город Томск |
|
8 июня 2018 г. |
Дело N А45-24855/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Сбитнева А.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. без применения средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Новосибирской области" (07АП-2929/2018) на решение от 15.02.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24855/2017 (судья Голубева Ю.Н.) по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская Клиническая Больница N 19", г Новосибирск (ОГРН 1025403869380) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Новосибирской области", г Новосибирск (ОГРН 1035402470542) третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, о взыскании задолженности в размере 166 000 рублей 23 копеек, неустойки в размере 34 462 рубля 44 копеек,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская Клиническая Больница N 19" (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Новосибирской области" (далее - ответчик, комиссариат) о взыскании задолженности за период с 01.09.2014 по 31.05.2015 в размере 166 000 рублей 23 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 34 462 рублей 44 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 15.02.2018 (резолютивная часть объявлена судом 14.02.2018) с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Новосибирской области" в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская Клиническая Больница N 19 взыскано 166000 рублей 23 копейки задолженности, 34462 рубля 44 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 7009 рублей расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права, апеллянт указывает на то, что средний заработок, выплаченный работникам за время исполнений ими государственных обязанностей не облагается страховыми взносами.
Истец в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны, третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, в связи, с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании статей 123, 156 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.01.2010 между истцом (исполнителем) и ответчиком (заказчиком) был заключен договор N 6 о компенсации расходов по выплате заработной платы медицинским сотрудниками, привлекаемым к медицинскому освидетельствованию граждан, исполняющих воинскую обязанность, а также командировочных расходов, средств на проезд в другую местность и обратно, средств по найму жилья на период привлечения, в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 договора, исполнитель, по заявке заказчика, своим распоряжением выделяет медицинских работников для проведения медицинского освидетельствования граждан, в связи с постановкой на воинский учет, призывом на военную службу, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
В периоды с 01.09.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.03.2015, с 23.03.2015 по 31.03.2015, с 01.04.2015 по 15.07.2015 работники истца участвовали в проведении медицинских обследований граждан для решения вопросов о призыве на военную службу (постановке на воинский учет).
Средний заработок работников истца был компенсирован ответчиком.
В целях получения компенсации страховых взносов, 29.04.2016 истец направил в адрес ответчика претензию с просьбой возместить расходы, связанные с начислением на фонд оплаты труда, а также уплатить проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из обоснованности заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица (пункт 6 статьи 1 Закона N 53-ФЗ).
Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила N 704).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 указанных Правил компенсации подлежат расходы организаций, связанные с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе, при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае: прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Из приведенных выше положений Закона N 53-ФЗ и Правил N 704, следует, что работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности выплачивается (по месту постоянной работы) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
В связи с тем, что в самом Федеральном законе и принятом в соответствии с ним уполномоченным органом - Правительством Российской Федерации - нормативном правовом акте выплаты прямо определены как "средний заработок", следует исходить из этих императивных норм, и квалифицировать эти выплаты иначе, чем средний заработок (с соответствующими начислениями на фонд оплаты труда), суд не вправе.
В связи с чем, отпадает сама возможность правоприменителю изменять правовую природу названных выплат.
Обязанность выплатить работникам (в рассматриваемом деле - за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда является обязанностью работодателя по месту постоянной работы, о чем прямо указано в Законе N 53-ФЗ и Правилах N 704.
Эти выплаты производятся за счет работодателя (часть вторая статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации.
Выплата работодателем по месту постоянной работы своему работнику за время его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности среднего заработка с учетом начисленных на фонд оплаты труда страховых взносов имеет характер гарантии и исключает возможность толковать эти выплаты в качестве "компенсации".
В соответствии с частью второй статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Сам средний заработок не может пониматься под предусмотренными в статье 164 ТК РФ и не входящими в систему оплаты труда компенсационными выплатами, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" (далее - Информационное письмо N 106).
Средний заработок как таковой не может пониматься и в качестве второго вида компенсационных выплат, определенных в статье 129 ТК РФ, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 106.
Выплата работодателем по месту постоянной работы среднего заработка своему работнику производится за счет работодателя, и на этой стадии ответчик в отношениях по выплатам не участвует и не должен участвовать.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Из материалов дела следует, что за период работы медицинских комиссий по проведению медицинского освидетельствования граждан в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ работникам истца был выплачен средний заработок, на который на основании Федерального закона N 212-ФЗ начислены страховые взносы в общей сумме 166 000 рублей 23 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время привлечения работающего гражданина к исполнению государственных обязанностей, в указанном перечне не поименован. В силу приведенных выше положений Закона N 53-ФЗ и Правил N 704, работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности выплачивается (по месту основной работы) средний заработок, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
В данном случае, хотя ответчик не является участником отношений по начислению на фонд оплаты труда страховых взносов и их уплате в бюджеты фондов, отсутствие у него обязанности уплатить страховые взносы не освобождает его от обязанности возместить расходы истца (плательщика таких взносов) на соответствующие цели, поскольку эти отношения возникли между соответствующими фондами и истцом как плательщиком среднего заработка и страховых взносов (организацией, осуществляющей выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам).
Существующая в силу закона обязанность ответчика заключается не в уплате страховых взносов, а в возмещении организации - истцу понесенных расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда, в размере выплаченного специалистам среднего заработка с учетом сумм начисленных и уплаченных страховых взносов.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пункт 1 части 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил N 704 выплата компенсации расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (то есть, включая расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящих Правил осуществляется на основании представленных получателями компенсации сведений о размере фактических расходов с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации (пункт 5 Правил).
Приведенные положения Правил о возмещении (компенсации) организациям понесенных расходов в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ дополнительно к ранее изложенному свидетельствуют, что военный комиссариат обязан компенсировать понесенные расходы организаций, то есть, после завершения последними соответствующих выплат среднего заработка и начисленных страховых взносов, что заведомо исключает как участие комиссариата в отношениях по таким выплатам, так и возможность уменьшать подлежащую возмещению комиссариатом сумму в сравнении с той суммой расходов, что фактически понесены организацией.
При толковании правовых норм подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ как влекущих освобождение комиссариата от возмещения организации работодателю расходов в части сумм, составляющих начисленные на фонд оплаты труда страховые взносы, нарушаются вытекающие из Конституции Российской Федерации универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей страховыми взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.
В иной ситуации у истца возникают обязательные для него расходы, источник покрытия которых отсутствует, что повлечет не основанное на законе возложение бремени этих убытков на истца или - в скрытой неправовой форме - на работников истца.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что расходы истца по уплате страховых взносов подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом N 53-ФЗ, является обоснованным.
Поскольку доказательств возмещения истцу страховых взносов ответчиком не представлено, суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика сумму расходов истца на оплату начислений на фонд оплаты труда (страховые взносы) 166 000 рублей 23 копеек.
По правилам статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком денежного обязательства истец на основании статьи 395 ГК РФ просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 02.06.2015 по 30.08.2017 в размере 34 462 рублей 44 копеек.
Расчет, составленный истцом, судом проверен, признан правомерным и соответствующим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу правильное решение суда первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием для его отмены.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24855/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Новосибирской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24855/2017
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 19"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Седьмой арбитражный апелялционный суд