертификатов, реестров, копий приложений к товарным накладным на водку "Хлебная" объемом 0,25 л. полученную по накладной на перемещение N 140 от 03.07.2017).
Данное нарушение зафиксировано в акте ЛУ N А 103759 от 14.08.2017.
В своей объяснительной ДВР Бодрова подтверждает отсутствие сертификата, оригинала и копий приложений товарных накладных, реестры на водку "Хлебная" объемом 0,25л.
В соответствии с п.4.3.3 договора N ФПК-15-344 ООО "ТРС" обязуется обеспечить наличие в вагонах-ресторанах и предъявление по первому требованию оригиналов или надлежаще заверенных копий сертификатов, лицензий и иных разрешений, если таковые необходимы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию, наличие которых предусмотрено законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
За нарушение п.6 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 2 000 рублей.
Контролерами-ревизорами центра внутреннего аудита АО "ФПК" 14.08.2017 проведена проверка поезда N 269 сообщением "Чита- Адлер", в ходе которой выявлено нарушение п.4 Перечня ключевых параметров контроля качества, и именно - отсутствие санитарной книжки у официанта в вагоне-ресторане N 094 63035 (у официанта Сосниной В.В. отсутствует санитарная книжка).
Данное нарушение зафиксировано в акте ЛУ N А 103759 от 14.08.2017.
Исходя из объяснительной официанта Сосниной В.В., на момент проверки отсутствовала медицинская книжка, что подтверждает нарушение договорных обязательств.
В соответствии с п. 4.3.21 ООО "ТРС" обязалось обеспечить наличие у работников бригад вагонов-ресторанов личных медицинских книжек.
За нарушение п.4 Перечня ключевых параметров контроля качества установлен штраф в размере 5 000 руб.
Учитывая изложенное, требования в части взыскания штрафной неустойки в размере 81 000 руб. являются обоснованными.
В своей апелляционной жалобе ответчик ссылается на утвержденную Методику контроля клиентских услуг, предоставляемых пассажирам в поездах и пунктах продажи проездных документов ОАО "ФПК".
Между тем, указанная выше утвержденная Методика контроля клиентских услуг является локальным актом ОАО "ФПК", распространяющим свое действие на работников общества и регулирующим порядок проведения проверок работниками общества для собственных (служебных) нужд. Отношения по данному спору возникли между сторонами по поводу исполнения гражданско-правовых обязанностей, урегулированных свободой их установления и применения гражданско-правовой ответственности в случае их ненадлежащего исполнения.
Кроме того, акты формы ЛУ и акты-предписания составляются комиссионно с подписью начальника поезда и директора вагона-ресторана.
Ответчиком было заявлено ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" судам при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами.
Согласно пункту 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др. (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 указанного Информационного письма доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 6-О, N 7-О, положение пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиями нарушения обязательства без представления ответчиком доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела.
Вместе с тем, заявляя ходатайство о снижении размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств, свидетельствующих о том, что взыскание неустойки в рассчитанном истцом на основании согласованного сторонами условия договора об ответственности сторон за неисполнение обязательств размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды, а равно доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца в части взыскания 81 000 руб. штрафной неустойки.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиций заявителей, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиций заявителей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2018 года по делу N А41-90434/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.