г. Москва |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А40-29536/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Волга"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.05.2018 по делу N А40-29536/18, принятое судьей Нариманидзе Н.А. (148-275)
по заявлению Москомстройинвеста
к ОАО "Волга"
третье лицо: Управление Росреестра по г. Москве
о приостановлении деятельности
при участии:
от заявителя: |
Силантьева Е.В. по дов. от 05.09.2017; |
от ответчика: |
Самсонова Т.Н. по дов. от 03.08.2018, Сысоева Н.Е. по дов. от 28.03.20184 |
от третьего лица: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительство (далее - заявитель, Москомстройинвест) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о приостановлении осуществления деятельности ОАО "Волга" (далее - Общество, ответчик), связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а именно: многоэтажной пристройки к существующему гостиничному комплексу "Волга", расположенному по адресу: г.Москва, ЦАО, район Красносельский, ул. Большая Спасская вл.4, стр. 1, Докучаев пер., вл.2, стр. 1 (кадастровый N земельного участка: 77:01:0003041:11) сроком на один год.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.05.2018 исковые требования Москомстройинвеста удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, ОАО "Волга" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм права и принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении требований. По мнению ответчика, Москомстройинвест не доказал несоблюдение Обществом нормативов финансовой устойчивости, тем самым не доказана необходимость применения такой санкции, как приостановление деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, так как считает его незаконным и необоснованным, принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Представил письменные пояснения на апелляционную жалобу ответчика.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны представителей истца, ответчика, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 123, 156 АПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Волга" осуществляет строительство многоэтажной пристройки к существующему гостиничному комплексу "Волга", расположенному по адресу: г.Москва, ЦАО, район Красносельский, ул. Большая Спасская вл.4, стр. 1, Докучаев пер., вл.2, стр. 1 (кадастровый N земельного участка: 77:01:0003041:11).
Разрешение Мосгосстройнадзора N RU77141000-009458 от 30.05.2014 выдано ОАО "Волга" на строительство многоэтажной пристройки к существующему гостиничному комплексу "Волга" по адресу: г.Москва, ЦАО, район Красносельский, ул. Большая Спасская вл.4, стр. 1, Докучаев пер., вл.2, стр. 1 сроком (с учетом продлений) до 15.05.2018.
Под застройку Объекта застройщиком используется земельный участок с кадастровым номером: 77:01:0003041:11 по Договору аренды земельного участка N М01-018333 от 17.04.2001 на проектирование и строительство (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с ГПЗУ от 15.11.2012 N RU77131000-005590, а именно объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (сроком действия до 15.01.2019).
Согласно сведениям Информационно-аналитической системы Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы" "Управление градостроительной деятельностью" Договор аренды - действует.
Согласно ежеквартальной отчетности, представленной ОАО "Волга" в Москомстройинвест за III квартал 2017 года (вх. N 77-24-1/7-2112 от 27.10.2017), общее количество самостоятельных частей в составе недвижимости, в отношении которых могут заключаться договоры участия в долевом строительстве - 448;
ОАО "Волга" с начала строительства (создания) Объекта заключено 111 договоров участия в долевом строительстве;
дата заключения первого договора участия в долевом строительстве - 18.06.2014;
Общая сумма обязательств по договорам - 2 166 млн. руб.;
Общая сумма неисполненных обязательств по договорам (для расчета) - 2166.9 млн. руб.
Соответственно, ОАО "Волга" привлекает денежные средства участников долевого строительства для строительства Объекта.
Местоположение объекта - в соответствии с Градостроительным планом земельного участка N RU77-141000-005590 от 15.11.2012.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), Правилами предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, ОАО "Волга" обязано предоставлять ежеквартально отчетность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в контролирующий орган.
Правительством РФ принято постановление от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (далее - Постановление Правительства N 233). Пунктом 3 данного постановления закреплены следующие нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика: норматив обеспеченности обязательств (Н1) - не менее 1, норматив целевого использования средств (Н2) - не более 1, норматив безубыточности (Н3) - не менее 1.
По результатам анализа представленной ОАО "Волга" отчетности за III квартал 2016 года (вх. от 31.10.2016 N 77-24-1/6-951), Москомстройинвестом установлено, что в отчетности за III квартал 2016 года содержатся недостоверные сведения о нормативе целевого использования средств (Н2), норматив целевого использования (Н2) составляет 14.5, т.е. больше 1, что не соответствует установленным требованиям п. 3 Постановления Правительства РФ N 233.
По выявленным нарушениям Ответчику было выдано Предписание от 14.12.2016 N 77-21-1409/6-10, которым на застройщика возложена обязанность в срок до 31.03.2017 привести норматив целевого использования средств (Н2) в соответствие с нормами законодательства, не больше 1.
Предписание было вручено 06.12.2016 ОАО "Волга".
Указанное предписание Ответчиком не обжаловано.
В ходе анализа представленной ОАО "Волга" отчетности за IV квартал 2016 года установлено, что законное Предписание Москомстройинвеста от 14.12.2016 не выполнено, норматив целевого использования средств (Н2) за IV квартал 2016 года не соответствует требованиям законодательства; в отчетности за 4 квартал 2016 содержатся недостоверные сведения о нормативе целевого использования средств (Н2).
Норматив целевого использования Н2 не соответствует установленным требованиям п. 3 Постановления Правительства РФ N 233.
В соответствии с отчетностью застройщика за IV квартал 2016, стоимость активов застройщика, не связанных со строительством (сумма строк бухгалтерского баланса 100, 1230, 1240, за исключением незавершенного строительства и долга участников) Общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, за исключением обязательств по ДЦУ (строка 1400+строка 1500 минус неисполненные обязательства по ДДУ), Норматив целевого использования Н2 равен 13,3 (не соответствует нормам законодательства, т.к. более 1).
Однако согласно отчетности застройщика за IV квартал 2016 года (п.3 Приложения N 4) норматив Н2 равен 0.7.
Таким образом, в представленной ОАО "Волга" отчетности за IV квартал 2016 года содержатся недостоверные сведения о нормативе целевого использования средств (Н2).
Норматив целевого использования Н2 не соответствует требованиям п.3 Постановления Правительства РФ N 233.
Указанные факты нарушений застройщиком требований Федерального закона N 214-ФЗ зафиксированы протоколами Москомстройинвеста N 05-07-17-72-01 и N 05-07- 17-72-02 от 27.04.2017 и подтверждаются вступившими в законную силу постановлениями Москостройинвеста от 17.05.2017 N 77-21-728/7 и N 77-21-728/7-1 о привлечении ОАО "Волга" и его должностного лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
По результатам анализа представленной ОАО "Волга" за I квартал 2017 года отчетности (вх. от 28.04.2017 N 77-24-1/7-723), Москомстройинвестом установлено, что норматив целевого использования средств (Н2) составляет 15,41, что не соответствует требованиям п. 3 Постановления Правительства РФ N 233, т.к. он более 1.
В отчетности застройщика за I квартал 2017 года (п.2 Приложение 4) норматив (Н2) также указан 15.41.
В связи с выявленными нарушениями Москомстройинвестом было выдано Ответчику Предписание от 31.05.2017 N 77-21-863/7 в срок до 30.06.2017, по итогам формирования ежеквартальной отчетности за II квартал 2017 года (подача которой предусмотрена до 31.07.2017) привести норматив целевого использования Н2 в соответствие с нормами законодательства - не более 1.
Указанное предписание направлено заказным письмом в адрес застройщика (почтовый идентификатор N 12500911004197), получено адресатом 09.07.2017.
Копия Предписания вручена 08.06.2017 также представителю ОАО "Волга", главному юрисконсульту Самсоновой Т.Н. Предписание не обжаловано, не было выполнено Ответчиком в установленный срок.
Таким образом, норматив целевого использования (Н2) в составе отчетности ОАО "Волга" за I квартал 2017 года не соответствовал требованиям Постановления Правительства РФ N 233 (т.к. был более 1).
Постановлениями N 1 от 17.05.2017 N 77-21-728/7 и N 2 от 17.05.2017 N 77-21-728/7-1 Общество и его генеральный директор привлекались к административной ответственности по ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ и ч.5 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение выданного предписания.
По результатам анализа представленной ОАО "Волга" отчетности за II квартал 2017 года (вх. от 28.07.2017 N 77-24-1/7-1397) (Приложение 21) установлено, что норматив целевого использования средств (Н2) равен 13.3 (не соответствует нормам законодательства, т.к. более 1).
Согласно отчетности застройщика за II квартал 2017 (п.2 Приложения N 4) норматив Н2 равен 14,1.
Постановлениями N 1 от 30.08.2017 N 77-21-1502/7 и N 2 от 30.08.2017 N 77-21-1502/7-1 Общество и его генеральный директор привлекались к административной ответственности по ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ за представление недостоверных сведений.
Постановлениями N 1 от 06.09.2017 N 77-21-1569/7 и N 2 от 06.09.2017 N 77-21-1569/7-1 (по делу об административном правонарушении N 05-07-17-236) Общество и его генеральный директор привлекались к административной ответственности по ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ и ч.5 ст.19.5 КоАП за неисполнение выданного предписания.
В соответствии с отчетностью застройщика за III квартал 2017 года, стоимость активов застройщика, не связанных со строительством (сумма строк бухгалтерского баланса 1100, 1230, 1240, за исключением незавершенного строительства и долга участников) составляет 912 816 руб. Общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве (строка 1400 + строка 1500 минус неисполненные обязательства по договорам участия в долевом строительстве) составляет 56 807 руб.
Соответственно норматив целевого использования Н2 равен (912 816 тыс. руб./56 807) 16.07 (не соответствует нормам законодательства, т.к. он больше 1).
Согласно отчетности застройщика за III квартал 2017 (п. 2 Приложения N 4) норматив Н2 равен 16.07.
Постановлениями N 1 от 27.12.2017 N 77-21-2431/7 и N 2 от 27.12.2017 N 77-21-2431/7-1 (по делу об административном правонарушении N 05-07-17-447) Общество и его генеральный директор привлекались к административной ответственности по ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ и ч.5 ст.19.5 КоАП за невыполнение выданного предписания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о приостановлении осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании п.2, п.4 ч.15 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
В соответствии с п. 2, п. 4 ч. 15 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если: 2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации; 4) застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия;
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, предоставляет ежеквартально в контролирующий орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 утверждены "Правила предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" (далее - Правила), которыми установлены состав, формы и порядок предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно п. 2 Правил, застройщик ежеквартально предоставляет в контролирующий орган отчетность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям, справки, представляемые в случаях, установленных Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Правительством РФ принято постановление от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (далее - Постановление Правительства N 233).
Пунктом 3 данного постановления закреплены следующие нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика: норматив обеспеченности обязательств (Н1) - не менее 1, норматив целевого использования средств (Н2) - не более 1, норматив безубыточности (Н3) - не менее 1.
Из материалов дела следует, что Москомстройинвестом в отношении ОАО "Волга" в период 2016-2017 гг. проводились надзорные мероприятия (проверки) в области долевого строительства.
ОАО "Волга" и его должностное лицо неоднократно в течение одного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона N 214-ФЗ, а именно: по ч.2, 3, 4 ст. 14.28 и ч. 4 и ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ:
- постановление о назначении административного наказания (постановлением N 1 от 17.05.2017 N 77-21-728/7 и постановлением N 2 от 17.05.2017 N 77-21-728/7-1 (по делу об административном правонарушении N 05-07-17-72);
постановлением N 1 от 30.08.2017 N 77-21-1502/7 и постановлением N 2 от 30.08.2017 N 77-21-1502/7-1 (по делу об административном правонарушении N 05-07-17-235);
постановлением N 1 от 06.09.2017 N 77-21-1569/7 и постановлением N 2 от 06.09.2017 N 77-21-1569/7-1 (по делу об административном правонарушении N 05-07-17-236);
постановлением N 1 от 27.12.2017 N 77-21-2431/7 и постановлением N 2 от 27.12.2017 N 77-21-2431/7-1 по делу об административном правонарушении N 05-07-17-447), а также предписаниями Москомстройинвеста от 51.05.2017 N 77-21-863/7, от 14.08.2017 N 77-21-1342/7 и от 06.12.2017 N 77-21-2252/7.
Таким образом, к ОАО "Волга" неоднократно в течение одного года применялись меры административного воздействия, ОАО "Волга" и должностное лицо ОАО "Волга" - генеральный директор Король Э.В. не раз привлекались к административной ответственности за нарушение обязательных требований Федерального закона N 214-ФЗ, в частности, за представление недостоверных сведений в отчетности (ч.3 ст.14.28 КоАП РФ), так и за невыполнение предписаний Москомстройинвеста (ч.4 и ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости применения такой меры воздействия к ответчику, как приостановление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, приостановление деятельности Общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства, не ограничивает ответчика в осуществлении иной хозяйственной деятельности, помимо деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не препятствует в извлечении доходов от продолжения иной деятельности и не является препятствием для осуществления разрешенного строительства жилого комплекса и сдачи его в эксплуатацию, а связано, исключительно, с запретом на двенадцать месяцев осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права и не свидетельствующие об отсутствии правых оснований для удовлетворения заявления Москомстройинвеста.
Обществом как не соблюдались нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации, так и не требования Федерального закона N 214-ФЗ, и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, при этом в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2018 по делу N А40-29536/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.