город Омск |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А46-18841/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дерхо Д.С.,
судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Матвеевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4714/2018) Департамента транспорта Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 14.03.2018 по делу N А46-18841/2017 (судья Савинов А.В.), по иску Департамента транспорта Администрации города Омска (ИНН 5503054185, ОГРН 1025501179736) к индивидуальному предпринимателю Гаврилову Михаилу Сергеевичу (ИНН552000513562, ОГРНИП 304552014800064) о признании договора расторгнутым,
при участии в судебном заседании представителей: от Департамента транспорта Администрации города Омска - Бородиной Т.А. (удостоверение N 37617 выдано 21.07.2017, доверенность N б/н от 25.01.218 сроком действия до 31.12.2018); от индивидуального предпринимателя Гаврилова Михаила Сергеевича - Васильковой Е.А. (паспорт, нотариально удостоверенная доверенность N 6-8625 от 13.12.2016 сроком действия три года).
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта администрации города Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Гаврилову Михаилу Сергеевичу (далее - ИП Гаврилов М.С., ответчик) о расторжении заключенного между сторонами договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 24.11.2015 N 584 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 110 "ул. Бархатовой - Железнодорожный вокзал".
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.03.2018 по делу N А46-18841/2017 в иске отказано.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения от 14.03.2018, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции истец ссылается на то, что в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденным приказом директора департамента от 23.03.2016 N 21 "О реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска" ИП Гаврилов М.С. осуществляет перевозку пассажиров по регулируемому тарифу по маршруту N110 двумя транспортными средствами согласно приложению к договору; дополнительным соглашением к договору подпункт 2.2.14 договора, в котором ИП Гаврилов М.С. принял на себя обязательство производить расчеты с пассажирами за оказанные услуги по тарифам в пределах, установленных уполномоченным органом государственной власти Омской области, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", был исключен по ошибке; в настоящее время предельный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска ИП Гаврилову М.С. на 2017 и 2018 год не установлен, что является нарушением, которое влечет расторжение договора.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ИП Гаврилов М.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Гаврилова М.С. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом транспорта Администрации города Омска и ИП Гавриловым М.С. заключен договор об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 24.11.2015 N 584 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 110 "Ул. Бархатовой - Железнодорожный вокзал".
Договор заключен с ИП Гавриловым М.С. в соответствии с Порядком допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 14.11.2012 N 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска" (далее - Решение N 71).
Типовая форма указанного договора утверждена приложением N 2 к Решению N 71.
Предметом договора является деятельность сторон, направленная на обеспечение регулярного, качественного и безопасного обслуживания населения города Омска при осуществлении перевозчиком перевозок пассажиров под методическим руководством и контролем департамента, как организатора пассажирских перевозок (пункт 1.1. договора).
На территории Омской области функции по регулированию тарифов на перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок возложены на Региональную энергетическую комиссию Омской области.
В соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденным приказом директора департамента от 23.03.2016 N 21 "О реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска" осуществляется перевозка пассажиров по регулируемому тарифу, в том числе ИП Гавриловым М.С. по маршруту N110 двумя транспортными средствами согласно приложению к договору.
При заключении договора (подпункт 2.2.14 договора) ИП Гаврилов М.С. принял на себя обязательство производить расчеты с пассажирами за оказанные услуги по тарифам в пределах, установленных уполномоченным органом государственной власти Омской области, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
В настоящее время предельный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска ИП Гаврилову М.С. на 2017 год не установлен.
Указывая на то, что перевозка ответчиком пассажиров в отсутствие тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией Омской области, существенно нарушает условия заключенного договора, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации, суд первой инстанции исходил из того, что перевозки по маршруту N 584 организованы ответчиком на основании заключенного с истцом договора, при этом основания для расторжения договора в одностороннем порядке отсутствуют. Существенного нарушения условий договора ответчиком не допущено.
Такие выводы суда основаны на полной, объективной оценке всей совокупности представленных сторонами доказательств, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, содержанию подлежащих применению норм материального права и доводами апелляционной жалобы Департамента не опровергаются.
По правилам пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Таких оснований для расторжения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 24.11.2015 N 584 не имеется в силу следующего.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 Федерального Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 указанной статьи).
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 этой же статьи).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Омской области N 1824-ОЗ от 27.11.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области" регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного городского поселения Омской области и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов.
На территории Омской области таким органом является Региональная энергетическая комиссия Омской области (постановление Правительства Омской области от 02.11.2011 N 212-п).
Приказом от 19.12.2016 N 537/71 РЭК Омской области установлены тарифы на перевозку граждан автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (г. Омск), которые для муниципальных предприятий г. Омска "Пассажирское предприятие N 4", "Пассажирское предприятие N 7", "Пассажирское предприятие N 8", "Электрический транспорт", а также ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" составляет соответственно 30 руб. 72 коп., 28 руб. 20 коп., 28 руб. 06 коп., 32 руб. 39 коп., 28 руб. 18 коп.
Приказом от 19.12.2017 N 508/79 РЭК Омской области установлены тарифы на перевозку граждан автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (г. Омск), которые для муниципальных предприятий г. Омска "Пассажирское предприятие N 4", "Пассажирское предприятие N 7", "Пассажирское предприятие N 8", "Электрический транспорт", а также ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" составляет соответственно 37 руб. 70 коп., 36 руб. 25 коп., 36 руб. 79 коп., 40 руб. 91 коп., 37 руб. 65 коп.
Для ИП Гаврилова М.С. тарифы на перевозку граждан РЭК Омской области не установлены. За установлением таких тарифов ответчик не обращался.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 14 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года N 92 Омский городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования юрод Омск.
В силу статьи 4 Решения Омского городского Совета от 17.02.2016 N 427 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории г. Омска" Омский городской Совет наделан правом на принятие муниципальных правовых актов г. Омска по вопросам установления мер социальной поддержи граждан по оплате проезда и провоза ручной клади в пассажирском транспорте общего пользования на территории г. Омска.
Статьей 1 Решения Омского городского Совета от 26.12.2012 N 99 "О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории г. Омска" (в редакции Решений Омского городского Совета от 18.06.2014 N 242, от 08.07.2015 N 364, от 25.11.2015 N 400, от 16.03.2016 N 436) установлено, что размер оплаты проезда и провоза ручной клади для пассажиров транспорта общего пользования на территории г. Омска (автобус, троллейбус, трамвай) не должен превышать 22 руб. за разовую поездку (провоз ручной клади) с 01.04.2016.
Финансирование расходов, связанных с компенсацией разницы между предельными тарифами за разовую поездку на перевозку пассажиров в городе Омске в автобусах, троллейбусах, трамваях, установленными Региональной энергетической комиссией Омской области, и размером оплаты проезда и провоза ручной клади, установленного статьей 1 настоящего Решения, осуществляется за счет средств бюджета города Омска (статья 2 Решения).
Таким образом, регулярные перевозки пассажиров по регулируемым тарифам на территории г. Омска осуществляются с оплатой проезда не более 22 руб.
ИП Гавриловым М.С. данное условие соблюдено. Как установлено судом первой инстанции и подтверждено сторонами в судебном заседании апелляционной инстанции, перевозки по соответствующему маршруту осуществляются ответчиком по цене 22 руб. При этом в отсутствие тарифа, установленного РЭК Омской области для маршрута N 110, разница между предельными тарифами за разовую поездку ИП Гаврилову М.С. из бюджета города Омска не возмещается. Следовательно, права муниципального образования в сложившейся ситуации не нарушены, условия договора (о перевозках пассажиров по регулируемой цене) фактически соблюдены, в связи с чем оснований для расторжения договора от 24.11.2015 N 584 не имеется.
Кроме того, как следует из дополнительного соглашения от 05.03.2016 к договору об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 24.11.2015 N 584 пункт 2.2.14 договора сторонами исключен (л.д. 63), поэтому после 05.03.2016 не регламентирует отношения сторон.
Ссылка истца на то, что дополнительным соглашением к договору подпункт 2.2.14 договора, был исключен по ошибке, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку дополнительное соглашение от 05.03.2016 к договору об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 24.11.2015 N 584 заключено в установленной законом (письменной форме), подписано сторонами, скреплено печатями, содержит ясные, четкие формулировки и не вызывает затруднений при толковании.
Таким образом, суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба истца без удовлетворения.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как истец освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 14.03.2018 по делу N А46-18841/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.С. Дерхо |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.