город Воронеж |
|
9 июня 2018 г. |
Дело N А14-21226/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В., Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Воронежский опытный завод программной продукции": Полищук Р.В., представителя по доверенности от 04.06.2018;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.03.2018 по делу N А14-21226/2017 (судья Аришонкова Е.А), по заявлению акционерного общества "Воронежский опытный завод программной продукции" (ОГРН 1023601548640, ИНН 3662015910), г. Воронеж к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) г.Воронеж о признании частично недействительным решения от 08.11.2017 N 314 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Воронежский опытный завод программной продукции" (далее - АО "ВОЗПП", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление Пенсионного фонда, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 314 от 08.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 5472, 20 руб., пени 853,12 руб. и штрафа в сумме 1138,44 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 22.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом Управление Пенсионного фонда обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что если работодатель в соответствии с Трудовым кодексом установил размер причиненного ему конкретным работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, то отказ работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученного им в натуральной форме. Кроме того, в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ спорные выплаты в числе не подлежащих обложению страховыми взносами не поименованы.
АО "ВОЗПП" возражало на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Управления Пенсионного фонда не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов АО "ВОЗПП" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Итоги проведенной проверки отражены в акте N 314 от 27.09.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки отделением Фонда социального страхования принято решение N 314 от 08.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым АО "ВОЗПП" привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 5737,38 руб., кроме того, Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 28 466,91 руб. и начисленные по состоянию на 31.12.2016 пени в сумме 3696,56 руб.
Не согласившись с принятым решением в части доначисленной суммы страховых взносов в размере 5472, 20 руб., пени 853,12 руб. и штрафа в сумме 1 138,44 руб. Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заваленные требования, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованием части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ).
При этом статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании пп. "а" п. 1 ч.1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско- правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами являются начисленные организацией в пользу работников выплаты и вознаграждения (в том числе в натуральной форме), которые образуют подлежащую определению материальную выгоду (доход) каждого конкретного работника.
Как усматривается из оспариваемого решения, в ходе проведенной Фондом выездной проверки страхователя было установлено, что АО "ВОЗПП" в 2014 - 2016 годах оплатило административные штрафы, в общем размере 12400 руб., наложенные непосредственно на Общество за нарушение правил дорожного движения с использованием принадлежащих Обществу транспортных средств работниками организации - водителями служебных автомобилей.
При этом взыскание суммы оплаченных Обществом административных штрафов с конкретных работников (водителей транспортных средств) не производилось.
Полагая, что уплаченные организацией суммы административных штрафов подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, Управление Пенсионного фонда в оспариваемом решении ссылается на положения ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, в которой оплата административных штрафов за нарушение правил дорожного движения работниками не поименована в числе не подлежащих обложению страховыми взносами выплат.
Учитывая, что указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать приведенные в данной статье выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы, суд области верно признает такой подход Пенсионного фонда необоснованным.
Утверждение Управления о том, что уплата Обществом административных штрафов за нарушение правил дорожного движения приводит к возникновению у работника дохода в виде экономической выгоды, который, в свою очередь, является объектом обложения страховыми взносами, не основан на положениях Федерального закона N 212-ФЗ.
Из вышеприведенных положений Федерального закона N 212-ФЗ с учетом статей 239 и 240 ТК РФ не следует, что неудержание с работников административных штрафов в связи с привлечением Общества (собственника транспортного средства) к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения образует объект обложения страховыми взносами.
То обстоятельство, что названные выплаты не поименованы напрямую в составе сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не является основанием для включения их в облагаемую базу.
Аналогичная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 310-КГ17-662 по делу N А14-166/2016.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Таким образом, судом учтено, что оплата спорной суммы штрафа произведена Обществом в соответствии с положениями законодательства об административных правонарушениях как собственником соответствующих транспортных средств (данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются и подтверждены представленными документами и пояснениями представителей сторон).
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с доводами заявителя об отсутствии оснований для начисления страховых взносов на суммы оплаты наложенных на Общество административных штрафов за нарушение правил дорожного движения работниками - водителями служебных автомобилей, в связи с чем, доначисление решением N 314 от 08.11.2016 заявителю недоимки по страховым взносам в оспариваемой заявителем сумме 5472,20 является неправомерным.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, при установленном судом отсутствии у страхователя обязанности по уплате спорных сумм страховых взносов, начисление пени на указанные суммы в размере 853,12 руб. также является неправомерным.
Аналогичным образом, у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечение АО "ВОЗПП" к ответственности предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 1 138,44 руб., в связи с тем, что факт совершения вменяемого Обществу правонарушения в виде неполной уплаты страховых взносов не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Таким образом, у Управления Пенсионного фонда отсутствовали основания для включения оспариваемых сумм в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое решение N 314 от 08.11.2017.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.03.2018 по делу N А14-21226/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.