г. Казань |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А65-9158/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Груздевой Е.И. (доверенность от 09.01.2018),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-9158/2017
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Гладкова Евгения Николаевича, Республика Татарстан, г. Набережные Челны (ОГРНИП 313167710200031, ИНН 165036348433) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, д. Малая Шильна, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, д. Малая Шильна, Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, о признании недействительным решения и об обязании,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства Гладков Е.Н. (далее - заявитель, глава КФХ Гладков Е.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ, Управление) о признании недействительным решения от 06.02.2017 N 16-0-1-228/3009/2016-2087 об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесения изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:102501:117, согласно утвержденному генеральному плану Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, об обязании Управления внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенный вид использования: "основной вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж1 - зона жилой застройки", земельного участка с кадастровым номером 16:39:102501:117.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 отменено. Принят по делу новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Росреестра по РТ от 06.02.2017 N 16-0-1-228/3009/2016-2087 об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесения изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:102501:117, согласно утвержденного генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. Суд обязал Управление внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенный вид использования: "основной вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж1 - зона жилой застройки", земельного участка с кадастровым номером 16:39:102501:117, расположенного по адресу: с. Ильбухтино, Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по РТ просит постановление отменить, решение оставить в силе, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, глава КФХ Гладков Е.Н. на основании договора дарения земельного участка от 06.04.2016 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102501:117, площадью 38 400 кв. м, сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, х-во ПК "Камский", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 19.04.2016 N 16-16/041-16/127/001/2016-7301/2 (т. 1 л.д. 12).
С целью внесения произведенных Генеральным планом изменений в сведения объектов недвижимости - принадлежащих заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно, изменение категории земли и разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, глава КФХ Гладков Е.Н. обратился в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, приложив к заявлению выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно отсутствием документов для изменений сведений о разрешенном использовании и категории земельных участков ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ решением N 1600/501/16-123424 от 03.11.2016 приостановило осуществление кадастрового учета, пояснив, что в представленной выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 не указаны сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, утвержденных для данной территориальной зоны и отсутствует информация о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решением ответчика от 06.02.2017 N 16-0-1-228/3009/2016-2087 заявителю отказано в учете изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа послужило отсутствие необходимых документов, подтверждающих изменение разрешенного использования и категории земельных участков.
Не согласившись с отказом в осуществлении государственного кадастрового учета, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что у Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" отсутствуют соответствующие полномочия по утверждению генерального плана сельского поселения, что свидетельствует о ничтожности решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" от 16.12.2014 N 12/7.
Отменяя решение и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у кадастрового органа не было необходимости для обращения в органы муниципальной власти для истребования документов, так как необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведениях о категории земли и разрешенного вида использования земли были предоставлены при подаче заявления о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости, а именно: выписка из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно статье 16 Закона о кадастре недвижимости основанием для осуществления кадастрового учета является изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре недвижимости при поступлении заявления о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка и отсутствии необходимых документов об этом орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает соответствующие документы из уполномоченных органов государственной власти или органа местного самоуправления.
По своему целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, перечень которых приведен в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). К числу самостоятельных категорий, перечисленных в указанной статье, относятся "земли сельскохозяйственного назначения" и "земли населенных пунктов".
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границ населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) в связи с переводом земельных участков из одной категории земель в другую установлен, в частности, статьей 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе).
В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Аналогичные правила установлены статьей 8 ЗК РФ, согласно которой перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу статьи 9 Закона о кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о переводе установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Процедура утверждения генерального плана городского округа состоялась, то акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков.
При этом, исходя из положений части 3 статьи 8 Закона о переводе, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о переводе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Таким образом, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости по заявительному принципу.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 8-ФЗ "О землеустройстве" характеристики объекта землеустройства отображаются в карте (плане) объекта землеустройства.
Указанный документ служит основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и в части разрешенного использования земельного участка.
В силу требований статьи 15 Закона о кадастре недвижимости карта (план) объекта землеустройства направляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Пунктом 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71, установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований является карта (план) соответствующего объекта землеустройства, то есть документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Согласно пункту 12 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, запись о границах муниципальных образований в реестре объектов недвижимости должна содержать описание местоположения границы муниципального образования в виде текстового описания местоположения границы муниципального образования и списка координат характерных точек границы муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании представленных в материалы дела документов, спорный земельный участок находится в черте сельского поселения и относится к категории "земли населенных пунктов".
Из положений статьи 85 ЗК РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и иные территориальные зоны.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ГКН. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Применяя по аналогии пункт 1 статьи 84 ЗК РФ, раскрывающий понятие "установление или изменение границ населенных пунктов", поскольку территории населенных пунктов также являются объектами землеустройства, следует сделать вывод, что установлением или изменением границ территориальных зон является:
- утверждение или изменение Карты (карт) градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования, отображающей границы территориальных зон.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе территориальных зон) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно статье 20 Федерального закона "О землеустройстве" подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.
Поскольку границы территориальных зон должны отображаться на Карте градостроительного зонирования, а определить (описать) их местоположение в установленной системе координат и соответственно отобразить их графически возможно только путем проведения работ по землеустройству и составления карты (плана) объекта землеустройства. Соответственно представительный орган местного самоуправления утверждает собственно карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, а не рисунок, воспроизводящий содержание указанной карты и размещенный на официальном сайте htt://fgis.economy.gov.ru/fgis/ администрации муниципального образования. Данные обстоятельства подтверждаются как в отзывах на кассационную жалобу, так и в выступлениях представителей КФХ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что согласно Согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельный участок с кадастровым номером 16:39:102501:117, расположенный по адресу: Малошильнинское сельское поселение, юго-восточнее н.п. Ильбухтино, согласно Генеральному плану Малошильнинского сельского поселения и решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселения" РТ от 16.12.2014 N 12/7 является территорией жилой застройки, вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1 - зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
В части 7 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости определено, что в случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
С учетом того, что Совет Малошильнинского сельского поселения, утвердивший Генеральный план сельского поселения в установленные сроки не направил сведения о категории земли, о разрешенном виде использования земли в кадастровый орган относительно рассматриваемого земельного участка, Гладковым Е.Н. 25.10.2016 было подано заявление в кадастровый орган о внесении изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 16:39:102501:117 в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением категории земли и изменении разрешенного вида использования земельного участка.
К данному заявлению были приложены следующие документы: 1) выписка из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7 (приложение выкопировка из генерального плана); дополнительно было предоставлено; 2) газета "Светлый путь" от 15.12.2010 N 145 (5308), в которой опубликовано заключение по результатам публичных слушаний по изменению категории земли и разрешенного вида использования земельных участков; 3) решение исполкома Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 18.06.2010 N 211 "О согласовании вида разрешенного использования земельного участка"; 4) протокол заседания Совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ от 04.09.2009 N 11; 5) протокол публичных слушаний по включению земельных участков в границы населенного пункта и изменению разрешенного вида использования земельных участков от 25.09.2009; 6) Согласование руководителем исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 25.01.2010 N 103; заявление руководителя исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан главе Малошильнинского сельского поселения "О включении земельных участков в границы населенных пунктов" от 25.01.2010 N 102.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.04.2010 N Д23-546 даны разъяснения по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земель земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта. В частности, в письме поясняется: "В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Законом о кадастре и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования кадастровых отношений орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания градостроительной документации об установлении или изменении границ населенных пунктов, на основании которой орган, принявший решение об утверждении генерального плана или схемы территориального планирования, направил в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, вошедших в установленные границы населенного пункта, направляемые в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о переводе в орган кадастрового учета, являются основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких земельных участков.
С учетом изложенного у ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ отсутствовали основания для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесение изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:102501:117, согласно утвержденному Генеральному плану территории Малошельниского сельского поселения Тукаевского муниципального района и представленной из исполнительного комитета Тукаевского муниципального района выписки из Генерального плана Малошельниского сельского поселения, утвержденного решением Совета муниципального образования Малошельниского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7, на спорный земельный участок.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонены доводы об отсутствии полномочий Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" по утверждению генеральных планов поселений.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ) до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относилось утверждение генеральных планов поселения.
В спорном случае, Генеральный план Малошильнинского сельского поселения был утвержден решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" 16.12.2014, то есть до 01.01.2015.
Пунктом 21 статьи 5 Устава муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан", утвержденного 01.08.2012 N 8/1, утверждение генеральных планов поселения относилось к вопросам местного значения поселения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.06.2017 N 1697 во исполнение представления прокуратуры Тукаевского района от 08.06.2017 N 02-08-03 Генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 отменен, отклоняется. На основании протеста прокуратуры Тукаевского района от 10.07.2017 N 02-08-02 постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 25.07.2017 N 2334 было отменено постановление от 16.06.2017 N 1697.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РТ от 21.03.2017 по делу N 33а-4574/2017 о признании незаконным бездействия главы Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" по не направлению в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о категории земель земельных участков и образованных их них земельных участков отклоняется, поскольку в названных судебных актах указывается на необходимость оспаривания решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ об отказе в учете изменений вида разрешенного использования земельных участков. Что и было сделано в рамках настоящего спора.
Таким образом, в рассматриваемом случае перевод завершен в момент установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов. Закрепленные в статье 8 Закона о переводе земель особенности перевода для земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов состоят в том, что установление или изменение границ населенных пунктов само по себе является переводом, информация о котором в уведомительном порядке направляется в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (Рекомендации НКС Арбитражного суда Северо-Кавказского округа).
Учитывая изложенное, руководствуясь нормами Закона о кадастре недвижимости, принимая во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (действовавшего в спорный период), Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", на основании установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий для признания незаконным оспариваемого решения, правомерно удовлетворив заявленные требования предпринимателя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2017 по делу N А65-449/2017 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2018 N 306-КГ18-1878), от 13.12.2017 по делу N А65-8412/2017, от 21.10.2016 по делу N А65-30645/2015, от 20.03.2018 по делу N А65-9091/2017.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании норм права, не опровергают правильность выводов суда, не подтверждают нарушение норм права при принятии обжалуемого судебного акта, а фактически направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, на что у кассационной инстанции отсутствуют полномочия в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А65-9158/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РТ от 21.03.2017 по делу N 33а-4574/2017 о признании незаконным бездействия главы Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" по не направлению в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о категории земель земельных участков и образованных их них земельных участков отклоняется, поскольку в названных судебных актах указывается на необходимость оспаривания решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ об отказе в учете изменений вида разрешенного использования земельных участков. Что и было сделано в рамках настоящего спора.
Таким образом, в рассматриваемом случае перевод завершен в момент установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов. Закрепленные в статье 8 Закона о переводе земель особенности перевода для земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов состоят в том, что установление или изменение границ населенных пунктов само по себе является переводом, информация о котором в уведомительном порядке направляется в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (Рекомендации НКС Арбитражного суда Северо-Кавказского округа).
Учитывая изложенное, руководствуясь нормами Закона о кадастре недвижимости, принимая во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (действовавшего в спорный период), Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", на основании установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий для признания незаконным оспариваемого решения, правомерно удовлетворив заявленные требования предпринимателя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2017 по делу N А65-449/2017 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2018 N 306-КГ18-1878), от 13.12.2017 по делу N А65-8412/2017, от 21.10.2016 по делу N А65-30645/2015, от 20.03.2018 по делу N А65-9091/2017."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2018 г. N Ф06-32054/18 по делу N А65-9158/2017
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32054/18
24.01.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14645/17
21.08.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9158/17
25.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9362/17