г. Чита |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А19-15317/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В.,Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаркиной К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2018 года по делу N А19-15317/2017
по исковому заявлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664056, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Академическая, 70) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1073808028326, ИНН 3808171041, адрес: 665003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Литвинова, 15) о взыскании 94 129 руб. 22 коп. (суд первой инстанции Красько Б.В.),
УСТАНОВИЛ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к ГЛАВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о взыскании неосновательного обогащения в виде сбереженной платы за предоставленные услуги электрической энергии за период с 01.01.2016 по 19.05.2016 в размере 94 129 руб. 22 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2018 года заявленные исковые требования удовлетворены частично. С ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ взыскано в пользу УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 93 062 руб. 42 коп. - неосновательного обогащения. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права. Из апелляционной жалобы следует, что ответчик является ненадлежащим; в связи с процедурой ликвидации фактического пользователя помещения неосновательное обогащение взысканию не подлежало и могло быть предъявлено лишь в процедуре ликвидации к ликвидационной комиссии.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о взыскании неосновательного обогащения.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, истцу на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение общей площадью 4 074,50 кв.м., расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.12.2017.
В вышеуказанном здании расположено также помещение площадью 735,3 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000027:21165, которое с 01.01.2016 по 30.09.2016 принадлежало на праве оперативного управления Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 28.10.2015 N 356-И.
По договору безвозмездного пользования объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении от 19.05.2016 года с 20.05.2016 года указанное помещение передано Управлением Федеральной миграционной службы по Иркутской области в пользование Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Иркутское".
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с 01.01.2016 по 19.05.2016 УФМС по Иркутской области являлось фактическим пользователем как помещения, так и потребителем электрической энергии, необходимой для обслуживания переданного ему на праве оперативного управления помещения.
03.02.2016 года между ООО "Иркутская энергосбытовая компания" и истцом заключен государственный контракт энергоснабжения бюджетного потребления N 8420, в соответствии с пунктом 1.1 которого ООО "Иркутскэнергосбыт" обязуется подавать истцу через присоединенную сеть электрическую энергию, а истец обязуется оплачивать принятую электрическую энергию, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии. Государственный контракт заключен на срок по 31.12.2016 и применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2016 (пункт 9.2 контракта). Письмом от 02.05.2017 N 327-044/07-42/3178 Иркутское отделение ООО "Иркутскэнергосбыт" сообщило истцу, что в отношении административного здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70, с другими собственниками помещений государственные контракты не заключались.
В связи с тем, что оплату за поставленную электроэнергию в здание, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70, с 01.01.2016 осуществляет истец, учитывая площадь занимаемого УФМС по Иркутской области помещения, истец ссылается на наличие на стороне УФМС по Иркутской области неосновательного обогащения в виде экономии денежных средств по оплате потребленной электрической энергии за период с 01.01.2016 по 19.05.2016 в размере 94 129 руб. 22 коп.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" была упразднена Федеральная миграционная служба, правопреемником которой, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений является Министерство внутренних дел Российской Федерации, 07.02.2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области.
Суд первой инстанции, применив положения главы 60 ГК РФ, исходил из обоснованности иска.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Истец по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
В целях обеспечения здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70, коммунальными ресурсами истцом был заключен государственный контракт энергоснабжения бюджетного потребителя N 8420 от 03.02.2016 года, который в соответствии с пунктом 9.2 распространил свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2016 года.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Иркутской области от 17.09.2015 года N 307-и прекращено право собственности Российской Федерации на объект недвижимости: здание нежилое, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 70, общей площадью 5 014,5 кв.м., кадастровый номер 38:36:000027:5834, РНФИ П12400013628, в связи с образованием объектов недвижимости: нежилое помещение общей площадью 735,3 кв.м. (кадастровый номер 38:36:000027:21165), нежилое помещение общей площадью 148,8 кв.м. (кадастровый номер 38:36:000027:21175), нежилое помещение общей площадью 4 074,5 кв.м. (кадастровый номер 38:36:000027:21168), расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 70. На основании распоряжения от 28.10.2015 N 356-и Территориального управления Росимущества в Иркутской области федерального имущество - помещение (номера помещений на поэтажном плане: 1 этаж: 22, 33, 24, 2 этаж: 7-36) общей площадью 735,3 кв.м. по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70, кадастровый номер 38:36:000027:21165 было передано Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области и закреплено за Управлением Федеральной миграционной службы по Иркутской области на праве оперативного управления.
20.05.2016 года указанное помещение было передано Управлением Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Иркутской области в пользование Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Иркутское" по договору безвозмездного пользования объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении от 19.05.2016 года.
Таким образом, в период с 01.01.2016 по 19.05.2016 Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области являлось фактическим пользователем помещения и потребителем электрической энергии, при этом с 01.01.2016 на основании государственного контракта энергоснабжения бюджетного потребления N 8420 обязанность по оплате несет истец, что указывает на возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в связи с процедурой ликвидации фактического пользователя помещения неосновательное обогащение взысканию не подлежало и могло быть предъявлено лишь в процедуре ликвидации к ликвидационной комиссии, ответчик является ненадлежащим.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" была упразднена Федеральная миграционная служба, правопреемником которой, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений является Министерство внутренних дел Российской Федерации, 07.02.2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области.
Пунктом 2 Указа N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздненной Федеральной миграционной службы.
Истец не был уведомлен о ликвидации УФМС, соответствующее требование N 02- 60140 о возмещении расходов за электроэнергию за период с 01.01.2016 по 20.05.2016 было направлено ликвидатору УФМС после того, как истцу стало известно о ликвидации.
Письмом от 25.01.2017 года N 11/4-627 председателем ликвидационной комиссии было сообщено, что в связи с упразднением УФМС России по Иркутской области в рамках приемки-передачи бюджетные обязательства были переданы в ГУ МВД России по Иркутской области.
В силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Как сказано в пункте 2 данной статьи, юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Вместе с тем, решение об упразднении принято Президентом Российской Федерации, в силу подпункта "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Таким образом, МВД России является универсальным правопреемником УФМС по Иркутской области по всем его имущественным обязательствам. В связи с функциональным правопреемством произошел переход от упраздненного государственного органа к другому государственному органу функций, полномочий, а также всех обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
Учитывая, что были решены вопросы упразднения государственного органа, а не его ликвидации, не по решению учредителя (участника) либо лица, уполномоченного учредительными документами, как происходит при ликвидации, а также с универсальным правопреемством, чего не происходит при ликвидации, то положения о ликвидации юридических лиц, на которые ссылается заявитель жалобы, не могут в полной мере применяться к возникшим правоотношениям в том виде, как заявляет ответчик.
Решение в части взыскания 93 062 руб. 42 коп. неосновательного обогащения мотивировано, содержит расчет, который апелляционный суд считает правильным, и не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2018 года по делу N А19-15317/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.