г.Самара |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А65-35722/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" - представителей Гумерова М.Р. (доверенность от 18.12.2017), Макаровой И.Д. (доверенность от 01.02.2018),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Залялова Д.А. (доверенность от 09.04.2018),
от третьих лиц: ПАО "Камаз" - представителя Олейника Е.Ю. (доверенность от 01.01.2018),
государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - представителей Хабибуллиной Л.В. (доверенность от 09.01.2018), Валиуллина Б.И. (26.04.2018),
ООО фирма "ТД Аудит Консалтинг" - представитель не явился, извещено,
прокуратуры Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2018 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 апреля 2018 года по делу N А65-35722/2017 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (ОГРН 1141650021534, ИНН 1650297657), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: ПАО "Камаз", Республика Татарстан, г.Набережные Челны, государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Республика Татарстан, г.Казань, ООО фирма "ТД Аудит Консалтинг", Республика Татарстан, г.Набережные Челны, прокуратура Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2 и 3 решения от 03.10.2017 N 05-91/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (далее - ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ о признании незаконными и отмене решения N 05-91/2017 от 03.10.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "КАМАЗ", государственный комитет по тарифам Республики Татарстан (далее - госкомитет по тарифам), ООО фирма "ТД Аудит Консалтинг", прокуратура Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 апреля 2018 года в удовлетворении заявления отказано, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.01.2018 после вступления решения в законную силу отменены. С ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в доход федерального бюджета взыскано 3 000 рублей государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что увеличение уставного капитала произведено в соответствии со действующим законодательством. Согласно действующему законодательству и в целях соблюдения экономических интересов ПАО "КАМАЗ" была произведена оценка объектов, которая была сопоставлена рыночной стоимости. Судом в обжалуемом решении сделан неверный вывод о том, что 107 объектов переданы в уставный капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" после истечения законного срока действия результатов оценки (стр. 8 решения). Отчет независимого оценщика N 73/2014-0 от 04.07.2014 содержит информацию о стоимости имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" по состоянию на 25.06.2014. Рыночная стоимость имущества, указанная в отчете об оценке N 73/2014-0, соответствует уровню рыночной стоимости для аналогичных объектов инженерных сетей, т.к. техническое состояние и комплектность с даты проведения оценки рыночной стоимости не изменились. Более того, актуальность оценки имущества, передаваемого ПАО "КАМАЗ" в качестве вклада в уставный капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", подтверждается письмом ООО "Аудит ТД-Консалтинг" от 21.01.2015 исх.N 04/К. Указанный отчет отвечает всем предъявленным к отчетам оценки требованиям и содержит все необходимые данные.
По мнению заявителя, в обжалуемом решении суд необоснованно соглашается с выводами антимонопольного органа и госкомитета по тарифам о том, что действия ПАО "КАМАЗ" и ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" по передаче объектов в уставный капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", ранее самортизированных до балансовой стоимости, равной 0, и оцененных по рыночной стоимости объектов, являются необоснованными.
Как указывает заявитель в апелляционной жалобе, ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" осуществляет деятельность по тарифам, которые утверждены в установленном законом порядке. Отклонение от установленного тарифа, равно как завышение или занижение установленных государством цен, а также самостоятельное определение таких цен либо неправильный выбор тарифа регулируемой организацией материалами дела не установлено.
В отзывах на апелляционную жалобу УФАС России по Республике Татарстан, госкомитет по тарифам просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "КАМАЗ" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО фирма "ТД Аудит Консалтинг", прокуратуры Республики Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", ПАО "КАМАЗ" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители УФАС России по Республике Татарстан, госкомитета по тарифам возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в УФАС России по Республике Татарстан поступило обращение госкомитета по тарифам, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (423800, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проезд Хлебный, д.27, ИНН 1650297657, КПП 165001001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 01.12.2014).
По результатам рассмотрения данной жалобы и анализа представленных документов и материалов УФАС России по Республике Татарстан установлено следующее.
В адрес государственного комитета Республики Татарстан по тарифам поступило тарифное предложение ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" на 2017 год.
В силу статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с постановлением кабинета министров Республики Татарстан "Вопросы государственного комитета Республики Татарстан по тарифам" N 468 от 15.06.2010 госкомитет по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.
В рамках тарифного регулирования на 2017-2019 годы ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" заявлен рост амортизационных отчислений по всем регулируемым видам услуг на 162,8%. Одним из факторов роста амортизационных отчислений является увеличение уставного капитала ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за счет внесения дополнительного вклада в части основных производственных фондов участником ПАО "КАМАЗ". При этом стоимость указанных объектов водопроводно-канализационного хозяйства увеличена в связи с тем, что ПАО "КАМАЗ" при передаче объектов произвело переоценку независимым оценщиком (согласно решениям единственного участника ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ").
Сопоставление платежей предыдущего года арендной платы и амортизационных отчислений на 2017 год свидетельствует о многократном увеличении стоимости объектов, что повлекло повышение оплаты за счет потребителей, то есть жителей г.Набережные Челны.
Установив, что увеличение в 2017 году суммы амортизационных отчислений в целом по регулируемым услугам ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" на 60,1 млн. руб. оказывает существенное влияние на рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, антимонопольный орган посчитал, что действия ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чемУФАС России по Республике Татарстан издало приказ от 18.04.2017 N 02/213-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (423800, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проезд Хлебный, д.27, ИНН 1650297657, КПП 165001001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 01.12.2014) по пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении на 2017 год.
По результатам рассмотрения дела N 05-91/2017 антимонопольным органом было принято решение от 03.10.2017 следующего содержания:
1. Признать ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (423800, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проезд Хлебный, д.27, ИНН 1650297657, КПП 165001001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 01.12.2014) нарушившим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении на 2017 год.
2. Передать в государственный комитет Республики Татарстан по тарифам имеющуюся информацию и документы для рассмотрения вопроса о корректировке долгосрочных тарифов в соответствии с действующим законодательством.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Республике Татарстан для возбуждения дела об административном правонарушении по фактам, указанным в настоящем решении.
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела N 05-91/2017 о нарушении антимонопольного законодательства, на основании документов, представленных ПАО "КАМАЗ", антимонопольным органом установлено, что ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" входит в одну группу лиц с ПАО "КАМАЗ", определяемую в соответствии со статей 9 Федерального закона N 135-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.
Исходя из выписки из ЕГРЮЛ, единственным участником (учредителем) ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" является ПАО "КАМАЗ".
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 135-ФЗ установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.
Таким образом, на ПАО "КАМАЗ" и ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" распространяются требования и запреты, установленные статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" обратилось в госкомитет по тарифам за утверждением тарифов за 2017 год.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, (далее - Правила регулирования тарифов) регулируемая организация в составе своего тарифного предложения должна предоставить регулятору документы, в том числе подтверждающие права собственности, либо иные законные права владения (пользования) объектами коммунальной инфраструктуры, с помощью которых осуществляется регулируемая деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
По сравнению с предыдущими тарифными заявлениями (с 2013-2016 гг.) амортизационные отчисления существенно увеличены.
Так, в части ливневой канализации все переданные объекты в договоре аренды были с амортизированы до балансовой стоимости равной - 0 руб., соответственно плата по ним отсутствовала. При переоценке балансовая стоимость увеличилась и составила с 381 тыс.руб. до 23,1 млн.руб.; по технической воде сумма амортизации в 2016 году составляла 6471,01 тыс.руб., арендная плата 872,89 тыс.руб. В 2017 году сумма амортизации возросла на 291% (в три раза) на сумму 12 409 тыс.руб. и составила 18880,95 тыс.руб., при этом сумма арендной платы уменьшилась на 54% или 478 тыс.руб.
ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" объясняет рост амортизационных отчислений увеличением уставного капитала ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за счет внесения дополнительного вклада в части основных производственных фондов участником ПАО "КАМАЗ".
Согласно договору N 4657/32/70-14 от 24.06.2014 независимым оценщиком произведена оценка рыночной стоимости внешних сетей водопровода, канализации и сооружений к ним, сетей освещения, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, территория промплощадок ОАО "КАМАЗ", ОАО "ЗРД", ОАО "КИСМ", СМОП УСШ в количестве 107 объектов и подготовлен отчет N 73/2014-О по состоянию на 25.06.2014.
На основании отчета независимого оценщика N 73/2014-О решением единственного участника ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" от 11.02.2015 N 03/2015 уставной капитал общества за счет внесения дополнительного вклада увеличен с 973 240 400 рублей до 1 462 766 800 рублей, из них дополнительный вклад внесен участником общества имуществом в количестве 107 объектов и денежными средствами в сумме 7 825 500 рублей. Стоимость имущества (107 объектов) определена независимым оценщиком (отчет N 73/2014-О по состоянию на 25.06.2014) и составила 568 407 100 рублей.
Передача имущества (107 объектов) ПАО "КАМАЗ" в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" подтверждается актом приема-передачи движимого имущества от 02.04.2015.
Увеличение уставного капитала произведено в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ). Частью 2 данной статьи установлено, что увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Согласно части 3 статьи факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества об увеличении уставного капитала подтверждается его подписью, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариусом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N 14-ФЗ, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей регламентированы Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). В соответствии с абзацем 2 статьи 12 вышеуказанного закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно отчету N 73/2014-О оценка произведена по состоянию на 25.06.2014 составлена 04.07.2014, согласно акту приема-передачи имущество в количестве 107 объектов передано в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" 02.04.2015.
Соответственно, учитывая указания Закона об оценочной деятельности о действии результатов оценки в течение 6 месяцев имущество в количестве 107 объектов переданы после истечения законного срока, поскольку последним днем передачи является 04.01.2015.
Согласно договору N 9180/50020/50 от 13.11.2015 независимым оценщиком произведена оценка рыночной стоимости имущества в количестве 544 объектов и подготовлен отчет N 95/2015-О. Оценка произведена по состоянию на 13.11.2015.
На основании отчета независимого оценщика N 95/2015-О решением единственного участника ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" от 10.12.2015 N 09/2015 установкой капитал общества увеличен за счет внесения дополнительного вклада с 1 462 766 800 рублей до 1 524 045 613 рублей.
Из них дополнительный вклад в уставной капитал общества внесен участником общества имуществом в количестве 544 объектов. Стоимость имущества (544 объектов) определена независимым оценщиком (отчет N 95/2015-О по состоянию на 13.11.2015) и составила 61 278 813 рублей.
Передача имущества (544 объектов) ПАО "КАМАЗ" в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" подтверждается актом приема-передачи движимого имущества от 10.12.2015.
Согласно договору N 2914/8036/50020/50-16 от 05.08.2016 независимым оценщиком произведена оценка рыночной стоимости имущества, расположенного по адресу: Республик Татарстан, г.Набережные Челны, территория завода ПАО "КАМАЗ", в количестве 9 объектов и подготовлен отчет N 2914. Оценка произведена по состоянию на 05.08.2016.
С учетом отчета независимого оценщика N 2914 решением единственного участника ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" от 29.09.2016 N 2914 уставной капитал общества за счет внесения дополнительного вклада увеличен с 1 524 045 613 руб. до 1 524 297 307,90 руб. Из них дополнительный вклад в уставной капитал общества внесен участником общества имуществом в количестве 9 объектов, стоимость которых определена независимым оценщиком (отчет N 2914 по состоянию на 05.08.2016) и составила 251 694,90 рублей.
Передача имущества (9 объектов) ПАО "КАМАЗ" в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" подтверждается актом приема-передачи движимого имущества от 06.10.2016.
Таким образом, в период с 2015 года по 2016 года единственным участником ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" были внесены денежные средства в размере 7 825 500 рублей и имущество в количестве 660 единиц. За указанный период уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" увеличился с 973 240 400 рублей до 1 524 297 307,90 рублей.
В тарифных предложениях ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в предыдущих периодах регулирования, права владения (пользования) на ряд объектов, используемых предприятием в сфере водоотведения и в настоящее время переданных в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", подтверждались договорами аренды, где в качестве арендодателя выступал ПАО "КАМАЗ".
Госкомитету по тарифам в рамках рассмотрения заявления об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение за 2017 год и антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представлен договор аренды недвижимого имущества N 1294/32/07-11 от 01.03.2011 с перечнем имущества ПАО "КАМАЗ", переданного в аренду ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", дополнительными соглашениями N 1-12, являющимися неотъемлемой частью договора аренды.
Исходя из пункта 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю расходов на амортизацию и налога на имущество. При этом иные составляющие арендных платежей в тарифном регулировании не учитываются.
Согласно договору аренды от 01.03.2011 N 1294/32/07-11/5-146 и приложению к нему с расшифровкой суммы арендной платы в части начисленной амортизации, представленным ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в рамках тарифной компании 2017 года, остаточная стоимость (база для формирования амортизационных отчислений) большей части объектов водопроводно-канализационного хозяйства равна 0.
Вместе с тем согласно пункту 2.3.5 договора аренды N 1294/32/07-11 от 01.03.2011 арендатор обязуется нести расходы по содержанию и эксплуатации имущества, пункт 2.3.6 договора указывает на обязанность арендатора своевременно и за счет собственных средств производить текущий и капитальный ремонт имущества.
ПАО "КАМАЗ" ссылается на то, что в целях повышения эффективности эксплуатации, сохранности водопроводных и канализационных сетей, сокращения непроизводственных расходов и в связи с отсутствием в материнской компании специализированной службы по эксплуатации сетей водоснабжения и канализации, подготовлено решение единственного участника о внесение дополнительного вклада в уставной капитал. В результате реализации программы "Реинжиниринг" на ПАО "КАМАЗ" и в целях проведения реконструкции сетей промышленно-коммунальной зоны г.Набережные Челны, возникла необходимость перевода части основных средств в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", так как содержание объектов в рамках договоров аренды не представляется возможным.
Однако исходя из условий договора, бремя содержания имущества, переданного в аренду, лежит непосредственно на арендаторе указанных объектов, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта.
Кроме того, несмотря на то, что ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" ежегодно обращалось в госкомитет по тарифам для утверждения тарифов на водоотведение и водоснабжение, соответствующие амортизационные отчисления в отношении имущества, переданного на основании актов приема передачи от 02.04.2015, от 10.12.2015, от 06.10.2016, были включены только в 2017 году.
На основании информации, представленной госкомитетом по тарифам, комиссией антимонопольного органа установлено, что в 2015 году ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" обратилось в госкомитет по тарифам с предложением об установлении тарифов на 2016-2018 годы (исх. N 92-125-27-2372 от 22.04.2015, вх. N 1978 от 23.04.2015). В указанном письме ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" представило тарифные предложения по всем видам регулируемых услуг и документы согласно приложению к письму. Какой-либо информации, содержащей сведения об увеличении уставного капитала ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за счет внесения дополнительного вклада в части основных производственных фондов единственным участником ПАО "КАМАЗ", не указано. При этом Инвестиционная программа за 2016 год предусматривала в качестве источника финансирования программы, в том числе, и амортизационные отчисления.
Согласно письменным пояснениям (вх.N 13006 от 25.07.2017) госкомитета по тарифам пунктом 14 Правил регулирования тарифов определено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Абзацем 3 пункта 18 Правил регулирования тарифов установлено, что по инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.
Согласно пункту 8 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой.
Таким образом, регулируемая организация вправе представлять дополнительные, подтверждающие документы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов до утверждения тарифов органом регулирования.
Кроме того, уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" был увеличен за счет внесения дополнительного вклада единственным участником общества на основании решения от 11.02.2015 N 03/2015 и объекты включены в состав имущества на основании акта приема-передачи движимого имущества от 02.04.2015.
Повторное увеличение уставного капитала ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за счет внесения дополнительного вклада единственным участником общества было произведено на основании решения от 10.12.2015 N 09/15 и объекты включены в состав имущества на основании акта приема-передачи движимого имущества от 10.12.2015.
Таким образом, уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за счет внесения дополнительного вклада был увеличен до направления предложения об установлении тарифов на 2016-2018 годы. Кроме того, повторное увеличение уставного капитала было произведено в ходе рассмотрения тарифного предложения и до утверждения окончательных тарифов за 2016 год, однако амортизационные отчисления по всем видам регулируемых услуг, образовавшиеся в результате увеличения уставного капитала были заявлены в тарифном предложении только на 2017 год.
Согласно методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции согласился с доводами антимонопольного органа и госкомитета по тарифам о том, что действия ПАО "КАМАЗ" и ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" по передаче объектов в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", ранее "самортизированных" до балансовой стоимости, равной 0, и оцененных по рыночной стоимости объектов являются необоснованными.
В соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в целях установления предельных индексов максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения госкомитет по тарифам проводит работу, предшествующую установлению тарифов, по согласованию инвестиционных программ, разработанных на среднесрочный период регулирования (от трех до пяти лет).
В соответствии с пунктом 8 части 2 Федерального закона N 416-ФЗ "инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения".
Инвестиционная программа утверждается министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по согласованию с органом местного самоуправления и госкомитетом по тарифам.
Согласно пункту 14 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Правил регулирования тарифов по инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенные значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение. Таким образом, регулируемая организация вправе представлять дополнительные материалы в рамках рассмотрения тарифного дела.
Вместе с тем согласно пояснениям представителей госкомитета по тарифам инвестиционная программа ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" на 2017 год и последующие годы не была представлена.
Инвестиционная программа необходима для обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих данную деятельность, для снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества, обеспечения охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения.
Таким образом, при утверждении долгосрочных тарифов наличие инвестиционной программы является обязательным условием, поскольку подтверждает расходы понесенные в результате ее реализации и только в таком случае указанные расходы в виде амортизационных отчислений могут быть включены в тариф.
Госкомитетом по тарифам был проведен сравнительный анализ тарифов, утвержденных с учетом амортизационных отчислений и без их учета. В результате установлено, что тариф на хозяйственно питьевую воду, хозяйственные бытовые стоки, техническую воду до водоподготовки, поверхностные (ливневые стоки), поверхностные стоки ХБС с учетом амортизационных отчислений существенно возросли и их оплату производит потребитель, то есть население.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия, направленные на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для признания действий субъектов нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях ) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
На основании статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, установлено, что изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что действия ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении на 2017 год образуют нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Относительно возможности передачи имущества в уставной капитал без отнесения на всех конечных потребителей, в том числе и население, бремени повторной оплаты расходов на амортизацию суд отмечает следующее.
Из материалов дела видно, что в рамках корректировки долгосрочных тарифов на 2018-2019 годы, а также 2018-2020 годы ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" заявило рост амортизационных отчислений, возникший в связи с увеличением уставного капитала ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за счет внесения дополнительного вклада на основании решений единственного участника ОАО "КАМАЗ", в том числе от 11.02.2015 N 03/2015. Согласно указанному решению дополнительный (неденежный) вклад в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" вносится ПАО "КАМАЗ" самортизированным имуществом, стоимость которого определена независимой оценкой.
Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) передача объектов водопроводно-канализационного хозяйства могла быть осуществлена посредством договора купли-продажи по остаточной стоимости данных объектов.
Учитывая факт, что у 88% передаваемых объектов остаточная стоимость нулевая, соответственно, физический износ основных средств более 100%, следовательно, улучшение технических характеристик объектов водопроводно-канализационного хозяйства не происходило. Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что данные объекты нуждаются в реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, либо частичной ликвидации соответствующих объектов.
В данном случае возможно проведение поэтапной переоценки данных объектов, с учетом их фактического состояния, дифференцированно по видам регулируемых услуг и с определенной периодичностью по периодам регулирования.
Законодательство о тарифном регулировании в сферах водоснабжения и водоотведение позволяет учитывать расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. При этом должно быть соблюдено условие, что средства в виде амортизационных отчислений, полученные в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации.
Указанный факт позволил бы соблюсти принцип соблюдения баланса экономических интересов регулируемых организаций и интересов потребителей услуг и не утяжелять единовременно себестоимость регулируемых услуг для потребителей.
При таких обстоятельствах ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", злоупотребляя своими правами, преследуя цель необоснованного роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, увеличил о суммы амортизационных отчислений в целом по регулируемым услугам, что, в свою очередь, подразумевает причинение вреда другим лицам (население), которые выражаются в повторной оплате указанных расходов. При том, что ряд объектов имели балансовую стоимость, равную "0", то есть население за счет амортизационных отчислений уже полностью оплатило их стоимость, их переоценка и передача в уставный капитал влечет повторную оплату его стоимости в виде повторных амортизационных отчислений.
В ходе судебного заседания был опрошен руководитель ООО фирма "ТД Аудит Консалтинг" Дербенев Г.И., который пояснил, что оценка производилась только видимых объектов, а оценка всего того, что находится "под землей" производилась только по документам, соответственно оценщик не мог реально оценить невидимые объекты.
Учитывая, что у ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" имелась иная законная возможность получения указанных объектов, не нарушая свои права и права других лиц (населения), ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" должно было приобрести указанные объекты вышеописанным способом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п.2 ст. 10 ГК РФ).
В рамках ознакомления с отчетом N 73/2014-0 об оценке недвижимого имущества суд первой инстанции отметил следующее: сроки проведения оценки 10 календарных дней (с 25 июня 2014 года по 04 июля 2014 года) на 107 объектов водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах указанные объекты не могли быть оценены в столь короткий промежуток времени, а объекты, находящиеся под землей, были вовсе не осмотрены и их оценка была только по документам.
Расчет рыночной стоимости недвижимого имущества производился только затратным подходом, сравнительный и доходный подходы не применялись.
Следует отметить, что оценщик мог применить сравнительный подход, поскольку на территории Республики Татарстан имеются объекты-аналоги, чего сделано не было.
Копии технических паспортов, инвентарных карточек представлены заказчиком лишь на часть строений. Технические паспорта имеются на 3 объекта (канализационная насосная станция и два резервуара хозяйственно-фекальных стоков), при этом на остальные объекты копии технических паспортов и инвентарных карточек отсутствуют.
Кроме того, технические паспорта формируются после сдачи объекта в эксплуатацию, соответственно, в них не указываются дефекты элементов конструктивных особенностей объектов недвижимости, на основании которых определяется физический износ. Факты о сколах, трещинах и других дефектах должны быть отражены в актах технического обследования.
Оценщик не производил осмотров, замеров трубопроводов, колодцев и иного имущества, что влияет на достоверность представленных в отчете выводов.
Экономический срок службы инженерных сетей определялся согласно единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утв. постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 года N 1072).
Однако в данном случае следует учитывать, что с 1 января 2002 года введена в действие глава 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", установившая порядок расчета сумм амортизации для целей налогообложения, а в соответствии с указанной главой постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 утверждена классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Учитывая факт нулевой остаточной стоимости, а, следовательно, 100% износа объектов, оценщик применил для определения физического износа некую таблицу, ссылаясь на интернет- источник: www.valnet.ru, в связи с чем физический износ принят в расчетах 60%-90%. При этом в отчете указано, что техническое обследование не производилось, также по данным заказчика часть труб, расположенных под землей "сгнило".
В определении рыночной стоимости учтена предпринимательская прибыль в размере 10% от восстановительной стоимости объектов.
В отчете подтвержден факт того, что за весь период эксплуатации объекты не подвергались реконструкции, модернизации и капитальному ремонту, соответственно, амортизационные отчисления в сумме 324,8 млн.руб., оплаченные в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение конечными потребителями за предыдущие годы услуг не направлялись собственником на улучшение состояния рассматриваемых объектов.
Таким образом, подтверждается факт отнесения на конечных потребителей бремени двойной оплаты указанных расходов, что, в свою очередь, нарушает основной принцип государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения как баланс соблюдения интересов потребителей и поставщиков.
Истечение 6-месячного срока с даты составления отчета об оценке свидетельствует о нарушении ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 26 Федерального стандарта оценки, утвержденный приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N256 (документ был действующий на момент составления отчета).
Из вышеизложенного следует, что отчет основан на неподтвержденной и неполной исследованной информации и документов; истек 6 месячный срок с даты составления отчета об оценке; не проведен замер и осмотр оцениваемого объекта. Более того, в предоставлении для изучения параметров, указанных в инвентарных карточках и технических паспортах указанных объектов, госкомитету по тарифам было отказано.
Представленные ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" расчеты являются прогнозными и не соответствуют нормам действующего законодательства, а также не имеют отношения к существу обжалуемого ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" решения УФАС России по Республике Татарстан N 05-91/2017 от 03.10.2017.
При этом, как отмечает госкомитет по тарифам, ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги оценивается как отношение максимального размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги среди всех месяцев года по потребителю с наиболее невыгодным для потребителя (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг (степенью благоустройства) к размеру вносимой этим гражданином платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года.
Представленный ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" расчет платы граждан за коммунальные услуги для средней семьи из трех человек не соответствует основам формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400. В своих расчетах ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" исходит из потребления гражданином в месяц питьевой воды в количестве 2 куб.м (2,4 куб.м хозбытовых стоков).
Однако согласно данным исполнительного комитета г.Набережные Челны, являющего ответственным лицом за предоставление информации и благоустроенности жилого фонда г.Набережные Челны, в городе имеются дома, в которых применяется норматив потребления питьевой воды 5,51 руб./куб.м (12-этажные дома с электроплитами), а также дома с благоустроенностью, которой соответствует норматив потребления питьевой воды 7,28 руб./куб.м (с водонагревателями и многоточечным водоразбором).
Кроме того, в летние месяцы у гражданина отсутствует плата за отопление, в связи с чем возрастает доля услуг холодного водоснабжения и водоотведения в совокупном платеже до 32%.
Следовательно, наиболее невыгодные условия с точки зрения прироста платы граждан за коммунальные услуги будут у следующих потребителей:
1) проживающих в 12-этажных домах и оплачивающих услуги холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, электроснабжения;
2) проживающих в домах, оборудованных водонагревателями и многоточечным водоразборном, оплачивающих услуги холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения.
В части расчета прогнозных тарифов на 2017 год, в случае исключения суммы амортизационных отчислений на услуги, оказываемые ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в сфере водоснабжения и водоотведения, фигурирующий в решении УФАС России по Республике Татарстан, необходимо отметить, что расчет произведен исходя из амортизационных отчислений и затрат на арендную плату, учтенных при установлении тарифов на 2016 год. Отсутствие в указанном расчете прогнозных тарифов на 2017 год по технической воде (оборотная, повторно-используемая) и сточным водам (химические, шламовые) не представлен, поскольку на момент обращения госкомитета по тарифам в УФАС России по Республике Татарстан (январь 2017 года), ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" не обратилось в госкомитет по тарифам с заявлением на установление тарифов по указанным видам регулируемых услуг.
На основании вышеизложенного в совокупности суд первой инстанции пришёл к выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения заявителем требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении на 2017 год, и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что увеличение уставного капитала произведено в соответствии со действующим законодательством, а также о соответствии отчета независимого оценщика N 73/2014-0 от 04.07.2014 всем предъявленным к отчетам оценки требованиям, не принимаются, так как в вину обществу вменяется не сам по себе факт увеличения уставного капитала, а совершение запрещенных антимонопольным законодательством действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей, в частности, действия, направленные на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Ссылка на то, что судом в обжалуемом решении сделан неверный вывод о том, что 107 объектов переданы в уставный капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" после истечения законного срока действия результатов оценки, несостоятельна.
Заявителем не опровергнут тот факт, что согласно договору аренды от 01.03.2011 N 1294/32/07-11/5-146 и приложению к нему с расшифровкой суммы арендной платы в части начисленной амортизации, представленным ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в рамках тарифной компании 2017 года, остаточная стоимость (база для формирования амортизационных отчислений) большей части объектов водопроводно-канализационного хозяйства равна 0. Например, в части ливневой канализации все переданные объекты в договоре аренды были самортизированы до балансовой стоимости равной - 0 рублей, соответственно плата по ним отсутствовала. При этом при переоценке балансовая стоимость увеличена и составила с 381 тыс.руб. до 23,1 млн.руб. По технической воде сумма амортизации в 2016 году составляла 6471,01 тыс.руб., арендная плата 872,89 тыс.руб. В 2017 году сумма амортизации возросла на 291% (в три раза) на сумму 12 409 тыс.руб. и составила 18880,95 тыс.руб., при этом сумма арендной платы уменьшилась на 54% или 478 тыс. руб.
За весь период эксплуатации рассматриваемые объекты не подвергались реконструкции, модернизации и капитальному ремонту, соответственно, амортизационные отчисления в сумме, превышающей 300 млн.руб., оплаченные в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение конечными потребителями за предыдущие годы услуг не направлялись на улучшение состояния объектов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что, учитывая передачу ранее арендуемых объектов в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" с измененной первоначальной стоимостью, амортизационные отчисления по которым ранее уже были учтены, на конечного потребителя ложится бремя двойной оплаты указанных расходов.
При этом, несмотря на то, что ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" ежегодно обращалось в госкомитет по тарифам для утверждения тарифов на водоотведение и водоснабжение, соответствующие амортизационные отчисления в отношении имущества, переданного на основании актов приема-передачи от 02.04.2015, от 10.12.2015, от 06.10.2016, были включены только в 2017 году.
Согласно отчету N 73/2014-0 оценка произведена по состоянию на 25.06.2014, отчет составлен 04.07.2014, согласно акту приема-передачи имущество в количестве 107 объектов передано в уставной капитал ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" 02.04.2015. Соответственно, учитывая положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" о действительности результатов оценки в течение 6 месяцев, имущество (107 объектов) передано после истечения законного срока, поскольку последним днем передачи является 04.01.2015. Заявителем не опровергнут факт истечения 6-месячного срока с даты составления отчета об оценке.
Как указано заявителем, оценка была начата заблаговременно, а указание на срок 10 календарных дней относится к сроку заключения договора об оказании оценочных услуг. Вместе с тем в материалы дела не представлено относимых и допустимых доказательств в подтверждение факта начала работ в сроки, отличные от указанных в договоре.
Возражения заявителя относительно квалификации действий общества по п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции отклоняются.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия, направленные на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с действующим законодательством представление документов и материалов, обосновывающих размер необходимой валовой выручки, осуществляется регулируемой организацией.
Исходя из разъяснений Президиума ФАС России N 10 от 29.08.2017, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 N 17, на которые ссылается заявитель, под порядком ценообразования понимается формирование, расчет установление тарифа на продукцию, товары либо услуги. Соответственно действия ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении на 2017 год, подпадают под действие пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на соответствие своих действий требованиям законодательства. Между тем в рассматриваемом случае антимонопольный орган рассматривал факт наличия в действиях заявителя состава нарушения норм Закона о защите конкуренции, которое не ставится в зависимость от нарушения иных правовых актов.
С учетом представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции полагает доказанным наличие в действиях заявителя нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. При этом приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 02 апреля 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя. Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, до настоящего времена госпошлина не уплачена, подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 апреля 2018 года по делу N А65-35722/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.