г. Самара |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А65-8412/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Кувшинова В.Е., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны - представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещено,
от Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан- Бузина Н.К. (доверенность от 07.03.2018),
от Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Бузина Н.К. (доверенность от 01.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.03.2018 по делу N А65-8412/2017 (судья Назырова Н.Б.)
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны (ОГРН 313167710200020, ИНН 165035821696), г.Набережные Челны,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), г.Казань,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан,
о признании недействительными решений от 06.02.2017 об отказе в государственном учете изменений объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление) о признании недействительными решений от 06.02.2017:
- N 16-0-1-228/3009/2016-2096 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:210,
- N 16/17-7071 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:295,
- N 16/17-7140 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:277,
об отказе в государственном учете изменений объектов недвижимости в части категории земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж1 - жилая застройка", согласно Генеральному плану Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан;
об обязании внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости:
- в категорию земель земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102402:210, 16:39:102402:295, 16:39:102402:277, расположенных по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, с. Большая Шильна, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", в разрешенный вид использования земельных участков: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж1 - жилая застройка".
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - третье лицо-1, Кадастровая палата); Исполнительный комитет Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан (далее - третье лицо-2) и Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее -третье лицо-3).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.07.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2017 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что действия регистратора по отказу в государственной регистрации правомерны и обоснованы, не противоречат действующему законодательству, решение об отказе в государственной регистрации принято правомерно.
В судебном заседании представитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан доводы апелляционной жалобы регистрирующего органа поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказано в удовлетворении ходатайства представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Проверив материалы дела, выслушав представителя лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:210 площадью 618 373 кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, тер. ДНП УК "Усадьба", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.10.2015 (т. 1 л.д. 13); собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:277 площадью 38 349 кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", в 1750 метрах южнее н.п. Большая Шильна, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.12.2014 (т. 1 л.д. 31) и от 05.11.2015 (т. 1 л.д. 32); собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:295 площадью 76 799, 11 кв.м. категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, ПК "Камский", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 05.11.2015 (т. 1 л.д. 22).
25.10.2016 Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. обратилась в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости, приложив к заявлениям выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно отсутствием документов для изменений сведений о разрешенном использовании земельных участков Кадастровая палата решениями от 03.11.2016 N 1600/501/16-123461, N 1600/501/16-123511, N 1600/501/16-123339 приостановила осуществление кадастрового учета, пояснив, что в представленной выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 не указаны сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, утвержденные для данной территориальной зоны и отсутствует информация о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями Управления Росреестра по Республике Татарстан от 06.02.2017 N 16/17-7-73 (вынесенному по заявлению 16-0-1-228/3009/2016-2096, по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:210), N 16/17-7071 (по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:295), N 16/17-7140 (по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:277) заявителю отказано в учете изменений объектов недвижимости.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужило истечение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В силу п. 1 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
Исходя из положений п. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,13-20, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
С учетом того, что Совет Малошильнинского сельского поселения, утвердивший Генеральный план сельского поселения, в установленные сроки не направил сведения о категории земли, о разрешенном виде использования земли в кадастровый орган относительно рассматриваемых земельных участков, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. самостоятельно обратилась в кадастровый орган с соответствующим заявлением в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением категории земли и изменении разрешенного вида использования земельного участка. К данному заявлению была приложена выписка из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7.
06.02.2017 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан приняло решения об отказе в учете изменений объектов недвижимости - спорных земельных участков, ссылаясь на ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, в связи с тем, что не представлены необходимые для государственного кадастрового учета изменений документы: отсутствует документ, подтверждающий изменение сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
У кадастрового органа не было необходимости для обращения в органы муниципальной власти для истребования документов, так как необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведениях о категории земли и разрешенного вида использования земли были предоставлены при подаче заявления о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости.
Орган кадастрового учета не проводит правовую экспертизу представленных на кадастровый учет документов (письмо Министерства экономического развития РФ, ФГБУ "ФКП Росреестра" от 23.05.2014 N 10-1886-КЛ).
В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в п. 2 ч. 2 ст. 25 ГрК РФ. Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102402:210, 16:39:102402:295, 16:39:102402:277, расположенные по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, с. Большая Шильна, согласно Генеральному плану Малошильнинского сельского поселения и решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселения" РТ от 16.12.2014 N 12/7 являются территорией жилой застройки, вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1 - зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования.
Таким образом, в рассматриваемом случае перевод завершен в момент утверждения Генерального плана, которым установлены границы населенного пункта, а также включения спорных земельных участков в границы этого населенного пункта.
Закрепленные в ст. 8 Закона N 172-ФЗ особенности перевода для земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов состоят в том, что установление или изменение границ населенных пунктов само по себе является переводом, информация о котором в уведомительном порядке направляется в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного у ответчика отсутствовали основания для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесение изменений в категорию земли и разрешенного вида использования спорных земельных участков, согласно утвержденному Генеральному плану территории Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2017 по делу N А65-30645/2015, от 03.05.2018 по делу N А65-9158/2017.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относилось утверждение генеральных планов поселения.
В спорном случае Генеральный план Малошильнинского сельского поселения был утвержден решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" 16.12.2014, то есть до 01.01.2015.
Пунктом 21 статьи 5 Устава муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан", утвержденного 01.08.2012 N 8/1, утверждение генеральных планов поселения относилось к вопросам местного значения поселения.
Как правильно указал суд первой инстанции, решение Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" при рассмотрении настоящего дела не имеет правового значения, поскольку не отменяет установленных по делу обстоятельств.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.03.2018 по делу N А65-8412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8412/2017
Истец: Крестьянское фермерское хозяйство Мохтарова Лейсан Фаридовна, г.Набережные Челны, Мохтаровой Л.Ф.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по Республике Татарстан), г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г.Москва
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16649/2022
03.02.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21074/2021
12.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51033/19
03.07.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6102/19
30.11.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36911/18
08.06.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5992/18
15.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8412/17
13.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26824/17
05.09.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11709/17
05.09.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12108/17
20.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9258/17