7 июня 2018 г. |
Дело N А84-4823/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 07.06.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии представителей: от Департамента финансов города Севастополя - Рублевой Е.В., доверенность от 10.01.2018 N 04/09.1-20/18; от Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю - Кирюхиной Я.Н., доверенность от 22.12.2017 N 01-53/58,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Севастопольский завод напитков" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.02.2018 по делу N А84-4823/2017 (судья Александров А.Ю.), по заявлению Департамента финансов города Севастополя к акционерному обществу "Севастопольский завод напитков", при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю, о взыскании задолженности по уплате налогов и сборов,
установил:
Департамент финансов города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о взыскании с акционерного общества "Севастопольский завод напитков" задолженности по уплате налогов и сборов за 2014 год в сумме 1685254,39 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.02.2018 по делу N А84-4823/2017 в удовлетворении заявлений акционерного общества "Севастопольский завод напитков" о применении последствий пропуска срока исковой давности - отказано.
Требование Департамента финансов города Севастополя удовлетворено полностью.
Взыскана с акционерного общества "Севастопольский завод напитков" в доход бюджета города Севастополя задолженность по уплате налогов и сборов за 2014 год в сумме 1 685 254, 39 рублей, из которых: 869 600,69 рублей - задолженность по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование за октябрь 2014 г., ноябрь 2014 г. и декабрь 2014 г.; 815 653,70 рублей - налог на добавленную стоимость за август 2014 г., сентябрь 2014 г. и ноябрь 2014 г.
Взыскана с акционерного общества "Севастопольский завод напитков" в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 29 853,00 рубля.
Не согласившись с указанным решением, акционерное общество "Севастопольский завод напитков" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на пропуск Департаментом срока обращения в суд с настоящими требованиями и отсутствие оснований у суда для применения сроков исковой давности, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзывах на апелляционную жалобу Департамент финансов города Севастополя, Управление Федеральной налоговой службы по городу Севастополю возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержали решение суда первой инстанции.
Представитель акционерного общества "Севастопольский завод напитков", в судебное заседание не явился, учитывая наличие надлежащего извещения о дате и времени судебного заседания, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Акционерное общество "Севастопольский завод напитков" зарегистрировано в качестве юридического лица Нахимовской районной государственной администрацией в г. Севастополе 15.09.1995. Запись о приведении АО "Севастопольский завод напитков" в порядке статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 09.12.2014, что подтверждается соответствующей выпиской.
Судом установлено, что на основании статей 213-217, 223 Налогового кодекса Украины, статей 17, 22 Закона N 2-ЗС в период с октября 2014 года по ноябрь 2014 года АО "Севастопольский завод напитков" были представлены в налоговый орган города Севастополя расчеты о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного содержания, помощи, компенсации) застрахованных лиц и сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов (далее - Расчеты). Согласно строке 8 Расчетов общая сумма единого взноса, который подлежал уплате в переходном периоде 2014 года, составляла 4 964 958,97 рублей, в том числе:
за октябрь 2014 года (Расчет N 25615 от 19.11.2014) в сумме 473 868,54 руб.;
за ноябрь 2014 года (Расчет N 30092 от 11.12.2014) в сумме 369 602,84 руб.;
за декабрь 2014 года (Расчет N 35429 от 18.12.2014) в сумме 90 129,49 руб.
По информации Налоговой инспекции в Нахимовском районе Налоговой службы города Севастополя (исх. N 252/9/92-03 от 29.12.2014), переданной в Правительство Севастополя (вх. N 114/34/1-15 от 12.01.2015), сумма задолженности АО Севастопольский завод напитков" по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование на 29.12.2014 составляла 997957,19 рублей.
Частично указанная задолженность была погашена АО "Севастопольский завод на сумму 128 356,50 рублей (платежным поручением N 489 от 18.09.2015 на сумму 78 356,50 рублей и платежным поручением N 913 от 06.10.2017 на сумму 50 000,00 рублей) по требованиям, выставленным Департаментом финансов города Севастополя.
Учитывая, что погашение задолженности производится в хронологическом порядке по срокам ее начисления, то неоплаченными остались суммы, самостоятельно начисленные плательщиком за декабрь, ноябрь, октябрь 2014 года. На дату обращения заявителя в суд и рассмотрения спора судом задолженность АО "Севастопольский завод напитков" по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование составила 869 600,69 рублей.
АО "Севастопольский завод напитков" в переходном периоде 2014 года в Налоговую инспекцию в Нахимовском районе Налоговой службы города Севастополя предоставлены декларации по налогу на добавленную стоимость.
Общая сумма налога на добавленную стоимость, который подлежал уплате в переходном периоде 2014 года, составляла 3 590 139,7 рублей, в том числе:
за август 2014 года (N 18745 от 22.09.2014) к уплате по сроку 30.09.2014 подлежали налоговые обязательства (строка 25) в сумме 707 020 рублей;
за сентябрь 2014 года (N 22049 от 20.10.2014) к уплате по сроку 30.10.2014 подлежали налоговые обязательства (строка 25) в сумме 197 539 рублей;
за ноябрь 2014 года (N 35545 от 18.12.2014) к уплате по сроку 19.12.2014 подлежали налоговые обязательства (строка 25) в сумме 222 380 рублей.
По информации Налоговой инспекции в Нахимовском районе Налоговой службы города Севастополя (исх. N 252/9/92-03 от 29.12.2014), переданной в Правительство Севастополя (вх. N 114/34/1-15 от 12.01.2015), сумма задолженности АО "Севастопольский завод напитков" по налогу на добавленную стоимость на 29.12.2014 составляла 915 653,7 рублей.
Частично указанная задолженность была погашена АО "Севастопольский завод напитков" на сумму 100 000 рублей (платежным поручением N 487 от 18.09.2015 на сумму 50 000 рублей и платежным поручением N 912 от 06.10.2017 па сумму 50 000 рублей) по требованиям, выставленным Департаментом финансов города Севастополя.
На дату рассмотрения спора судом задолженность АО "Севастопольский завод напитков" по налогу на добавленную стоимость составила 815 653,70 рубля. Учитывая, что погашение задолженности производится в хронологическом порядке по срокам ее начисления, то неоплаченными остались суммы, самостоятельно начисленные плательщиком за ноябрь, сентябрь, август 2014 года.
Таким образом, общая сумма непогашенной задолженности АО "Севастопольский завод напитков" по самостоятельно начисленным денежным обязательствам составила 1685254,39 рублей, в том числе по единому взносу - 869 600,69 рублей и налогу на добавленную стоимость - 815 653,70 рублей.
Как следует из материалов дела, 14.05.2015 за исх. N 03.2-28/1462 заявителем в адрес должника направлено письмо (требование) об уплате задолженности по НДС на сумму 915653,70 рублей, по земельному налогу с юридических лиц на сумму 68567,74 рубля, по единому социальному взносу в сумме 997957,19 рублей, по сбору на спецводопользование в сумме 71643,50 рублей, после чего задолженность была частично погашена. 02.10.2017 заявителем в адрес АО "Севастопольский завод напитков" направлено письмо N 2212/20-03.1-33/17 с требованием N 4 о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя в виде задолженности по уплате налогов и сборов в сумме 1785254,39 рублей, в том числе - по единому взносу - 919 600,69 рублей и налогу на добавленную стоимость - 865 653,70 рублей. С учетом частичной оплаты задолженности на сумму 100000,00 руб. общая сумма задолженности АО "Севастопольский завод напитков" по уплате налогов и сборов в переходном периоде составила 1685254,39 рублей.
Поскольку обществом в установленные сроки требования не были исполнены, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент является уполномоченным органом на взыскание спорной задолженности и, поскольку доказательств уплаты указанной суммы в доход бюджета города Севастополя обществом в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу, что требования Департамента о взыскании с АО "Севастопольский завод напитков" в доход бюджета города Севастополя задолженности по по уплате налогов и сборов в переходном периоде в размере 1685254,39 рублей являются законными и подлежат удовлетворению. Судом также установлено наличие оснований для применения к спорным правоотношениям сроков исковой давности, установленных статьей 196 ГК РФ.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции соглашается ввиду следующего.
Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций определен главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Так, статья 212 АПК РФ определяет, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (статья 213 АПК РФ).
Как определено статьей 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 15 Закона N 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Во исполнение приведенной нормы Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" (далее - Закон N 2-ЗС), которым определен порядок применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период.
Статьей 1 Закона N 2-ЗС предусмотрено, что до 1 января 2015 года на территории города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 4 Закона Украины от 08.07.2010 N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - ЗУ N2464- VI) АО "Севастопольский завод напитков" являлось плательщиком единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос) и должно было уплачивать единый взнос, а также представлять отчетность по единому взносу в порядке и в сроки, установленные статьей 9 ЗУ N2464-VI.
Согласно статье 9 ЗУ N 2464- VI во время каждой выплаты заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм плательщики обязаны уплачивать начисленный на эти выплаты единый взнос в размере, установленном для таких плательщиков (авансовые платежи).
Исходя из п. 203.2 ст. 203 Налогового кодекса Украины, ст.17 Закона N 2-ЗС плательщик налогов должен самостоятельно уплатить сумму налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, определенную в поданной им декларации, в течении 10 календарных дней после граничного срока предоставления декларации (по п. 203.1 граничный срок предоставления декларации за налоговый период - месяц равен 20 календарных дней после окончания отчетного месяца).
По правилу части 12 статьи 34 Закона N 2-ЗС в случае неуплаты налогов и сборов, указанных в настоящей статье, налоговые органы города Севастополя имеют право принять меры, предусмотренные действующим законодательством.
Следовательно, при наличии по состоянию на 01.01.2015 у АО "Севастопольский завод напитков", равно как и у иных субъектов предпринимательской деятельности, возникшей в переходный период задолженности по налогам и сборам перед бюджетом города Севастополя, то налоговые органы Севастополя обязаны были направить налогоплательщику в течение января 2015 года соответствующие налоговые требования (часть 2 статьи 30 Закона N 2-ЗС) и, в случае их неисполнения в установленный срок (8 рабочих дней), - в течение шести месяцев после истечения этого срока обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующей налоговой задолженности.
Для реализации указанного Закона была создана Налоговая служба города Севастополя, которая, являлась администратором налогов и сборов переходного периода 2014 года.
Вместе с тем, распоряжением Правительства Севастополя от 29.12.2014 N 565 "О ликвидации Налоговой службы города Севастополя" деятельность Налоговой службы города Севастополя с 29.12.2014 прекращена, соответственно, с 29.12.2014 года налоговый орган, уполномоченный на взыскание, в порядке, установленном Законом N 2-ЗС, налогов и сборов переходного периода 2014 года прекратил свое действие.
С 1 января 2015 года уполномоченным органом по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, является ФНС России, при этом УФНС России по г. Севастополю не является правопреемником прав и обязанностей Налоговой службы города Севастополя.
С целью урегулирования расчетов с бюджетом города по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся на лицевых счетах налогоплательщиков в переходном периоде, постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП был утвержден Порядок (далее по тексту - Порядок N 308) и определен орган, уполномоченный на взыскание задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, контроль за которыми в переходный период осуществлялся Налоговой службой города Севастополя и ее территориальными органами, - Департамент.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 308 уполномоченный орган (Департамент) осуществляет работу по реализации данного Порядка на основании переданной Правительством Севастополя информации, сформированной налоговыми органами города Севастополя, об ориентировочном расчетном сальдо сумм задолженности и (или) излишне уплаченных сумм по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 26 декабря 2014 года включительно (далее по тексту - сальдо расчетов).
Согласно пункту 4 Порядка N 308 уполномоченный орган корректирует сальдо расчетов по каждому плательщику и источнику доходов бюджета на сумму, определенную к оплате в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 2 декабря 2014 N 87-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 18 апреля 2014 года N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" на основании предоставленных налогоплательщиком данных налоговой отчетности за 2014 год.
Пунктом 6 Порядка N 308 установлено, что задолженность (отрицательное значение) по налогу, сбору, иному обязательному платежу и единому социальному взносу, подтвержденная информацией из сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику, подлежит оплате (взысканию). Уполномоченный орган направляет налогоплательщику требование о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя и сведения о реквизитах счета, значения ИНН и КПП получателя (уполномоченного органа), кода бюджетной классификации и другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджет. Налогоплательщик самостоятельно перечисляет сумму образовавшейся задолженности в бюджет города Севастополя до первого июля 2015 года.
Согласно пункту 7 Порядка N 308 в случае самостоятельного непогашения налогоплательщиком задолженности перед бюджетом города Севастополя, Уполномоченный орган формирует с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Порядка и положений пунктов 8 и 10 постановления Правительства Севастополя, которым утвержден настоящий Порядок, и направляет в судебный орган исковое заявление о взыскании задолженности в бюджет города Севастополя по налогам, сборам, иным обязательным платежам, а также единому социальному взносу, которые контролировались налоговыми органами города Севастополя.
Учитывая, что Департамент финансов города Севастополя в переходный период не являлся налоговым органом, входящим в состав Налоговой службы города Севастополя, в настоящее время также не является налоговым органом, входящим в систему налоговых органов Российской Федерации, при реализации полномочий, предоставленных ему в соответствии с Порядком N 308, он не вправе производить взыскание спорных задолженностей в бесспорном порядке, а также не должен соблюдать порядок и сроки взыскания спорных задолженностей, установленных законодательством о налогах и сборах именно для налоговых органов.
Вместе с тем, порядок расчетов с бюджетом города Севастополя по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся в переходном периоде, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП, каких-либо специальных сроков для взыскания Уполномоченным органом (Истцом) сумм задолженностей не содержит. Указанный в п.6 Порядка срок 1 июля 2015 года определяет лишь срок, в который налогоплательщики, имеющие задолженности перед бюджетом города Севастополя, должны были уплатить ее самостоятельно, но не является пресекательным сроком для направления Уполномоченным органом требований о погашении задолженностей перед бюджетом, а также для обращения его в суд с иском о взыскании задолженностей.
Кроме того, согласно абзаца 2 пункта 7 Порядка N 308-ПП, введенного Постановлением Правительства Севастополя от 06.10.2016 N 933-ПП, прямо предусмотрено, что срок для обращения в судебный орган с исковым заявлением определяется в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, наличие по состоянию на 01.01.2015 у АО "Севастопольский завод напитков" задолженности по уплате налогов и сборов в переходном периоде в размере 1685254,39 рублей.
Поскольку деятельность Налоговой службы города Севастополя, осуществлявшей администрирование спорных платежей в переходный период, прекращена Распоряжением Правительства Севастополя от 29.12.2014 N 565, спорные суммы следует рассматривать как задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет города Севастополя, образовавшуюся в переходный период, подлежащую взысканию в особом порядке специально уполномоченным органом.
В рассматриваемом случае, срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ для обращения Департамента финансов города Севастополя в суд с иском о взыскании задолженности по налогам и сборам исчисляется с момента официального наделения Департамента полномочиями по взысканию задолженности по налогам и сборам, контроль за которыми в переходный период осуществлялся Налоговой службой города Севастополя, то есть с момента вступления специального нормативного правового акта, регулирующего указанные правоотношения, - Постановления Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП в законную силу.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о необоснованности указания в мотивировочной части обжалуемого решения на невозможность применения к спорным правоотношениям сроков исковой давности отклоняется судебной коллегией.
При названных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.02.2018 по делу N А84-4823/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Севастопольский завод напитков" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.