г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А21-11507/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самарчук Ю.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: Касьянова В.Л., по доверенности от 29.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10007/2018) ООО "Строй-Дом"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2018 по делу N А21-11507/2017 (судья С.Н. Сычевская), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Дом"
к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области
о признании, об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Дом" (далее - ООО "Строй-Дом", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство, заинтересованное лицо) с заявлением:
- признать незаконным отказ, выраженный в уведомлении от 12.10.2017 года N 9611, в выдаче разрешения на строительство и обязать выдать ООО "Строй-Дом" разрешение на строительство.
Решением от 26.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что отсутствуют основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, а решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2018 принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В канцелярию апелляционного суда от заинтересованного лица 29.05.2018 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо возражает против доводов заявителя, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Строй-Дом" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:15:150515:6, площадью 900 кв.м., расположенного по адресу:
г. Калининград, ул. Нансена, д.29, на основании Соглашения об уступке прав и обязанностей по договору "000066 на передачу в аренду городских земель от 10.10 1993 года.
Разрешенное использование земельного участка - "под строительство жилого дома со встроенным магазином и административными помещениями". 11.03.2014 года Обществом был получен градостроительный план земельного участка N RU 39301000-4691.
Подготовив проектную документацию, получив положительное заключение экспертизы проектной документации, Общество было получено Разрешение на строительство N 39- RU39301000-079-2016 объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенным магазинной и административными помещениями".
Указанное разрешение было впоследствии продлено до 28 апреля 2018 года. Приступив к строительству, обществом, было принято решение о внесении изменений в проектную документацию, ввиду экономической целесообразности. ООО "Балтпромпроект" была составлена корректировка проектной документации, ООО "Негосударственная экспертиза" было выдано положительное заключение негосударственной экспертизы N 39-2-1-2-0035-17.
Собрав комплект документов в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, Общество обратилось в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее по тексту Агентство) за разрешением на строительство.
Ответом от 12 октября 2017 года N 9611 Агентством отказано в выдаче разрешения на том основании, что:
- несоблюдение санитарного разрыва от физкультурной, детской игровой площадок и площадок для отдыха взрослых до окон жилого дома;
- недопустимость расположения парковок для персонала нежилых помещений на придомовой территории; льного участка;
- несоответствие расстояния от КНС до проектируемого дома требованиям табл.1 7.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
- отсутствует хозяйственная площадка (для сушки белья, выбивки ковров);
- отнесение согласно Генеральному плану городского округа "Город Калининград" земельного участка с кадастровым номером 39:15:150515:6 к зоне застройки малоэтажными домами (до 4 этажей), следовательно, строительство многоквартирного дома с этажностью 6 этажей, т.е. превышающей предельную, не допускается;
- в поданных обществом документах отсутствуют краткие проектные характеристики (общая площадь квартир с учетом балконов, лоджий, веранд и террас, и без учета таковых, а также общей площади нежилых помещений и общего имущества), необходимые для заполнения форм разрешения на строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию.
Общество, не согласившись с указанным отказом Агентства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления Калининградской области" полномочия органов местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) отнесены к полномочиям уполномоченного органа государственной власти Калининградской области, то есть Агентства.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти Калининградской области отказывает в выдаче разрешения на строительство в случае:
- отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
ООО "Строй-Дом" обратилось в Агентство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенным магазином и административными помещениями по ул. Нансена, д. 29 в г. Калининграде" на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150515:6, площадью 900 м2 и проектную документацию, не соответствующую требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка от 11.03 2014 N RU 39301000-4691 (далее - ГПЗУ), а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации:
1) в представленной ООО "Строй-Дом" схеме планировочной организации земельного участка выявлено несоблюдение нормируемого расстояния от физкультурной и детской площадок до окон жилого дома, расположенных на главном и дворовом фасадах первого этажа дома и непосредственно примыкающих к торцевой наружной стене согласно требованиям пункта 7.5 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*;
2) запроектированы стоянки автотранспорта персонала встроенных нежилых помещений объекта капитального строительства на придомовой территории земельного участка с кадастровым номером 39:15:150515:6, что является нарушением пункта 12.1 ГПЗУ и пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", согласно которому помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. При этом, проектирование парковочных гостевых мест за пределами придомовой территории не подтверждено разделом проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" и соответствующим разрешением на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, или иным правоустанавливающим документом;
3) запроектирована площадка для мусорных контейнеров за границами земельного участка (существующая, на смежном земельном участке), при этом, разрешение на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдаваемого комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа "Город Калининград" отсутствует. При этом, в соответствии с подпунктами 3 и 5 пункта 2.2.4 ГПЗУ застройщик (технический заказчик) обязан обеспечить проектирование с учетом размещения в границах отведенного земельного участка внутриплощадочных сетей и сооружений инженерного обеспечения объекта. Элементы нормативного благоустройства предусмотреть в границах отведенного земельного участка в том числе контейнерные площадки для вывоза ТБО (твердых бытовых отходов);
4) размещение канализационных очистных сооружений, в том числе сооружений напорной канализации, должно осуществляться с учетом возможности установления к ней санитарно-защитной зоны, в которую не должны попадать объекты жилой застройки, не соответствует требованиям таблицы 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно которой для канализационных очистных сооружений (в т.ч. насосных станций и аварийно-регулирующих резервуаров, локальных очистных сооружений) производительностью до 0,2 тыс. куб.м/сут. устанавливается 15 метровая санитарно-защитная зона;
5) в нарушение подпункта 5 пункта 2.2.4 ГПЗУ в представленной ООО "Строй-Дом" схеме планировочной организации земельного участка не предусмотрено размещение хозяйственной площадки (для сушки белья, выбивки ковров), которая является одним из элементов нормативного благоустройства, предусмотренного в границах отведенного земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Подпунктом м пункта 10 раздела II положения предусмотрено наличие в составе текстовой части раздела "Пояснительная записка" технико-экономических показателей проектируемых объектов капитального строительства.
В составе представленных ООО "Строй-Дом" в Агентство документов для получения разрешения на строительство отсутствовали технико-экономические показатели объекта капитального строительства.
Следует отметить, что в заседании Арбитражного суда Калининградской области в качестве доказательств своих доводов ООО "Строй-Дом" была представлена иная (уже откорректированная) проектная документация, качественно отличающаяся от той документации, которая была ранее направлена в Агентство и которой Агентство давало оценку в целях решения вопроса о выдаче разрешения на строительство.
В этой связи, Арбитражным судом Калининградской области представленная в заседание ООО "Строй-Дом" проектная документация правомерно не рассматривалась, оценка давалась пунктам отказа Агентства на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства. Агентство всецело поддерживает эту позицию.
Помимо вышеперечисленных пунктов отказа Агентства в выдаче разрешения на строительство, нами было указано, что в соответствии с Генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225, земельный участок с кадастровым номером 39:15:150515:6, на котором запроектирован объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенным магазином и административными помещениями по ул. Нансена, д. 29 в г. Калининграде", этажностью 6 этажей, расположен в функциональной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей), т.е. ООО "Стройдом" превышена предельная этажность.
ООО "Строй-Дом" считает данное основание отказа неправомерным, с чем Агентство не согласно ввиду следующих требований действующего законодательства.
С 01 января 2017 года в связи с вступлением в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", в статью 51 Градостроительного кодекса были внесены существенные изменения.
Так, в частности, изменилось само понятие разрешения на строительство. В рамках внесенных изменений это стал документ, "который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган обязан провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Действуя строго в рамках исполнения требований действующего законодательства, при проверке документов, представленных ООО "Строй-Дом" на объект "Многоквартирный жилой дом со встроенным магазином и административными помещениями по ул. Нансена, д. 29 в г. Калининграде" на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150515:6 Агентство проверило документы в том числе на соответствие градостроительного плана земельного участка от 11.03.2014 N RU39301000-4691, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. т.е. в нашем случае на соответствие ограничениям, установленным действующим документом территориального планирования муниципального образования - генеральным планом городского округа "Город Калининград".
Генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225, земельный участок с кадастровым номером 39:15:150515:6, на котором запроектирован объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенным магазином и административными помещениями по ул. Нансена, д. 29 в г. Калининграде", расположен в функциональной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей), тогда как ООО "Строй-Дом" запроектирован жилой дом с этажностью 6 этажей.
Частью З статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" 2016 года, определяя назначение рассматриваемой территорий как зоны малоэтажного строительства, основывался на фактическом использовании земельных участков и характере существующей застройки - это существующие индивидуальные жилые дома и малоэтажные жилые дома. Полагаем, что разработчики генерального плана исходили именно из принципа формирования и сохранения комфортной городской среды, оставив эту территорию в исторически сложившихся высотных параметра - до 4-х этажей.
В связи с этим, в развитие генерального плана, Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденными решением Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339, территория, на которой расположен рассматриваемый земельный участок отнесена к территориальной зоне Ж-З - зоне застройки малоэтажными жилыми домами, которая установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно малоэтажных (не выше 4 надземных этажей) многоквартирных домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов обслуживания населения.
Таким образом, территориальная зона, установленная Правилами землепользования и застройки города Калининграда, и в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, соответствуют функциональной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей), определенной в генеральном плане.
То обстоятельство, что у ООО "Строй-Дом" имеется действующий ГПЗУ, допускающий этажность 6 этажей, Агентством не оспаривается. Кроме того, у ООО "Строй-Дом" имеется действующее разрешение на строительство от 28.04.2016 N2RU39301000-079/2016 объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенным магазином и административными помещениями" с проектными характеристиками:
- строительный объем - 4140,0 мз, общая площадь здания - 1415,95 м2, количество этажей 6, в том числе количество подземных этажей - 1, т.е. на этажность 5 этажей, выданное на основании указанного ГПЗУ.
Разрешение на строительство от 28.04.2016 N2RU39301000-079/2016, выданное администрацией городского округа "Город Калининград" в рамках законодательства, действующего на момент его выдачи, является действующим и также не оспаривается Агентством.
Учитывая изложенное, основания для отмены решения Арбитражного суда Калининградской области отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения Арбитражного суда Калининградской области, не имеется. При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2018 по делу N А21-11507/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.